Хороший пример: Жаклин Сьюзанн
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
«Долина кукол» Жаклин Сьюзанн — эротическая мелодрама 1960-х годов про тяжелые отношения голливудских старлеток со славой, мужчинами и наркотиками, а также — один из самых продаваемых романов в истории, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. Гламурная писательница, неудавшаяся актриса, королева пиара и владелица пуделя по имени Жозефин — 50 лет назад она в третий раз стала самой продаваемой писательницей по версии The New York Times (повторить это не удавалась с тех пор никому) — рассказываем, как автор «Долины кукол» Жаклин Сьюзанн сформировала канон современного писателя — поп-звезды и совершила революцию в книгоиздании.
![](/upload/28236/vms/ecff73ac8f066016529b8fcab1aefba1_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/9752b6376cee76427e9b867fc43fa945_small.jpg)
Карьера Жаклин Сьюзанн — головокружительная история неудач и амбиций еврейской женщины, которая сделала себя сама в послевоенной Америке. Родившаяся в 1918 году Сьюзанн росла в семье художника и школьной учительницы в Филадельфии. Ее детство пришлось на золотую эпоху Голливуда: маленькая Сьюзанн идеализировала актеров водевилей и немого кино и преследовала приезжавших в город актрис. Больше всего она хотела стать знаменитой и вела блокнот, в котором подсчитывала, насколько уже приблизилась к славе. Победив в 17 лет на местном конкурсе красоты, Сьюзанн отправилась на кинопробы в Нью-Йорк. Их она провалила, но вышла замуж за Ирвинга Мэнсфилда, публициста, который смог поместить ее фотографию в газеты. Следующие двадцать лет она упорно играла задушенных и зарезанных девушек в криминальных драмах и третьестепенные роли на Бродвее, работала радио- и телеведущей и снималась в рекламе кружева.
В 44 года Сьюзанн нащупала у себя в груди уплотнение. Позади лежала безуспешная череда попыток стать известной актрисой, муж был без работы, а их 16-летний сын Гай втайне ото всех знакомых и друзей находился в психиатрической лечебнице. На предложения напечатать ее первый роман, записки о любимом пуделе Жозефин, издатели отвечали гробовым молчанием. После мастэктомии они с Жозефин сидели в Центральном парке — Сьюзанн обдумывала самоубийство. Вместо этого она пошла в церковь и совершила с богом сделку. Она решила, что согласна прожить еще только десять лет, но в обмен бог должен сделать ее успешной писательницей. Вскоре ее первая книга, вышедшая в ноябре 1963 года «Каждую ночь, Жозефина!», продалась приличными 35 тысячами копий — даже несмотря на то, что через неделю после публикации застрелили президента Джона Кеннеди, — и принесла писательнице контракт на новую.
![](/upload/28236/vms/d5c197bf31cbd9f7531e1d4d5d746562_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/01e4fb867c367fd39a11feaea56eff86_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/4fbf2ee44121a3cab5599034804d2971_small.jpg)
Упорная работа и женская
перспектива
Сьюзанн говорила: «Бог, святой Андрей, китайские обереги и все прочее должны мне больше, чем я им. Прежде чем уйти, я должна оставить что-то стоящее на этой земле. Я также не хочу, чтобы это обнаружили ПОСЛЕ того, как я уйду». Свой второй роман, «Долину кукол», Сьюзанн писала по семь часов в день полтора года, надев брошку с пуделем и заплетя волосы в хвосты. У нее была своя система черновиков: белая дешевая бумага — для всего, на желтой она работала над персонажами, на розовой — над их мотивациями, а на голубой — редактировала.
![](/upload/28236/vms/97fb13840a9942e53ab00f044b69640d_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/0126e89fb6b4f88c7cb28c8147271e5a_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/36304162376db7f0d65e7369a83b18ec_small.jpg)
Вышедшая в 1966 году «Долина кукол» суммировала опыт писательницы и ее подруг в индустрии, их стремление к известности и зависимость от таблеток. Друзья сравнивали книгу с выжимкой лучших мест из телефонных разговоров с Сьюзанн, которая любила делиться сплетнями. Сюжет простой: в Нью-Йорке 1940-1960-х трое подруг пытаются покорить шоу-бизнес и обнаруживают, что их не ждет ничего, кроме пустоты и «куколок» — так Сьюзанн окрестила таблетки амфетамина и снотворного, которые все герои поглощают в неимоверных количествах. Несмотря на недовольство критиков, в 1970-х «Долина кукол» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый роман всех времен, разошедшись тиражом более 17 млн экземпляров.
Книга во многом не отличалась от других эротических популярных романов своего времени — так в чем же причина бешеной популярности? Роман звучал свежо, потому что открывал женскую перспективу на добрачную сексуальную жизнь и супружескую измену, гомосексуальность, наркозависимость и аборты — табуированные темы для Америки тех лет. Книжка в мягкой обложке стала весточкой от наступающей второй волны феминизма. Скандальная книга «Голливуд-Вавилон» Кеннета Энгера еще на вышла, так что это был еще и долгожданный взгляд за кулисы Голливуда и Бродвея — оказалось, что жизнь там ничуть не слаще, чем у домохозяйки из Техаса. То, что в книге прочитывались параллели с бедами и успехами голливудских суперзвезд вроде Джуди Гарленд, Грейс Келли и Мэрилин Монро, только подогревало интерес публики.
