![](/upload/25623/vms/7cc56fa70123fd14de7aa584d97ac78d_small.jpg)
Тело Оливии
Исследовательница социальной атомизации («Одинокий город») и писательского алкоголизма («Путешествие к Источнику Эха») Оливия Лэнг возвращается с новой книгой — на этот раз предметом ее интереса выступает человеческое тело и история его многовековой борьбы за независимость. «Тело каждого. Книга о свободе» пестрит громкими именами — Оскар Уайльд, Нина Симон, Маркиз де Сад, Сьюзен Сонтаг, Мартин Лютер Кинг, Андреа Дворкин, Уильям Берроуз — герои писательницы болеют, сходят с ума, протестуют, отбывают сроки и исследуют границы своей сексуальности. Неотъемлемым персонажем выступает и сама Лэнг с ее непростыми взаимоотношениями с собственным и чужими телами. Разбираемся в биографии одной из самых популярных британских писательниц современности.
Гостиная Оливии Лэнг увешана портретами Уорхола, Боуи и Войнаровича. Героев своих книг она трогательно называет домашними привидениями. В особняк XVIII века с цветущим садом в графстве Суффолк они с мужем, поэтом Иэном Патерсоном, переехали во время локдауна. С тех пор Лэнг ведет размеренную жизнь: пишет и ухаживает за садом. Ее профиль в запрещенной в России соцсети Instagram так и подписан — writer/gardener. 45-летняя Лэнг — одна из самых популярных британских писательниц, арт-критикесс и культурных журналисток нашего времени. Величина, уже почти сопоставимая с Джоном Берджером, автором революционной книги «Искусство видеть» и одноименного телесериала на BBC 1970-х. Ее книги и эссе, представляющие собой смесь художественной критики, мемуаров, путевых дневников и научных исследований, удостоены множества премий, ими зачитываются Ник Кейв и Хлоя Севиньи.
На сегодняшний день писательница выпустила четыре нон-фикшен-книги, один роман и коллекцию эссе, написанных для различных изданий. Лэнг прославилась умением сочетать личное с общественным и политическое с художественным. В ее вселенной, пронизанной одиночеством, тревогой и травмами, могут сосуществовать такие полярные личности, как Вирджиния Вулф и Уильям Тернер, Фрэнсис Бэкон и Нина Симон. «Выбрав тему, я начинаю подбирать к ней состав героев, которые могли бы переживать то же, что и я, чей опыт похож на мой собственный», — рассказывает она о своем методе.
![](/upload/25623/vms/5e7214edd52b6b5a26fd50befe94b1ec_small.jpg)
Каст у новой книги «Тело каждого. Книга о свободе», как всегда, впечатляет — это писатели Оскар Уайльд, Сьюзен Сонтаг, Андреа Дворкин, Уильям Берроуз, художники Ана Мендьета, Филип Гастон, Агнес Мартин, активисты и правозащитники Малкольм Икс, Байард Растин, Мартин Лютер Кинг, а также ныне забытый родоначальник телесно-ориентированной терапии и протеже Фрейда — Вильгельм Райх, которому Кейт Буш посвятила песню Cloudbusting. Именно он изобрел термин «сексуальная революция», скрестил психоанализ с марксизмом, пропагандировал женскую сексуальную свободу и собирал целительную (на его субъективный взгляд) сексуальную энергию в самодельных «оргонных аккумуляторах» — в одном из таких ящиков запечатлен Курт Кобейн на знаменитой фотографии.
Курт Кобейн в оргонном аккумуляторе, 1993
На примере историй, опыта и ошибок своих героев Лэнг размышляет о сексуальности, насилии, свободе и идентичности — вопросах, волновавших ее саму на протяжении всей жизни. В честь выхода новой книги реконструируем биографию писательницы с помощью ее произведений и взаимоотношений с персонажами.
Путешествия
Лэнг верит, что места умеют хранить человеческие истории. В основе ее эссеистической трилогии лежат три реальных путешествия: она совершает паломничество к реке Уз, где в 1941 году утонула Вирджиния Вулф («К реке»), фланирует по лиминальным пространствам зимнего Нью-Йорка, воображая себя героиней картин Эдварда Хоппера («Одинокий город»), проезжает на поезде через всю Америку по местам славы знаменитых писателей-алкоголиков — Чивера, Фицджеральда, Хемингуэя и Уильямса («Путешествие к Источнику Эха»). Печатные издания книг даже снабжены картами ее маршрутов.
![](/upload/25623/vms/80f1b6f3277bbfc10cb686b0ffcec7d2_small.jpg)
Эдвард Хоппер, «Полуночники», 1942
Перед началом работы над «Телом каждого» Лэнг пообещала себе: больше никаких поездок и прогулок! На этот раз писательница ограничилась интеллектуальным путешествием сквозь эпохи, теории и факты. Пункты назначения не столь романтичны и живописны, как в предыдущих книгах. Это тюрьмы XVIII–XIX веков, где отбывали сроки Оскар Уайльд и Маркиз де Сад, веймарский Берлин — один из самых толерантных в сексуальном плане городов того времени, Вена 1927 года с протестами против действующего правительства и жесточайшим вооруженным разгоном демонстрантов, штат Миссисипи эпохи Мартина Лютера Кинга и, наконец, Шарлоттсвилль наших дней с маршами ультраправых, свидетельницей которых стала сама Лэнг.
