Музыкальные события апреля
ФОТО:
АЛЕКСАНДР ПАНОВ, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
В середине весны голова идет кругом не только оттого, что все цветет, но и от обилия возможностей — концерты в филармонии и «ГЭС-2»; выступление рэпера Offset, Volkov ManiFEST; пластинки Bon Iver и The Waterboys... Но ничего не бойтесь. The Blueprint проведет вас по лабиринтам российской (и не только!) музыкальной сцены и поможет выбрать лучшие события из лучших.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
апрель
Концерты
Сонаты и псалмы. One Orchestra, One Consort, Ярослав Тимофеев
Альбомы
КОНЦЕРТЫ
«Импросхема»

14.03 — июнь
Арт-пространство «Артемьев», Москва
Уже в третий раз Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории совместно с SOMA Laboratory (компанией, создающей музыкальные синтезаторы) организуют «Импросхему» — выставку, лабораторию и фестиваль, посвященные электроакустической импровизации. В 2025 году отдельный акцент будет сделан на футуристических инструментах ростовского музыканта и инженера Papa Srapa. Большое внимание будет уделено лаборатории «Импросхемы» — в ней смогут принять участие как композиторы, так и звукоинженеры. Лекции, групповые и индивидуальные импровизации, воркшопы; в финале, 23 мая, пройдет презентация эскизов участников, которых еще и рекомендуют в электроакустическую лабораторию ЦЭАМ. Кроме того, в арт-пространстве «Артемьев» пройдет уже традиционная выставка; на этот раз главный экспонат — это светозвуковой треугольник, создававшийся специально для исполнения произведения композитора Симона Лефлера к фестивалю «Биомеханика».
«Тима ищет свет»
«Сто ручьев», Воронеж (26.03), «Кроп Арена», Ростов-на-Дону (27.03), Sgt. Pepper’s Band, Краснодар (28.03), «Белая лошадь», Волгоград (30.03), Mini, Тула (05.04), Фабрика Event Hall, Екатеринбург (06.04), Dom печати, Уфа (07.04), Werk, Казань (09.04), Nenavist’, Нижний Новгород (10.04), Soprano (ex. Blackpool), Иркутск (27.04), «Эрмитаж», Красноярск (28.04), «Подземка», Новосибирск (29.04), Lil Brazil, Барнаул (30.04)
Термин «русское инди» давно перестал быть даже зонтичным — так обзывают примерно любую новую группу, где есть гитара и кто-то поет. Тем не менее проект Тимофея Якимова «Тима ищет свет», созданный им еще в школе, кажется настоящим, трушным что ли инди. Музыкально — сплав из русского рока, хип-хопа, бардовской традиции и электронных инструментов. В лирике, как писал музыкальный критик Александр Горбачев, «...вопиющее отсутствие — отца, дома, любви и так далее, вплоть до совести». В общем, за окном rain, на душе pain, или «Просто будь со мной // В горе или в радости», как поется в последнем сингле группы «потанцуй со мной». В конце марта коллектив отправляется в большой тур от Воронежа до Барнаула — это хороший шанс приобщиться к звуку «Тимы...» (в особенности их последнего альбома, «небоскреб ч. 1» 2023 года) и полюбить трогательные и талантливые самокопания — есть за что.
VOLKOV ManiFEST

