Тропы Славы
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
18 октября Вячеслав Валерьевич Машнов, также известный как Гнойный, Соня Мармеладова, Бутер Бродский и Слава КПСС, выпустил альбом «Россия34», заставивший критиков говорить о звезде рэп-баттлов семилетней давности как о важнейшем российском рэпере 2020-х годов. Но как и когда трикстер превратился в искреннего музыканта, которому есть что сказать? Специально для The Blueprint поэт и редактор Михаил Постников рассказал о том, как Славе КПСС удается говорить о наболевшем, не снимая шутовского колпака.
Та кукурузинка, что не взорвалась в попкорне
Oxxxymiron VS Слава КПСС (Гнойный)
Со времен знаменитого баттла Славы КПСС и Оксимирона каждые несколько лет стабильно повторяется одно и то же: Слава выпускает альбом, который нельзя с полной уверенностью назвать юмористическим, а потом все вокруг начинают обсуждать, что «кто бы мог подумать, но этот клоун и трикстер на самом деле серьезный и вдумчивый человек». Сейчас, когда вышел альбом «Россия34» — самая масштабная попытка артиста говорить о своей жизни прямолинейно, — такие обсуждения в музыкальном сообществе снова начнутся (уже начались). А потом, когда рэпер опять выпустит какой-нибудь мемный трек, — снова затихнут. Но не желая продолжать эту игру мнений, которые меняются на противоположные в зависимости от релизов, постараемся взглянуть на творчество Славы КПСС последних семи лет и на пяти примерах покажем, что музыкант был серьезен всегда.
Rickey F VS Соня Мармеладова
[1]
«Солнце мертвых» (2017) — некрореализм с человеческим лицом
Первый полноформатный студийный альбом Владислава Машнова под псевдонимом Слава КПСС вышел через несколько месяцев после прославившего его турнира — в октябре 2017 года. Релиз был приурочен ко второй годовщине смерти писателя Юрия Мамлеева, тексты которого подарили альбому натуралистическую монструозную образность и тематику «русской тоскливой хтони». Поклонники рэпера и до этого знали, что он человек начитанный и играючи может отсылать в своих текстах одновременно к Фалесу, Пармениду, и Симбе из мультфильма «Король Лев». Но после «Солнца мертвых» на него впервые обратили внимание не только нишевые издания, но и более массовые — хотя в восторге были не все. Понятно почему: альбом хоть и отличается интонационно от прошлых пародийных записей Славы, но больше походит на стилистическое упражнение в жанре хоррора. Как сказал Лев Толстой про Леонида Андреева: «Он пугает, а мне не страшно». Страшно станет потом, когда Слава расскажет, что настоящие чудовища — в глазах смотрящего.
«Солнце мертвых» (2017)
[2]
«Чудовище погубившее мир» (2020) —
жизнь в худшем из миров
После первого витка известности проходит три насыщенных года, во время которых Вячеслав активно выпускает альбомы и микстейпы, развивает бесчисленные параллельные проекты, снимается в рекламе и телешоу и... страдает от депрессии. Приход популярности совпал с обострением зависимостей и болезненным расставанием с девушкой, в результате чего Слава на два месяца лег в психиатрическую клинику. Истории одиночества, падения и ненависти к себе и посвящен альбом «Чудовище погубившее мир», после которого Слава собирался уходить из рэпа. Альбом похож на прощание с надеждами и иллюзиями относительно собственной важности. Одновременно это отпевание рэпа и пародия на романтические представления о рэперском успехе, да и на всю индустрию: альбом заканчивается почти 12-минутной песней-эпитафией русскому хип-хопу.