Одиночество
«Я провела некоторое время в Нью-Йорке, на этом бурлящем острове из гранита, бетона и стекла, ежедневно переживая одиночество», — пишет Лэнг в предисловии к «Одинокому городу». Она прибывает на Манхэттен со свежеразбитым сердцем, которое оплакивает в компании произведений искусства из коллекций музеев Гуггенхайма и MoMA, и вскоре обнаруживает, что их авторы были не менее одинокими, чем она сама. Хоппер с его отстраненными силуэтами, нарциссичный Уорхол и стрелявшая в него городская сумасшедшая Валери Соланас, затворник-гений Генри Дарджер и бывший беспризорник Дэвид Войнарович, который в 23 фотографиях задокументировал смерть своего товарища от СПИДа — все они по-своему фиксировали состояние брошенности и отчужденности.
![](/upload/25623/vms/57751fa74aa4832d69990219288f482e_small.jpg)
Генри Дарджер
Одиноких персонажей предостаточно и в новой работе Лэнг. Причиной их изоляции становились аресты, болезни, личные конфликты, зависимости, войны и сегрегация, но были и те, кто выбирал путь отшельника осознанно. В 1967 году 56-летняя американская художница-абстракционистка Агнес Мартин в одночасье бросает карьеру в Нью-Йорке и уезжает на пикапе в пустыню Нью-Мексико — подальше от цивилизации, гендерных предубеждений (Мартин отказывалась идентифицировать себя женщиной) и симптомов болезни (еще в молодости у нее диагностировали параноидальную шизофрению). Похожий побег в дикую природу совершила и сама Лэнг во времена своей молодости. 20-летняя девушка прожила четыре месяца отшельницей на заброшенной ферме в Сассексе, желая слиться с природой и тем самым искупить преступления человечества против окружающей среды.
Райские сады
![](/upload/25623/vms/b2e7bf688706bfc6e90e1813975f9e0d_small.jpg)
Перед тем как самоизолироваться на ферме, Лэнг провела лето 1997-го... на дереве. После отчисления из университета она ударилась в экоактивизм прямого действия и отправилась в Дорсет спасать лес, через который собирались проложить скоростное шоссе. Оливия защищала деревья от вырубки собственным телом, не слезая с них ни днем ни ночью, — ей пришлось спать в гамаке, передвигаться по веревкам и научиться видеть в темноте. Участок леса удалось героически отстоять, а воспоминания тех дней легли в основу эссе «Дикарка» (из сборника «Непредсказуемая погода»). Позднее Лэнг решает превратить свою страсть к растениям в профессию: отучившись на кафедре физиотерапии, перед тем как полностью переключиться на журналистику, она несколько лет работает специалистом по лечебным травам.
![](/upload/25623/vms/46ad82a2785c688c4ca26eab00bc0a77_small.jpg)
Дерек Джармен. «Сад», 1990
![](/upload/25623/vms/8ef9e63ab6f2d3a19aa6354afefa71c1_small.jpg)
Дерек Джармен перед своим домом на мысе Дандженесс, 1992
Любовью к природе пронизан ее нон-фикшен-дебют «К реке», где факты из истории Англии и зарисовки из жизни Вирджинии Вулф перемежаются медитативными описаниями флоры и фауны берегов Уз. По словам Лэнг, главным источником вдохновения для ее первой книги послужили дневники британского экспериментального режиссера и художника Дерека Джармена — «Современная природа». В 1980-е Джармен узнает, что болен СПИДом, и решает посвятить последние годы жизни своему давнему увлечению — садоводству. В дневниках, для которых Лэнг написала предисловие, он рассуждает о прогрессирующей болезни и описывает терапевтический процесс обустройства сада-оазиса, ставшего его последним произведением искусства. Свое будущее исследование Лэнг обещает посвятить райским садам — источнику жизни, красоты и надежды.
ЛГБТ и феминизм
В книгах, статьях и интервью Лэнг часто упоминает свою небинарную гендерную идентичность (при этом формально состоит в гетеросексуальном браке и применяет к себе местоимение «она»). Писательница росла в семье «лесбиянок и алкоголичек» в 1980-е — во времена, когда в Англии действовала тэтчеровская 28-я статья, запрещавшая «пропаганду гомосексуализма», — к 1988 году большинству государственных организаций пришлось прекратить финансирование групп помощи ЛГБТК+ - людям (притом что в 1985 году мэром Манчестера стала открытая лесбиянка), а в школах была введена цензура. «Внутри я себя всегда ощущала мальчиком, женственным мальчиком-геем — оказавшимся в неправильном месте, в неправильном теле и в неправильной жизни», — вспоминает писательница свои школьные годы. В 9 лет Лэнг впервые побывает на гей-параде, в подростковом возрасте увлечется феминизмом, а позже начнет изучать и рассказывать истории великих людей, ставших (так же, как она) заложниками собственного пола и подвергавшихся дискриминации из-за сексуальной ориентации.
