Вековой дуб. Мир и взгляды Йозефа Бойса
Ровно сто лет назад, 12 мая 1921 года, в Германии родился один из важнейших художников 20 века Йозеф Бойс. Теоретик и практик постмодернизма, он создал собственный миф и массивнейший корпус работ — от графики и живописи до объектов из предметов быта, жира и войлока, поражающих монументальных инсталляций из базальтовых блоков и, конечно, перформансов. В его мире соседствовали вещи совершенно разного порядка, стройно объединяясь в одно: стулья, санки, манифесты, листовки, гуманизм, дикие звери и сложные материалы. Смотрите сами.
Бывший пилот Люфтваффе, «переродившийся» в художника после войны (и сбитый в ее ходе над Крымом), постмодернист, участник международного арт-движения «Флуксус» (куда входили, например, Джон Кейдж и Йоко Оно), Бойс верил, что каждый человек — художник, а между жизнью и искусством нет границ. Пытался «подружиться с Америкой» (засев в одной комнате с диким койотом) или брался высадить семь тысяч дубов по дороге из Касселя в Россию (закончили акцию уже после его смерти). Никогда не снимал фетровой шляпы, под которой вроде бы скрывал шрамы от ранений, дружил с Энди Уорхолом, оборачивался в войлок, сравнивал себя с зайцем, жил с койотом, был мыслителем, перформером, шаманом — и человеком, «наследившим» в современном искусстве на несколько поколений вперед.
![](/upload/20952/vms/32bc6e9cd4e13fe39139857bced180c6.jpg)
![](/upload/20952/vms/0b9b343a19d8eb65d61589be6701df68.jpg)
В жизни я разочаровался лет в пять. Мы с родителями жили в красивейшей деревушке, но кругом разворачивалась какая-то чертовщина. И это противоречие меня не оставляло. Тогда я решил, что надо или сматываться, или подводить черту, кончать с собой, другими словами. Так я улизнул в трансцендентную сферу.
Однажды я увидел, как уничтожают книги из библиотеки гимназии, в которой я учился. И среди буклетов, готовящихся к розжигу, заметил каталоги Вильгельма Лембрука. То было мое первое знакомство со скульптурой. Поймите, я вырос в небольшой деревушке во времена правления Гитлера. Откуда там было взяться современному искусству?
Йозеф Бойс, Схевенинген, 1976
Понятие народа прямо связано с его языком. И верно сказано, что народ — не раса, именно искусство привело меня к пониманию этого единственного пути преодоления расизма, неописуемого черного зла, ни на мгновение не выпускаемого из поля зрения.
Преподавание — мое главное произведение искусства. Остальное — мусор, показуха. Выставка для меня — это то, что успело умереть. По доброй воле я выставок не устраиваю, только если кто-то убедит меня: так и никак иначе. И работы свои в мастерской не храню: у каждой вещи должно быть собственное место. А мне нравятся пустые стены.
![](/upload/20952/vms/2a9e6836ab959f30e6414403d0398e15.jpg)
Йозеф Бойс, Койот: я люблю Америку и Америка любит меня, 1974
Школы должны стать образовательными центрами нового типа, где образование становится подобным формовке скульптуры. Человек нуждается в том, чтобы быть сформированным правильным образом. А это значит, что его следует вылепить. Он должен быть вылеплен абсолютно сверху донизу. Он податлив, он поддается скульптурному формированию. Теперь же образование детей, главным образом, коверкает их. И в этом заключается причина закрытости и аморальности общества, в котором мы живем.
Я хочу видеть животных на равных с людьми. Представьте кролика, скачущего из одного угла комнаты в другой. Думаю, этот кролик способен сделать для мировой политики больше, чем любой человек.
Йозеф Бойс. Filtz TV by Lothar Wolleh
![](/upload/20952/vms/6a3ef65e7c1e12200351e6943bd9fbe9.png)
Йозеф Бойс, Сибирская симфония, 1966
Йозеф Бойс, Как объяснить картины мёртвому зайцу, 1965
Люди считают, будто без Второй мировой моего творчества, какое оно есть сегодня, не было бы. Я слыхал байку про татарскую семью, которая выхаживала меня после налета, мол, они смазывали мне раны жиром, молоком и так далее, поэтому позже я стал использовать похожие элементы в своих работах. Ничерта подобного. Если все так и было — на кой черт я вспомнил об этом только через десятки лет?
![](/upload/20952/vms/2f66236429f069e064302e00d28b22ee.jpg)
Йозеф Бойс, 7000 дубов, 1982
Йозеф Бойс, Гомогенная инфильтрация для рояля, 1966
Умом мои работы не понять, я это знаю. Мое искусство не поддается обычному материалистическому, логическому разбору, оно переживается иначе. Я говорю «переживать», потому что понимание искусства — это не то же, что осмысление. Когда в дело вступает работа подсознательного, все резко становится сложным. Поэтому одни говорят: «Да, в этой штуковине и правда что-то есть». Тогда как другие на меня сердятся. А чего сердиться? Человек — существо разумное. Но только ли разумное?
![](/upload/20952/vms/63a969bd04f18d7b2c71c0128d6d3785.jpg)
Речь и мысль следует рассматривать как пластические объекты, как элементы скульптуры. Моя задача — не помешать им материализоваться.
Я основал в Германии партию, в интересах которой – забота о животных. У Партии зеленых сегодня самая многочисленная аудитория в мире! Вероятно, я очень большая шишка. Может быть, даже круче Никсона.
![](/upload/20952/vms/fbebbf03044543814910cc1f92b01d9e.jpg)
Йозеф Бойс. Фото: Тадеуша Ролке
12 МАЯ 2021
0