Blueprint
T

Праздник имени Мадонны

ФОТО:
 НИКИТА КАЛМЫКОВ, GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

ТЕКСТ:
 НИКИТА КАЛМЫКОВ

Мировое турне Мадонны The Celebration в самом разгаре. Мы уже вспоминали главные шоу и костюмы в карьере певицы. А наблюдениями и прежде всего эмоциями с самого шоу делится основатель бренда Odor Никита Калмыков, посетивший концерт в Антверпене и подобравший заодно к своим воспоминаниям саундтрек.

IT’S SO HYPNOTIC 

Я очень люблю масштабные стадионные шоу — режиссуру, костюмы, сценографию. Поэтому, когда в сети появились билеты на шоу Мадонны в Антверпене (именно там сейчас живет и работает Никита. — Прим. The Blueprint), не раздумывая решил идти. Кстати, по пути прекратился дождь, который шел сутки, утих ветер, и я увидел в небе самую яркую радугу. Хороший знак, чтобы расслабиться и без лишних ожиданий отлично провести вечер.

TIME GOES BY SO SLOWLY

Помешать этому мог разве что антверпенский Sportpaleis. И дело не только в спорных архитектурных решениях, но и в ужасной организации входов и хаотичном распределении потоков людей. Поэтому вместо запланированных 18:00 попасть внутрь удалось лишь к 19:50. Шоу еще и задержали на 2,5 часа. Ко второму часу ожидания весь зал начал скандировать Time go by so slowly, цитируя строчку из известного хита Мадонны Hung Up. К старту шоу все были уже изрядно уставшие — я тоже. Стоял и думал о том, как же нужно любить артиста, чтобы прождать его на ногах 4,5 часа (впрочем, 11 лет назад я уже простоял день на морозе в ожидании концерта Леди Гаги в «Олимпийском»).

LIVE TO TELL

По задумке концерт должен полностью охватить более 40 лет карьеры певицы. На деле почти все композиции — их было 35, не считая отсылок и цитат, — из 1980–1990-х. Я только обрадовался, поскольку именно этот творческий период мне ближе всего: считаю, что лучшая Мадонна — до альбома Confessions on a Dance Floor, выпущенного в 2005-м.


Концертный номер для этой песни посвятили жертвам СПИДа, ушедшим из жизни на исходе прошлого тысячелетия. Первым, и даже немного заранее, мы увидели портрет художника Мартина Бергойна — кажется, именно его фигуру Мадонна накрыла плащом на сцене в финале Holiday, предваряющей Live to Tell. Следом перед нами предстали Роберт Мэпплторп, Кит Харинг, Кристофер Флинн, Питер Худжар и многие другие — их фотографии зажигались огромными проекциями на спускающихся с крыши полотнах. Мадонна летала над стадионом в минималистичной, будто портретной раме, преклоняя колени перед этой галереей мерцающих лиц в кромешной темноте и, казалось, пела каждому. Последним появился портрет Фредди Меркьюри с подписью In loving memory of all the bright lights we lost to AIDS. Проникновенный вокал и магически выстроенный свет вызывали ступор, сменявшийся дрожью и слезами от минималистичных, но таких емких, сильных по смыслу визуальных эффектов.

SEX MUST GO ON

В следующем блоке на смену Танатосу пришел Эрос. В каждом номере отчетливо прослеживался любимый прием Мадонны — фетишизация католической эстетики. Номер Like a Prayer начинался процессией монахов с кадилами, во главе которой Мадонна под покровом кружевного кейпа следовала к «живому» алтарю, сформированному телами обнаженных танцовщиков. В танце с каждым из них Мадонна будто исповедовалась и все более раскрепощалась.

Кульминация всего — Erotica, действие которой разворачивалось на боксерском ринге. Номер завершился сценой петтинга Мадонны с собственным альтер эго в латексной маске — действие подчеркнуто иронично сопровождала музыкальная тема из Papa Don’t Preach. Далее нас ждала оргия под Fever с отсылкой к знаменитому поцелую Мадонны и Бритни Спирс на Video Music Awards 2003 — только теперь в объятиях Мэдж была танцовщица. И наконец, танцы топлес под Hung Up. Хочется отметить очень точные и лаконичные костюмы этого блока, играющие, как я люблю, на контрасте. Сексуальное кружево и чувственный шелк, макияж и прически в стиле старого Голливуда вступают в противоречивый симбиоз с религиозными атрибутами, закрытые робы — с бандажным бельем, а эстетика жестокого травматичного спорта — с подчеркнутой хрупкостью женского тела.

THE BEAST WITHIN

С политическими заявлениями Мадонна была осторожна — государственных флагов и плакатов с лозунгами не обнаружилось ни на сцене, ни на танцполе. Впрочем, и убедительного номера The Beast Within оказалось достаточно. Главными тут оказываются даже не два огромных кольца огня, а библейские сюжеты: от Мадонны, оплакивающей Христа, до Страшного Суда. Многофигурные танцы воспринимались как настоящие театральные зарисовки, иллюстрирующие борьбу созидания и разрушения и обещающие будущее без страданий и смерти.