«Тело каждого» — хроника угнетения женщин и сексуальных меньшинств на протяжении последних нескольких столетий. (К слову, до конца лета двадцать процентов от продажи книги Лэнг на сайте Ad Marginem идут в благотворительный центр «Сестры» — инициатива издательства, поддержанная писательницей). Еще в 1910 году немецкий сексолог Магнус Хиршфельд насчитал 43 млн представителей различных сочетаний гендеров и ориентаций, спустя 26 лет в той же Германии осужденных за гомосекуальность будут отправлять в лагеря. А еще введут смертную казнь за незаконные аборты. В 1970-е кубино-
![](/upload/25623/vms/b11825879261d517835c4d2e9f9c216e_small.jpg)
американская художница Ана Мендьета создаст одно из сильнейших феминистских высказываний — станет живой скульптурой, изображающей убитую студентку с фотографии из полицейской хроники в перформансе «Без названия» («Сцена изнасилования»). В жизни Мендьета сама подвергалась насилию со стороны мужа, художника Карла Андре, и в 36 лет погибла, выпав из окна во время их очередной ссоры. «Я спрашиваю себя, — задумывается Оливия Лэнг, — почему все освободительные движения XX века провалились? Мизогиния, гомофобия, трансфобия — все эти пережитки XVIII–XIX веков возвращаются сегодня с новой силой».
![](/upload/25623/vms/551226522e8abdde7b220c2cf8343c31_small.jpg)
![](/upload/25623/vms/488ec7d2c85a9bb298d5531462dad827_small.jpg)
Ана Мендьета, «Без названия», 1973 — 1977
Ана Мендьета, «Без названия», 1973 — 1977
![](/upload/25623/vms/17d0cbbefd207695542efd594d8f7ad6_small.jpg)
Ана Мендьета, «Без названия», 1973 — 1977
Ана Мендьета, «Без названия», 1973 — 1977
Креативное письмо
Литературная деятельность Лэнг начиналась с феминистских фэнзинов, которые она школьницей писала от руки, вдохновившись движением Riot Grrrl. В то время ее кумиром была панк-писательница Кэти Акер, экспериметальный стиль которой базировался на дадаистских техниках реди-мейда и коллажа. Акер брала отрывки из классических текстов Диккенса или Сервантеса и перемешивала их с личными дневниковыми записями, цитатами из низкопробных детективов и порнографии. Свой первый художественный роман Лэнг посвятила Акер, позаимствовав ее же метод. Внутри Crudo мы обнаруживаем сплошную, подчас вызывающую головокружение ленту текста. Случайные посты из твиттера, отсылки к работам и жизни Акер, подслушанные разговоры и поток плохих новостей пятилетней давности — все это призвано заразить читателя тревогой, мучающей главную героиню Кэти в преддверии собственной свадьбы. Стоит отметить, что
в романе Кэти — что-то среднее между Акер и Лэнг. Роман был написан за 7 недель в технике free-writing (Лэнг не разрешала себе ни перечитывать, ни редактировать написанное) — настоящий эксперимент для автора, проработавшего несколько лет литературным редактором и привыкшего до изнеможения оттачивать каждое предложение.
Политический климат
Хотя Лэнг, переехав в поместье, всеми силами ограждает себя от новостного потока, она по-прежнему крайне чувствительна к политической повестке — это видно по двум ее последним книгам, вышедшим одна за другой. В 2015 году, одновременно со стартом работы над «Телом», она запускает авторскую колонку в журнале frieze под названием "Непредсказуемая погода», где пытается осмыслить тревожные общественно-политические сдвиги (победу Трампа, Брекзит, подъем ультраправых движений) при помощи произведений Пуссена, Тернера, Тильманса, Трекартина и других художников прошлого и современности. Эти тексты вошли в сборник эссе «Искусство в чрезвычайной ситуации», а многие герои и мысли из них перекочевали в «Тело каждого».
Никола Пуссен. «Пастухи в Аркадии», 1637
На вопрос, может ли искусство спасти мир, Лэнг отвечает цитатой одной из героинь своей новой книги — Нины Симон: «Я не доктор, чтобы исцелять. Все, что я могу сделать, — выявлять болезни». Опыт феминизма, движений за гражданские права, художников-перформеров, да и вся история ХХ века показывают: тело может быть мощным оружием в борьбе с болезнями общества, инструментом протеста, источником силы и солидарности. Спасенный Лэнг лес тому доказательство.
Все упоминаемые книги Лэнг есть на русском и вышли в издательстве Ad Marginem.