Ольга Галактионова: 5 фактов
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
17 января директором ГМИИ им. А.С. Пушкина была назначена Ольга Галактионова, сменив уволенную накануне Елизавету Лихачеву. До назначения на Волхонку Галактионова четыре года возглавляла РОСИЗО. Рассказываем, что еще нужно знать о ее профессиональном пути.
1
Не искусствовед
В 1994 году Ольга Галактионова поступила на факультет истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова. Однако проучилась там всего год и уже в 1995-м поступила в ГИТИС на режиссерский факультет в актерскую группу (мастерская Марка Захарова). Во время учебы работала в театре Ленком, по словам журналистов, играла там в массовке. В начале 2000-х снималась в эпизодических ролях в кино, но дальнейшего развития ее актерская карьера не получила. В интервью The Art Newspaper Russia Галактионова подчеркивала, что в ГИТИСе было блестящее базовое гуманитарное образование, в том числе курсы по искусству.
2
Прежде всего — продюсер
После окончания учебы — с 2000 по 2009 год — работала на ТВ-каналах (ТВ-6, НТВ и 3 канале), где в том числе занималась передачами, связанными с театром, модой и искусством, — на каких ролях, история умалчивает. В 2007–2009 годах возглавляла компанию «КиноСоюз», но подробной информации о деятельности этой организации найти не удалось. В 2009-м Галактионова окончила программу по продюсированию художественного кино и телесериалов в New York Film Academy и стала генеральным директором компании «Галактика». На посту пробыла до 2021 года. За это время она выступила продюсером около 50 документальных фильмов с довольно большим тематическим диапазоном. От фильма «Альфонсы. Любовь по правилам и без...» до ленты «12 апреля 1961 года. 24 часа», вышедшей к 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Помимо кино занималась реализацией театральных проектов: «Мы, нижеподписавшиеся» (режиссер Владимир Скворцов, премьера в Московском театре им. Пушкина, 2016), «Записки сумасшедшего» (режиссер Моника Добровляньска, премьера в Русском Доме, Берлин, 2018), фестиваль «Играем вместе».
Поэтому, когда в 2021 году Ольгу Галактионову назначили на должность директора РОСИЗО, это вызвало крайне неоднозначную реакцию. Профессиональное сообщество смущало отсутствие полноценного профильного образования и тот факт, что сфера работы Галактионовой — кино и театр, а не изобразительное искусство. На момент назначения из выставок, над которыми она работала, можно было вспомнить только «Год театра. Занавес!» (Медиацентр парка «Зарядье», 2020).
3
Экс-советник в Фонде Кудрина
С 2012 по 2015 год Ольга Галактионова была советником председателя правления Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив. Организация была создана после выборов 2011 года и последующих митингов на Болотной площади. Изначально задумывалась как оппозиционная. В ее задачи входила собственно поддержка гражданских инициатив, разработка «программы не для правительства, а для общества». В качестве причины ухода из Фонда Кудрина Галактионова назвала невозможность совмещения с продюсерской работой.
4
Понятна чиновникам
До ковида музейно-выставочный центр РОСИЗО, помимо проектов на собственных площадках (в Москве это здание по адресу Петроверигский переулок, 7, и павильон «Книги» на ВДНХ), активно занимался организацией зарубежных выставок российского искусства, например: «Амазонки авангарда» (Берлин, Венеция, Нью-Йорк, Бильбао, Лондон, Москва, 1999–2001), «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам, Бонн, Лондон, 2013–2014), «Берлин — Москва. Москва — Берлин. 1900–1950» (Берлин, Москва, 1995–1996). Также РОСИЗО занимался проведением Московской международной биеннале молодого искусства и Уральской индустриальной биеннале, доставшихся ему в наследство от ГЦСИ. Придя на пост директора, Галактионова планировала развивать международные проекты, но каких-то видимых результатов по известным обстоятельствам в этом направлении получено не было. Московская биеннале молодого искусства (с 2022) и Уральская биеннале (с 2023) также не проводились.
А вот большая часть «домашних» выставок РОСИЗО до прихода Галактионовой создала ему репутацию институции, которая мало работает с современным искусством, делая ставку преимущественно на академическую и советскую художественные традиции. Кроме того, некоторые российские проекты РОСИЗО были насыщены патриотическим контекстом и подтекстом. Все это во многом сохранилось и при Галактионовой. Например, при ней прошли выставки «Семья — душа России» (в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно», 2024) и «Искусство пропаганды» (Музей парка «Зарядье», 2023), созданная совместно с АНО «Институт развития интернета» — спонсируемой государством некоммерческой организацией, в основном занимающейся поддержкой интернет-проектов для молодежи, после 2022 года часто с патриотическим уклоном. Был организован павильон «Наша культура» в рамках выставки-форума «Россия» (ВДНХ, 2023–2024). При поддержке РОСИЗО в Шахтерске, с 2014 года находящемся под контролем Донецкой Народной Республики, был открыт Музей кино.
Сама Галактионова входит в Комиссию Общественного совета при Россотрудничестве по вопросам популяризации российской культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания (год вступления неизвестен). В 2023 году она была избрана координатором сотрудничества музейного сообщества России и Белоруссии. Кроме того, судя по комментариям на ее личной страничке в Facebook, она довольно давно знакома с министром культуры Ольгой Любимовой. В этом смысле назначение Галактионовой на новую должность кажется очень логичным — для чиновников она понятный и знакомый человек.
5
Мастер блокбастеров
Среди других проектов, открывшихся в РОСИЗО при Галактионовой: созданная совместно с МАММ выставка Франсиско Инфанте-Араны и Нонны Горюновой «Вертикальное положение» (2023), «Филонов. Художник мирового расцвета» (Медиацентр парка «Зарядье», 2023–2024) и проект «Марк Захаров. Формула Мастера» (2023). А также несколько выставок, направленных на работу с коллекцией РОСИЗО, например, «Открывая фонды. Часть 1. Ожидание», сделанная в модном формате открытого хранения.
Однако главное достижение Галактионовой на посту директора РОСИЗО — серия выставок, которые можно назвать зрительскими хитами. Среди них: «Виктор Цой. Путь героя» (МВО «Манеж», 2022, около 154 тыс. посетителей), «Первая позиция. Русский балет» (ЦВЗ «Манеж», 2023, 176 тыс. посетителей), «Дом культуры СССР» (МВО «Манеж», 2023, около 50 тыс. посетителей). Сюда же с большой вероятностью присоединятся и открывшиеся в конце прошлого года «Кукрыниксы. 100 лет» (ЦВЗ «Манеж», 2024). Большая часть из них была создана в сотрудничестве с Planet9, пожалуй, самым модным архитектурным бюро, занимающимся выставочными проектами.
Возможно, подобную стратегию Галактионова продолжит и в ГМИИ. Во всяком случае, в общественной дискуссии именно этот аспект ее деятельности особенно хвалят даже те, кто огорчился новостью о снятии с поста Елизаветы Лихачевой.