Blueprint
T

Издательство молодая гвардия 

В книжном бизнесе последних лет происходит самая большая революция со времен появления электронной книги Kindle и ее экосистемы в Amazon. Новую революцию совершают уже не инженеры, а сами подростки в книжном сегменте социальной сети TikTok — полноценного доступа к которой российские пользователи не имеют уже больше года. Спрос пользователей буктока меняет индустрию и влияет на то, что мы будем читать в ближайшие годы. Дарья Митякина отмотала букток к истокам, чтобы узнать как все началось, какие книги становятся популярными и почему виноваты опять подростки.

Долгое время книжная экосистема работала по вертикальной модели. Экранизации, книжные клубы знаменитостей, литературные премии и отзывы влиятельных критиков: другими словами, чтобы книга расходилась большими тиражами, требовался маркетинговый толчок сверху (и то работало не всегда). Новый истеблишмент — пользователи сервиса коротких видео TikTok, выбирающие хештег #booktok с 136 миллиардами просмотров.

Тон современному книжному рынку задают видео длиной меньше 60 секунд, в которых пользователи делятся личными рекомендациями и впечатлениями.

Видео на книжную тематику в интернете — не новинка: их постили и раньше в YouTube. Многие форматы перекочевали из буктьюба в букток, но эта эра отличается широтой экспансии: невооруженным глазом можно обнаружить прямую связь между упоминаниями книги в TikTok и увеличением ее продаж.


#booktok

TikTok, пандемия и аутентичность

Взлет буктока пришелся на 2020 год, и сошлось тут разом несколько факторов: сам TikTok рос как на дрожжах, а у зумеров (родившиеся после 2000 года — главные пользователи платформы) во время пандемии появилось время и пространство для чтения. К тому же книги давали эмоциональный подъем и чувство объединенности в изоляции. Влияние буктока сначала ощущалось в продажах young-adult (литературы для подростков), а потом перешло и на прочую художественную литературу и нон-фикшн.

Механика буктока не слишком отличается от инфлюенсерской в целом: по сути, блогеры делают те же обзоры на продукты. Но здесь проплаченные коллаборации — скорее редкость. В духе новой этики зумерам важно использовать платформу для продвижения историй и авторов, в которых они верят. Такая аутентичность привлекает лояльную аудиторию, которая действительно идет и покупает рекомендованную книгу.

Популярные книги

Букток похож на кафетерий в американском хай-скул-фильме: за разными столами сидят разные клики. Есть ниши с видео про отдельных авторов, расхожие места (например, троп «из врагов в любовники») и настроения: от книг для грустного лета до софт-порно. Чаще всего ролики содержат не критический обзор, а эмотивный отклик. Видео, где читатель_ницы кидают книгу через комнату или плачут в таймлапсе в хештеге #booksthatmakeyoucry, набрали уже 46 миллионов просмотров.

Канон буктока строится на наборе любимых поджанров. Это янг-эдалт, переложения классики на новый лад, любовный роман и легкая эротика, триллеры, фэнтези (в русскоязычном буктоке популярно фэнтези). Для успеха книги важен шок-фактор — например, смерть главного персонажа. Если сводить популярные в буктоке книги к одному примерному архетипу, получится мистический сюжет с горячей романтической линией и неожиданными сюжетными поворотами — самое то для мейнстримной аудитории от 16 до 24 лет.


Важна и эстетическая составляющая книги как объекта. Пользователи часто восхищаются нестандартной версткой и удачными суперобложками. Не меньшей популярностью, чем видео про сами книги, пользуется контент о читательской культуре. Ролик британца Джека Эдвардса, одного из самых популярных книжных блогеров, где тот считает свою домашнюю коллекцию на предмет того, может ли она являться библиотекой (нужно набрать тысячу книг), набрал больше 8 миллионов просмотров. Настоящий фетиш — аннотирование книг стикерами и пометками: 356 миллионов просмотров.

Новые механизмы

Вытаскивать книги из забвения — одно из самых любимых занятий буктока и абсолютное ноу-хау. Ярким примером оказывается история «Песни Ахилла» американской школьной учительницы Мадлен Миллер. Спустя девять лет после публикации тиражом в 20 тысяч копий (небольшое число для американского книжного рынка) пересказ «Илиады» на новый лад попал в список бестселлеров The New York Times. Все потому, что старшеклассница Селин Валез запостила про книгу в букток, а вслед за ней — и тысячи других пользователей. То же произошло с американкой Колин Гувер, которая начинала с селф-паблишинга на сервисе Amazon (о королеве любовных романов мы писали подробно здесь). Один из самых недавних примеров такого успеха — трогательный: дочь адвоката, который 14 лет писал триллер, а потом еще 11 лет ждал продаж, завирусила книгу отца, сняв про него тикток.