26.03, 01.04, 02.04
Градский холл, Москва
Ежегодный фестиваль петербургского контрабасиста Владимира Волкова приезжает в Москву. Три дня — три темы: джаз и Чик Кориа, академическая музыка и Модест Мусоргский, Франц Шуберт и... форель. В первый вечер музыку великого джазового пианиста Чика Кориа исполнит струнный состав в сопровождении всемирно известного валторниста Аркадия Шилклопера. Во второй Волков и компания (например, чудесная Алиса Тен) представят вариации на тему «Форели» Шуберта недавно ушедших из жизни композиторов Владимира Радченко и Павла Карманова, а также исполнят премьеру «Новой Форели» по мотивам Шуберта композитора Руста Позюмского. Ну а завершится мини-фестиваль «Картинками с выставки» Мусоргского («база», как выражаются организаторы) в исполнении оркестра «Дивертисмент». «Картинки» дополнят «Прогулки» — это произведение джазового трубача Вячеслава Гайворонского, рассказывающее, по его словам, о том, «как зритель “Картинок” переходит от одного изображения-истории к другому и что он чувствует и представляет себе в этот момент».
Маски. Шуман, Дебюсси, Шимановский
03.04
ДК «Рассвет», Москва
Со времен Средневековья в начале весны в немецкоязычной Европе отмечают карнавал или Fasching: праздник, связанный с переодеваниями и маскарадом, предвещающий Великий пост. Причудливые маскарадные тени, двойники, открывающие ворота из мира реального в мир воображаемый — все это на импровизированном карнавале представит в ДК «Рассвет» студентка Венской консерватории, участница и организатор концертов в Австрии (Gesellschaft für Musiktheater Wien, Boesendorser Salon Wien) и России (Дом творчества Переделкино, благотворительный фонда «Вера») пианистка Беата Прохорова. Помимо знаменитого цикла Роберта Шумана «Карнавал», на концерте прозвучат «Маски» польского композитора Кароля Шимановского, обрамленные «Масками» же Дебюсси, «Арлекином» французской пианистки Сесиль Шаминад и «Паванами» итальянского композитора Альфредо Казеллы.
«Обстоятельства»
Base, Москва (06.04), «Космонавт», Санкт-Петербург (24.04)
В ожидании нового списка The Blueprint 100 советуем посетить концерты героев предыдущего года — например, чебоксарского поп-дуэта «Обстоятельства». Как мы писали, это наш ответ The Neighborhood, The XX и другим группам, создающим меланхоличную музыку для своих романтичных и тревожных современников, — вышедший в декабре мини-альбом «Игра света и тени», открывающийся строчками «Если так легче // Режь эти провода // Я не отвечу // Хоть жить без тебя — это // Шаг в бесконечность», лишь подтверждает сказанное. 2024-й Костя Максимов и Леня Оливанов провели в большом туре; после, как это называют сами музыканты, «зимней спячки», дуэт возвращается с выступлениями в двух столицах. Ностальгия, мрачный саунд-дизайн и стадионные бэнгеры в комплекте.
Другое пространство. Continuo

10.04
Концертный зал им. П. И. Чайковского, Москва
10 апреля в московской филармонии пройдет концерт с программой, которую пропускать нельзя ни в коем случае — мало того, что к 100-летнему юбилею Пьера Булеза исполнят его «Импровизацию II» по стихотворениям Стефана Малларме для сопрано, арфы (!), фортепиано и ударных, так еще прозвучит Dox-Orkh франко-греческого авангардиста (а еще архитектора, ученика Ле Корбюзье и Оливье Мессиана) Яниса Ксенакиса, Morte di Borromini современного итальянского классика Сальваторе Шаррино и премьера российского композитора Владимира Раннева «Дальше — тишина». Все это — в исполнении вездесущего Российского национального молодежного симфонического оркестра под управлением Филиппа Чижевского, скрипачки Татьяны Гринденко, сопрано Варвары Гансгорье и с комментариями музыковеда Ярослава Тимофеева.
Сонаты и псалмы. One Orchestra, One Consort, Ярослав Тимофеев
16.04

ГЭС-2, Москва
И снова Ярослав Тимофеев, и даже снова, не побоимся этого имени, Саламоне Росси — в январе солисты оркестра и хора musicAeterna исполняли в питерском Доме Радио произведения итальянского барочного композитора рубежа XVI-XVII веков Росси, и вот теперь, все к тому же внушительному 455-му дню рождения в «ГЭС-2» пройдет похожее мероприятие. Только с иным ансамблем: One Orchestra, основанный двадцать лет назад скрипачом Владиславом Пестиным, и сопрано Алиса Тен. Росси, иудей гастролировавший по всей Италии, походя реформировал синагогальное пение (записал традиционные песнопения в полифоническом стиле). Об этом и расскажет Ярослав Тимофеев (как и о подписи композитора «Саламоне Росси, еврей»), его комментарии будут не менее важны, чем исполнительский талант музыкантов — впрочем, ни в том, ни в другом мы нисколько не сомневаемся.
Offset
18.04
МТС Live Hall, Москва
Несколько недель назад бегущая строка ТАСС сообщила сидевшему в кофейне напротив редактору культуры The Blueprint: «Владимир Путин встретился с американцем». В России, как известно, демократия, так что встретятся с американцем и простые смертные — 18 апреля в Москве пройдет концерт всамделишного рэпера из Джорджии Offset. Бывший участник культового трэп-коллектива Migos уже успел выпустить два сольных альбома (оба — на легендарном лейбле Motown и в сотрудничестве со звездами в диапазоне от Трэвиса Скотта до Cardi B), покорить чарты Billboard и получить три номинации на «Грэмми». Пока концерт Канье/Йе все откладывается (да и нужен ли он?), это лучшая возможность приобщиться к мировой музыкальной культуре без VPN.
АЛЬБОМЫ
The Waterboys, Life, Death and Dennis Hopper

