Комментарий: что смотреть на фестивале Center?
Майя Кузина, куратор Center Festival и специальных проектов центра документального кино рассказывает, почему надо идти на «Кусаму», «Маржелу» и «После лета».
«КУСАМА: БЕСКОНЕЧНЫЕ МИРЫ»
История становления одной из самых ярких художниц-шестидесятниц, которая прошла долгий путь к признанию, сражаясь как с собственной болезнью, так и с патриархальными устоями японского общества и художественного мира. Знаком ее всеобщей популярности, как это часто бывает, стало сотрудничество с миром моды: в 2012 году Louis Vuitton выпускает коллекцию одежды и аксессуаров, украшенных узнаваемым принтом в горох. Коллаборация с японской художницей стала одной из самых культовых в истории бренда, что неудивительно: ее инициатором был эпатажный Марк Джейкобс, в тот момент занимавший пост креативного директора дома.
«МЫ, МАРЖЕЛА»
Долгожданная в Москве премьера, рассказывающая историю самого радикального бренда современности от лица правой руки Мартина — Дженни Майренс, для которой участие в этом фильме стало последним творческим проектом. Деликатный голос Дженни, которая сделала для дома гораздо больше, чем известно не посвященным в детали партнерства, проводит зрителя по самым главным этапам из жизни бренда: от первого «спектакля» на задворках Парижа в 1989 году, который нарушил все возможные правила индустрии в отношении организации фэшн-показа, до отхода Мартина от дел. Эта картина для меня примечательна еще тем, что ее создатели, наследуя главный принцип своего героя «оригинальность превыше всего», обошли стандартные способы кинодистрибуции: они не стали отдавать первый показ фестивалям, а устроили мировую премьеру в роттердамском Музее Бойманса — ван Бенингена. В 1997 году там прошла самая первая выставка Маржелы.
«ПОСЛЕ ЛЕТА»
Документальный фильм, снятый в декорациях игровой картины Серебренникова «Лето». Вместо полумифических героев в кадре появляются реальные участники и свидетели эпохи становления Ленинградского рок-клуба. В «Лете» Серебренников иронично обыграл сопровождающий любую биографическую картину извечный вопрос «Было или не было?», введя в повествование Скептика. В новой работе он дал ему возможность спросить об этом уже реальных героев — Наталью Науменко, Николая Михайлова, Артемия Троицкого и других. Помимо того что картина — очередное подтверждение гения Серебренникова, это еще и важный документ для тех, кто интересуется историей быта и культуры 1980-х годов.
«БЕЗ СОЛНЦА»
Одна из важнейших работ в истории кинематографа и жемчужина жанра киноэссеистики, изобретенного великим Крисом Маркером. Помимо исторической значимости фильм обладает ценностью культурологической: «Без солнца» — одно из первых кинопутешествий в мир высокотехнологичной Японии, видеозаписи из которой противопоставляются визуальным свидетельствам культуры Гвинеи-Бисау. Съемки из салонов видеоигр в монтаже переплетаются с изображениями ярких костюмов, спелых фруктов и морских пейзажей, а виды блестящих небоскребов — с традиционными домами из глины и соломы.
GOTTA HAVE IT
Работа из национального конкурса, впервые запущенного фестивалем в этом году, которая рассказывает об оборотной стороне радости обладания уникальными предметами одежды от крупнейших streetwear-брендов. Экстремально юные коллекционеры, готовые по пятнадцать часов стоять в очереди за эксклюзивным дропом Supreme, делятся переживаниями, сопровождающими их аддиктивное увлечение, которое в мире, где уникальность и индивидуальность являются новым капиталом, становится чем-то вроде способа выживания.
«ПОКОЛЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ»
Проект американского фотографа Лорен Гринфилд, документирующий трансформацию идеи американской мечты. В кадре помимо очаровательной шестнадцатилетней Ким Кардяшьян появляются обладатели самого большого в мире лимузина, самой тяжелой золотой цепи, самого огромного поместья, самого большого количества сумок «Биркин» и другие властители мира. «Поколение благополучия» — одновременно ода излишествам современной потребительской культуры и хоррор-муви, рассказывающий о трагических последствиях любви к деньгами и одержимости каноническими стандартами красоты и успеха, пришедших к нам из начала 2000-х и уже невероятно устаревших.