Гвен Вердон: танцовщица, жена Боба Фосса и героиня сериала «Фосс/Вердон»
текст: Ксения Крушинская
В апреле американский канал FX запустил мини-сериал «Фосс/Вердон» об истории непростых отношений легендарного хореографа Боба Фосса и его возлюбленной (а затем жены), танцовщицы и актрисы Гвен Вердон (ее сыграла Мишель Уильямс). Роман Фосса и Вердон длился предположительно с 1955 года, когда они встретились на Бродвее, и до 1971-го — в этом году они расстались (хотя официально так и не оформили развод). Их творческий союз был весьма плодотворным — они совместно работали над четырьмя мюзиклами, включая знаменитые «Милая Черити» и «Чикаго». А вот отношения вне сцены были далеки от идеальных: постоянные измены Фосса вынудили Вердон уйти от него, хотя в течение многих лет она оставалась его соратницей. За пределами США о ней знают куда меньше, чем о самом Фоссе — хотя на родине ее всегда считали легендой, а в день ее смерти в 2000 году на Бродвее потушили огни в знак скорби.
Она профессионально танцевала с шести лет
1
Вообще-то заниматься балетом Гвен начала с трех лет — она переболела рахитом, носила на ногах металлические скобы, и, чтобы укрепить мышцы девочки, мать, актриса водевилей Гертруда Лилиан, отдала ее в балетную студию. Как выяснилось, не зря: уже через три года Вердон стала получать маленькие роли в театральных постановках, а в 11 ей досталась первая роль в кино — она сыграла балерину в романтической музыкальной комедии «Король уходит», основанной на эпизоде из биографии императрицы Сисси.
… но стала звездой Бродвея только в 28
2
В 17 лет Гвен едва не загубила набиравшую обороты карьеру — она вышла замуж за журналиста The Hollywood Reporter Джеймса Хенагана, родила от него сына и решила посвятить себя семье. Но брак быстро распался: как и позднее Фосс, Хенаган не был верным мужем и к тому же злоупотреблял алкоголем. В 23 года Вердон вернулась в строй и начала выступать на Бродвее, правда, долгое время ей доставались только совсем небольшие роли — как на сцене, так и в кино и рекламе. Все изменилось в 1953-м: хореограф Майкл Кидд утвердил ее на роль парижской танцовщицы из XIX века в мюзикле «Канкан». Роль опять же была не главной, но зрителям так понравился номер, который исполнила Гвен на премьере в Нью-Йорке, что они принялись громко и бурно вызывать ее на поклон в конце представления: в итоге актриса вышла из гримерной в банном халате и раскланялась перед залом. Это стало началом славы Гвен Вердон. За роль она получила премию «Тони».
Вердон учила танцевать Мэрилин Монро
3
Будучи одной из самых профессиональных и техничных танцовщиц своего времени (про себя она всегда говорила, что с ней было нелегко работать, потому что она «не выносила, когда танцевали плохо»), Гвен Вердон обучала мастерству некоторых голливудских актрис — например, Риту Хейворт, Бэтти Грейбл, Джейн Рассел, Лану Тернер и Мэрилин Монро. Известно, что танцевальные номера для знаменитой кинокомедии «Джентльмены предпочитают блондинок» хореограф Джон Коул отрабатывал сперва на Гвен (она была танцовщицей в его труппе), затем Вердон их заучивала и репетировала уже с Рассел и Монро. Коул утверждал, что у Мэрилин не было никаких способностей к танцу и работать с ней было трудно, но Вердон отзывалась об ученице гораздо теплее: «Она была очень добросовестной и совершенно точно не глупой». Именно Гвен научила Мэрилин одновременно выглядеть сексуальной «по-настоящему» и иронизировать над сексуальностью. Сама Монро позднее сказала о Вердон: «Если Гвен не в состоянии научить вас простейшим движениям, значит, в плане понимания ритма вы полный банкрот и ваши ноги друг с другом не совместимы».
Первой сыграла Рокси Харт в мюзикле «Чикаго»
4
Этот мюзикл вообще увидел свет исключительно благодаря Гвен. В 1975 году они с Фоссом уже не жили вместе, но продолжали сотрудничать. Считается, что именно Вердон попросила мужа об услуге — поручить композиторам легендарного «Кабаре» Джону Кендлеру и Фреду Эббу написать музыку для спектакля о жизни двух преступниц из 1920-х годов — Рокси Харт и Вельмы Келли. Поставить о них мюзикл было давней мечтой Гвен. Сама она сыграла Рокси, а роль Вельмы досталась Чите Ривере. Тогда шоу получило сдержанные отзывы критиков и ни одной статуэтки «Тони», но благодаря ремейку 1996 года, а затем и киноадаптации 2002 года (в ней Рокси сыграла Рене Зеллвегер) все-таки вошло в историю.
И снималась в кино у Копполы и Вуди Аллена
5
После «Чикаго» Гвен сфокусировалась на карьере в кино и на телевидении. Она снималась в таких фильмах, как «Клуб «Коттон» Фрэнсиса Форда Копполы, где ее партнерами по съемочной площадке стали Ричард Гир и Николас Кейдж, и в «Элис» Вуди Аллена, где сыграла мать главной героини в исполнении Миа Ферроу. Одной из самых заметных ее ролей стала работа в драме «Комната Марвина», где она сыграла эксцентричную Рут, сестру центрального персонажа, парализованного отца семейства Марвина. Роль ее племянника, подростка Хэнка, сыграл 22-летний Леонардо ДиКаприо. За эту работу Гвен получила номинацию на награду Гильдии киноактеров — как лучшая актриса второго плана.