04.04
Шотландскому коллективу The Waterboys в 2025-м стукнет 42, а это, как мы помним, ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Ответ, который The Waterboys искали десятилетиями — как мы писали, замысловатый микс из фолк-рока, нью-вейва и стадионного звучания вывел The Waterboys в число лидеров британского рока восьмидесятых; в 2010-х они добавили к рецептуре фанк и блюзы, но ключ к отгадке нашелся только сейчас. Связующим звеном между разными ипостасями The Waterboys на шестнадцатом альбоме группы выступит биография Денниса Хоппера, фотографа и художника, режиссера «Беспечного ездока», звезды «Апокалипсиса сегодня» и «Синего бархата». Рассказать ее помогут Брюс Спрингстин и Фиона Эппл — мудрецы англоязычной поп-музыки — исполнившие с Майком Скоттом и ко эпос о легендарном американце.
Black Country, New Road, Forever Howlong

04.04
Британские арт-рокеры продолжают радовать –— совсем недавно вышел дебютный сольник Джорди Грипа, бывшего лидера black midi, затем последовал новый альбом Squid, а теперь вот и Black Country, New Road разразились третьим диском. За несколько дней до выхода предыдущей пластинки коллектива, Ants from Up There, солист Айзек Вуд заявил о том, что покидает группу из-за проблем с психическим здоровьем. Состав чуть изменился, и теперь Льюис Эванс, играющий в коллективе на флейте и саксофоне, заявляет, что настроение на новых треках окрашено в поп-музыкальные тона. Так мы и поверили. От Black Country, New Road стоит ждать чего угодно, кроме «поп-музыкальности». Вот и скрипачка Джорджия Эллери, подменяющая в роли вокалиста Вуда, подтверждает: она кокнула свою скрипку и ничтоже сумняшеся заменила ее для записи на мандолину.

Bon Iver,
SABLE, fABLE
11.04
Честно признаться, музыкальных откровений от пятого альбома Bon Iver мы не ждем — они как застолбили за собой в 2007-м место в инди-фолк-пантеоне двумя «Грэмми», так и остались не то чтобы почивать на лаврах, но, скажем, закреплять успех (разве что на 22, A Million метнулись в сторону арт-попа, да и там с заметным налетом устного народного творчества). Примеры для подражания, которыми артисты вдохновлялись, работая над SABLE, fABLE тоже все очевидные: немного соула, немного r’n’b, софт-рок и бардовская песня — все это слышно в синглах Walk Home и Everything Is Peaceful Love. И вроде бы все такое предсказуемое и понятное, но подумайте, какая это по нашим временам роскошь — заниматься тем же, что и восемнадцать лет назад, и все эти годы оставаться лучшими в своем деле. Bon Iver, несомненно, лучшие.

Beirut, A study of Losses
18.04
Восемнадцать новых песен от самых ламповых фолк-рокеров (с оркестром!) на свете — A study of Losses основывается на книге современной немецкой писательницы Юдит Шалански «Каталог утраченных вещей», повествующей о двенадцати потерях: от вымершего туранского (или каспийского) тигра до утраченного фильма Фридриха Мурнау «Мальчик в синем» и снесенного Дворца Республики в Берлине. Beirut же взяли книгу и превратили в саундтрек для шведского циркового представления Kompani Giraff — в музыку про «вопиющее отсутствие», с которой начинался этот материал.