Книжная индустрия, консервативная и неторопливая, все-таки мотает на ус. Крупнейшая в США сеть книжных магазинов Barnes & Noble теперь делает выкладки с подписью Booktok Made Me Buy It, а многоуважаемое издательство Simon & Schuster собирает книжные посылки блогерам. Серия Harper Voyager (публикуют «Игру престолов» Джорджа Мартина) даже запустила первый книжный тикток-дом — сообщество блогеров и авторов вокруг научной фантастики и фэнтези. Тем не менее настоящие вирусные моменты пока что все еще создают обычные пользователи.

Букток меняет не только на то, как мы покупаем книги, но и на то, что мы вообще можем купить. Он высветил огромный читательский интерес к жанровой литературе, который издатели постепенно начинают удовлетворять. Это хорошо видно на русскоязычном книжном рынке: популярнейшие Popcorn Books выпускают любимую буктоком литературу для подростков, а «Дом историй», новое издательство от бывшей команды сервиса аудиокниг Storytel, специализируется на комфортной жанровой литературе — любовном романе, детективе и фэнтези.


Культурный сдвиг: подростки и фанатские сообщества

Букток важен не только как книжный тренд. Перед нами молодое и влиятельное онлайн-сообщество, которое демонстрирует, что самая ценная валюта сейчас — не культурная критика, а эмоциональная вовлеченность. Ролики с миллионами просмотров, в которых пользователи создают визуальные трейлеры к книгам и косплеят персонажей, похожи на культуру фанфиков — фанатского искусства на основе любимых историй. На примере буктока хорошо видна специфика современного мейнстрима: абсолютная гегемония подростков в литературе, на телевидении и в кино, а также тотальная доминация фанатских сообществ.

Комьюнити лихо критикуют — за поверхностное продвижение одних и тех же двадцати книг и вместе с этим культуру вейста и шопомании. В книжном интернете в феврале громко прозвучала статья книжного обозревателя Барри Пирса в GQ. Пирс обвинил букток в перформативной эстетизации чтения, в рамках которой важнее слыть читателем, чем читать. В ответ буктокерша Кэмерон Капелло назвала его мнение мизогинным по отношению к преимущественно женскому сообществу, которое открыто говорит о своей любви к социально порицаемым жанрам — эротике и любовным романам. Все это, конечно, вода под мостом: спекуляции об этичности и валидности платформы пока что разбиваются о чистую силу генерируемого ею спроса.


Многие интеллектуалы никогда не слышали о буктоке и его астрономических продажах, а если и слышали, то считают это чем-то незначительным. Правда, иногда популярность книг в буктоке может превращаться в настоящий политический заряд. Книга Елены Малисовой и Катерины Сильвановой «Лето в пионерском галстуке» (кстати, выросшая из фанфика) про отношения пионера и вожатого вышла в Popcorn Books в 2021 году. Вирусность в русскоязычном буктоке и 200 тысяч проданных печатных копий привлекли внимание ультраконсервативного писателя Захара Прилепина. После алармистского поста в его телеграм-канале книгу публично осудили режиссер Никита Михалков и депутат Госдумы Виталий Милонов. Кампания против «Лета в пионерском галстуке» разворачивалась летом 2022 года, закон о запрете «пропаганды ЛГБТ» был принят в России всего несколькими месяцами позже.


Что почитать из хитов буктока?

«Испанский любовный обман», Елена Армас (перевод Елены Парахневич), Inspiria, 2023

В дебюте испанской писательницы герои проходят старейший путь от ненависти до любви, притворяясь парой на свадьбе. Думаем, что экранизация, права на которую уже куплены, продолжит новую волну ренессанса ромкомов. У хештега #thespanishlovedeception — 276 миллионов просмотров.


«Грозовой перевал», Эмили Бронте (перевод Надежды Вольпин), «Эксмо», 2022

Как сказали бы в буктоке: готика, сложная женская героиня, трагичная (токсичная) любовь, сюжетный поворот, нескучная классика! У тематического хештега с видео под одноименную песню Кейт Буш и альбом folklore Тейлор Свифт — 91 миллион просмотров.

«Автобиография красного», Энн Карсон (перевод Юлии Серебренниковой), No Kidding Press, 2021

Тем, у кого уже нет сил слышать про Мадлен Миллер, может понравиться поэтический ретеллинг мифа о краснокрылом чудовище в декорациях романа взросления — с душераздирающей любовной линией и метакомментариями. Видео про Карсон, эллинистку с чувством юмора и канадскую кандидатку на Нобелевскую премию по литературе, собрали 2,6 миллиона просмотров.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}