«Чудовище погубившее мир» (2020)
«Бутер Бродский 2» (2022) — злобный шепот из-под палки
[3]
Из рэпа Слава КПСС все-таки не ушел, но студийные концептуальные альбомы выпускать на время перестал. Очередной релиз вышел в декабре 2022 года, это был мини-альбом «Бутер Бродский 2», названный в честь одного из псевдонимов музыканта, который тот использовал для мрачного остросоциального рэпа, реагирующего на актуальную повестку. Эта пластинка со всей прямотой декларирует отказ от эпатажной аполитичности, которой рэпер щеголял во многих интервью (хотя, если вспоминать его песню о протестах в Хабаровске, становится понятно, что это всегда было позой). На альбоме Слава поет о ядерной войне, о похоронном бизнесе (используя репортажи Ивана Голунова), о сопротивлении и невозможности протеста, о самоцензуре; откликается на песню Шамана «Я русский» и критикует разделение на «уехавших и оставшихся». Впрочем, на каждое заявление и на каждый лозунг в песнях находится иронический двойник, из-за чего восстановить позицию, анализируя только тексты, практически невозможно. Но творчество — это не прямолинейная агитация, а смысл альбома несложно понять по жестам и интонациям.
«Бутер Бродский 2» (2022)
[4]
«Горгород 2» (2023) — уж не пародия ли он?
Как в этот список попал альбом, откровенно пародирующий Оксимирона? Ни его, ни «Бутер Бродского 2» не принято включать в классический список «серьезного творчества» Славы КПСС. Выход «Горгорода 2» заставил критиков разочароваться и говорить о том, что исполнитель стал заложником собственной клоунской иронической маски. Альбом — пересмешническое фанфик-продолжение «Горгорода», в котором все важные образы, сюжетные линии и личность автора оригинала вывернуты наизнанку. Голос на автоответчике с женского меняется на мужской (героиня Кира стала Киром), главный герой не умер, но стал неудачником, а потом лидером тоталитарной секты, количество сюжетных поворотов и внезапно возникающих родственных уз между персонажами напоминает мыльную оперу, а заканчивается альбом каламбурным обыгрывынием уже новой песни Оксимирона: «Ой, да в п***** [к черту] — не пересобрать уже <...> Если IKEA уйдет, то наш дом/ Не пересоберем, не пересоберем». Но нужно ли называть альбом несерьезным только на основании того, что в нем преобладает иронический элемент? Как показывают исследования поэтики Славы КПСС, исполнитель даже в своих пародийных треках занимает мерцающую позицию между юмором и искренностью, как это делали поэты-концептуалисты и постконцептуалисты. И тогда можно взглянуть шире на контекст, в котором вышел «Горгород 2», увидев в этом альбоме растерянность, абсурд и хаос мира, тоску по времени простых ответов и прямолинейного сюжета первого «Горгорода».
«Горгород 2» (2023)
[5]
«Россия34» (2024) — не новая искренность
Наконец, мы подошли к новому альбому Славы КПСС «Россия34» — попытке поговорить о собственной жизни без трикстерской дистанции. В этот раз рэпер, которому в мае как раз исполнилось 34 года, представляет слушателям исчерпывающий рассказ о своей жизни и истории России, которую через эту жизнь можно увидеть. Это история бедности, которая остается в голове даже после того, как ты разбогател, история зависимости и смерти, мужского насилия и пацанского братства — больше всего альбом напоминает русскоязычный автофикшн и по тематическому наполнению, и по желанию описать свой опыт так, чтобы он воспринимался слушателями как искренний и свободный от риторики. Слава уже успел сказать, что считает этот альбом лучшим, что сделал русский рэп за последние 10 лет, а музыкальные критики, немного снижая пафос, заявили, что альбом как минимум значительный и выводит Славу из гетто рэперов, пишущих песни-мемы. Размах и направление альбома впечатляют, но песни иногда как будто бьют мимо цели.
«Россия34» (2024)
Все-таки установка на искренность присуща большой части русского рэпа, против которого Слава всегда выступал. От большинства исполнителей Слава КПСС отличается в этом альбоме разве что отсутствием героического мифотворчества с присущей ему брутальностью и культом смерти — в песнях, где этот культ деконструируется, рэпер кажется как никогда убедительным. «Россия34» в очередной раз доказывает, насколько несправедливы упреки в отсутствии вкуса/позиции/идей у Славы КПСС. Будем надеяться, что за этой свинцовой серьезностью снова проявится многоликость и разнообразие интонаций, которыми рэпер так ценен.