![](/upload/28236/vms/4f1c798c5d91f629f3bf513aa9d975d1_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/bac80356a5f46b29d05b9a2eb0513c11_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/965d55025fefe9d908a84a571dfe88f4_small.jpg)
Королева пиара
Пожалуй, самое большое наследие Сьюзанн заключается в ее влиянии на книгоиздание: после нее любой уважающий себя писатель пользуется трюками, которые она и ее муж привнесли из шоу-бизнеса. Сьюзанн считают создательницей книжного тура и пионеркой активного коммерческого продвижения книг. «Новая книга — это как новая марка стирального порошка, — говорила она, — вы должны рассказать о ней людям. Что в этом плохого?»
![](/upload/28236/vms/c0f608e96cca25b292d63f1e7315a7d7_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/33d0dcc937e5432c17f5a1a16cbde4ec_small.jpg)
К организации пиара «Долины кукол» пара подошла как к настоящей военной кампании. Начали с того, что составили список из 1500 людей, включая кинозвезд и журналистов, и отправили каждому промоэкземпляр с персонализированной запиской. Сьюзанн лично покупала пончики для водителей грузовиков, которые развозили ее книги в магазины, продавцам дарила подписанные экземпляры и вела блокнот с именами всех, кого встречала в книжном мире, указывая их жен, детей и хобби. Безумное по темпу национальное турне с появлениями в книжных магазинах и на местных радиостанциях — 11 городов за 10 дней и 30 интервью за неделю — потребовало от писательницы амфетаминового допинга. Критической стратегической точкой стал момент, когда Мэнсфилд раздобыл список из 125 книжных, продажи в которых напрямую влияли на список бестселлеров The New York Times, и начал скупать копии романа — это и принесло книге статус бестселлера. Чтобы оценить степень известности книги, приведем один пример: в «Бойне номер пять» Курта Воннегута пришельцы, которые забирают с планеты главного героя, увозят с собой только одну книгу — и это «Долина кукол».
Знакомые советовали Сьюзанн подождать, пока Голливуд сам постучится в ее дверь, — что не заставило себя ждать. Одноименная экранизация романа c Барбарой Паркинс, Шэрон Тейт и Патти Дюк в главных ролях вышла в 1967 году, была единогласно высмеяна критиками и сейчас считается классикой китча. Даже сама Сьюзанн нашла режиссера на вечеринке после премьеры, чтобы сообщить ему, что фильм — «кусок говна». Тем не менее свое мнение она не выразила публично и осталась на пресс-тур, чтобы не навредить продажам книги. «Машину любви» экранизируют в 1971-м (Сьюзанн получит сенсационные $1,5 миллиона за права), «Одного раза мало» — в 1975-м, главные роли будут играть голливудские тяжеловесы Кирк Дуглас и Алексис Смит.
![](/upload/28236/vms/c219c90907db30d00297299a2b5e41cd.gif)
![](/upload/28236/vms/bdff23aa95e3b6969c6d8a3f0deeabd1.gif)
Писательница
людей с правом на личную жизнь
На протяжении ее короткой писательской карьеры (Сьюзанн умерла от рака легких в 1973 году, через 12 лет после своей сделки с богом) многие не воспринимали Сьюзанн серьезно и смеялись над ней за глаза. Издатели ужасались ее черновикам на пухлой розовой бумаге и рабочим записками на салфетках из отелей в Беверли-Хиллз; романист Трумен Капоте на The Tonight Show назвал ее водителем грузовика в платье, позже извинившись перед водителями; прозаик и публицист Гор Видал обвинял ее в том, что она не пишет, а печатает. Но стоит ли переживать из-за критиков, когда ты первый в истории автор с тремя подряд романами на первой строчке бестселлеров The New York Times? От мнений критиков она отмахивалась, замечая, что «когда люди говорят вам, что не могли отложить книгу, это хороший текст».
![](/upload/28236/vms/fff2e572b4870ed22511356d882b0d95_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/fa4753c8d9ff358cfced24c0672600ca_small.jpg)
![](/upload/28236/vms/8198a1a5a18a8f739ab1c350c6ae3a2b_small.png)
Часть гения Жаклин Сьюзанн состояла в том, что она писала романы про кино и телевидение на пике их гламура и задействовала весь промоарсенал шоу-бизнеса, чтобы продавать тиражи. Другая — в том, что ее романы разбивали тиражируемый образ идеальной и счастливой американской женщины послевоенной эпохи. Она понимала, что популярный роман прежде всего должен давать отдушину, и говорила, что пишет для женщин, «которые читают меня в чертовом метро по дороге с работы домой», которые «хотят прижаться носом к окнам чужих домов и посмотреть на вечеринки, на которые их никогда не пригласят, на платья, которые они никогда не наденут, на жизнь, которую они никогда не проживут», — чтобы заставить их почувствовать себя удачливее на фоне гламурных, богатых и несчастных людей.
![](/upload/28236/vms/ab2ca0a72bb64c4f47cfcd58270c1e48_small.jpg)
Гламурная загорелая дива в Пуччи и Шанель с драматически завитыми ресницами и театральными начесами — Жаклин Сьюзанн была еще и брендом. В этом бренде не было места горькой правде — родителям-евреям, бежавшим в Америку от погромов, онкологическому заболеванию и даже сыну с диагностированным расстройством аутистического спектра. Всему этому место, вероятно, нашлось в ее дневниках. Первый подарила ей бабушка на седьмой день рождения со словами: «Иногда тебе может быть жалко себя — запиши в дневник и не пророни ни слова». По завещанию писательницы муж сжег записи Жаклин после ее смерти, но наследие Сьюзанн до сих пор ощущается в книгоиздании и поп-культуре. Она говорила, что «1960-е годы запомнятся Энди Уорхолом, The Beatles и мной» и ошиблась, но вне всяких сомнений — сделала, все, что могла.