Другим важным лейтмотивом шоу были протесты против гомофобии. Опять же никаких лозунгов — только кристально ясные визуальные решения. Например, архивные фотографии на экранах в интерлюдии к Vogue, который и сам по себе серьезный стейтмент в знак поддержки ЛГБТК±персон. Это кадры хроники восстаний и бунтов за расовое и сексуальное равноправие. И заканчивая портретом Марши П. Джонсон, трансгендерной активистки, которая приняла заметное участие в Стоунволлском восстании 1969 года, а в 1992-м была найдена мертвой в реке Гудзон. В конце блока Мадонна обернулась в радужный флаг — и это единственный флаг, который мы увидели за время шоу.


LET YOUR BODY MOVE TO THE MUSIC

Vogue — только часть целого блока, переносящего нас в атмосферу вог-бала и баттлов. В роле харизматичного конферансье Боб The Drag Queen, а главная звезда — дочь Мадонны Эстер. В комбинезоне Versace она открыла номер диджей-сетом, а закончила отменным вогингом и победой в импровизированном баттле с другими танцовщиками. Вог как танец и способ самовыражения вообще очень важная веха в истории развития равноправия как расового, так и сексуального — заслуги Мадонны в популяризации этой культуры сложно переоценить.

В этом туре вог показан настоящим праздником, пропитанным духом свободы, с непрекращающимися танцами, шутками и самыми зрелищными костюмами. Мадонна была в новой версии знаменитого платья-корсета с конусовидной грудью Jean Paul Gaultier. Боб — в платье Марии-Антуанетты, в котором сложно не считать отсылку к каноническому выступлению Мадонны с Vogue на VMA 1990 года. А танцовщики пришли в «самодельных» нарядах. Кто-то их будто собрал из находок по секонд-хендам, кто-то, кажется, перешил из старых вещей мамы, а кто-то повторил версии подиумных образов со страниц журнала Vogue. Прямо как и делали их предшественники в 1980-х и 1990-х.

MJ

Хватало в шоу визуальных и музыкальных трибьютов. Например, неожиданные мэшапы и каверы на Unholy Сэма Смита и Break My Soul Бейонсе — как раз те самые музыкальные сюрпризы, ради которых я в том числе хожу на концерты. В визуальных трибьютах помимо героев номера Live to Tell Мадонна вспоминала своих родителей и детей, Шинейд О’Коннор, Че Гевару и Фриду Кало. Последних двух — в латинском блоке концерта, который включал композиции Don’t Cry for Me Argentina, La Isla Bonita и I Don’t Search I Find, написанную Мадонной в Португалии под впечатлением от творчества местных художников и музыкантов (название отсылает к фразе Пабло Пикассо I don’t seek. I find).


В один момент, когда Мадонна прощается с тем самым альтер эго в латексе, она цитирует Never Can Say Goodbye Майкла Джексона. Джексону посвятили целый номер, в котором силуэты Майкла и Мадонны будто танцуют вместе. И вновь слайд-шоу из архивных фотографий и потрясающая музыка: Billie Jean замиксована с Like a Virgin, The Way You Make Me Feel с Angel.

LET THE PEOPLE COME TOGETHER

Celebration и Music в самом финале — объединяющие гимны музыке, любви и свободе, которые напоминают, зачем мы вообще здесь собрались. Все участники перформансов и танцовщики вновь на сцене, чтобы отпраздновать пережитый опыт вместе с нами. Костюмы в этом блоке вновь сложно стилизованные. На танцовщиках можно было узнать Vivienne Westwood, Barragan и некоторые Instagram-марки, например, Almarow и House of Malakai. Надо сказать, смотря на все наряды во время концерта, я думал, что арт-директором по этой части был Гурам Гвасалия. Ощущение подкрепляли его посты в соцсетях и намеки в статьях зарубежных изданий о предстоящем туре. Но оказалось, что он был дизайнером лишь пары полноценных образов и нескольких отдельных вещей самой Мадонны. Главными же стилистами шоу стали Аюб Йоханнес и Рита Мельсен — спасибо им за столь глубокую работу!

PS

Набор ярких эмоций сложно превратить в слитный текст, а вот собрать из невероятных номеров цельный спектакль у Мадонны получилось. Насыщенные танцевальные перформансы чередовались с эмоциональными соло. Моими фаворитами помимо Live to Tell стали Erotica, Vogue и La Isla Bonita, в которую плавно перешла I Will Survive, посвященная брату Мадонны Энтони Чикконе, которого не стало в начале 2023-го.


Важное признание: я видел Мадонну вживую — впервые. И если до концерта я еще вспоминал бесконечные скандальные новости о ней, о ее неудачных операциях, смехотворном желании молодиться и нелепой адаптации музыки к трендам, то теперь все это кажется не имеющим никакого значения.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}