Как устроен WHO I AM
текст:
Ольга Леонова
фото:
Дмитрий Коньков
сет-дизайн:
катя старостина
продюсер:
света павлова
Уже два года в Столярном переулке, на территории завода «Рассвет» работает WHO I AM Gallery — пространство, объединяющее моду, актуальное искусство, современный дизайн и осознанный подход к жизни. Проект вырос из бренда одежды WHO I AM, основанного в 2013 году Джейкобом Якубовым. Сегодня у бренда есть еще и собственное производство в Иванове, которое не только преобразовывает среду и создает рабочие места, но и участвует в подготовке кадров совместно с Политехническим университетом.
Одежду идеологи WHO I AM рассматривают как способ рефлексивного познания. Собственное производство в Иванове — как часть образовательной миссии и попытку преобразовать среду. WHO I AM Gallery — место, где мода, искусство, музыка и духовность свободно сосуществуют вместе, создавая уникальный симбиоз энергий и смыслов.
Выставка Rethinking
Авторы проекта, художницы Катерина Садовски и Лилия Ли-Ми-Ян, исследуют тему переработки материалов, внося свой вклад в развитие осознанного потребления в России. Проект начался в 2018 году, когда в московских музеях появились специальные контейнеры для пластиковых бутылок. Целью было не только собрать мусор, но и привлечь людей к непривычному для них прежде действию.
Для этой выставки бренд одежды WHO I AM и художницы работали в коллаборации: так, wearable-объекты были созданы совместно с WHO I AM. В галерее также представлены скульптуры из переработанного пластика, фото- и видеоарт. В данном контексте пластик воспринимается не как проблема, а как ресурс для созидания и исследования. Одна из тем выставки — биохакинг. Так, рубашка со вставками в виде блистерной упаковки отражает привычку современного человека постоянно поддерживать себя БАДами и антидепрессантами, совершенствуя тело и разум при помощи таблеток. Одновременно с этим все больше людей носят в своем организме импланты из высококачественного пластика, что тоже является примером биохакинга.
Платье WHO I AM из материала Biflex, частично произведенного из переработанных волокон. Пайетки сделаны вручную из ПЭТ-листов, которые обычно используют для наружной рекламы.
Вторая важная тема — антропоцен. Это фантазия на тему того, как геологи и антропологи будущего находят остатки жизнедеятельности живых существ не в известняке и каменистых породах, а в слоях пластика. Плащ с «наростом» в виде позвоночника — словно отголосок такого будущего: вырванная из тела деталь, но при этом созданная искусственно и лишенная функциональности.
Катерина и Лилия считают, что сегодня коллаборации должны происходить не только с художниками и модными дизайнерами, но и с биоинженерами и учеными. Такой обмен позволит создать что-то действительно новое в эпоху 3D-принтинга и постинтернета.
Рубашка WHO I AM с элементами блистерной упаковки от таблеток из переработанного ПЭТ.
Катерина Садовски и Лилия Ли-Ми-Ян
Кто и зачем придумал WHO I AM
Джейкоб Якубов — предприниматель, художник, основатель галереи современного искусства WHO I AM Gallery и бренда одежды WHO I AM.
«WHO I AM нельзя рассматривать только как бренд одежды, галерею, производство или проект — это образ жизни, который мы транслируем. И наша миссия как раз в том, чтобы передать наше видение, жизненную позицию, путь, который мы прошли и в котором сейчас присутствуем. И все это идет от вопроса «кто я?».
Уже много лет Джейкоб занимается духовными практиками дзен-буддизма и других восточных религиозно-философских течений. Поэтому в данном контексте «кто я?» — это еще и коан, то есть вопрос, не имеющий интеллектуального ответа. Коаны используются в высшей йоге и обладают мощным трансформирующим эффектом. Их цель — помочь человеку достичь состояния сатори, то есть просветления.
Основная миссия WHO I AM — это трансляция идеи того, как важно для человека исследовать самого себя, заниматься саморазвитием и поиском собственного предназначения. Эта идея — связующая нить всех частей проекта.
Изначально идеи создавать галерею и быть галеристом у Джейкоба не было. «Было желание создать площадку, объединяющую мультидисциплинарные институции в виде моды и искусства, музыки, кино, практик и прочего. Когда я начал задумываться об этом, я понял, что формат галереи очень подходящий. Искусство — это плацдарм, оно самое масштабное и всеохватывающее. Это может быть искусство медитации, искусство дыхания, искусство музыки, искусство кино. Это очень широкое понятие».
Бренд одежды WHO I AM
Бренд WHO I AM в 2013 году основала семейная пара — Джейкоб Якубов и Нина Казачёк. Главным источником вдохновения стал опыт духовных практик, который Джейкоб получил во время путешествий по Юго-Восточной Азии и Гималаям.
«Когда я вернулся из всех своих странствий, мысль о том, чтобы создать бренд одежды, казалась немного странной. Одежда для человека — это, как правило, не совсем про духовность. Это некий китч, то, чем мы хотим казаться. В общем, ровно противоположная история», — рассказывает Джейкоб. Тем не менее именно одежда сегодня является одним из мощнейших каналов для ретрансляции идей, взглядов и ценностей.
Тем не менее именно одежда сегодня является одним из мощнейших каналов для ретрансляции идей, взглядов и ценностей.
WHO I AM эстетически близки к японским дизайнерам: преобладает асимметричный крой, темные тона, общая аскетичность и сдержанность. Используются натуральные ткани. Каждая коллекция WHO I AM сопровождается творческой коллаборацией с художниками или ремесленниками. Бренд сотрудничал с Кайханом Салаховым, Марией Руденко, Владимиром Мухиным. В первой коллекции присутствовали гобелены, батик и вышивка, но эти техники становится все труднее интегрировать в коллекции из-за нехватки квалифицированных мастеров. Поэтому такая одежда чаще всего создается в единичном экземпляре.
Рубашка WHO I AM из органзы, декорированная пайетками из ПЭТ-листов, которые обычно используют для наружной рекламы.
Для создания жакета WHO I AM использована переработанная ПЭТ-пленка. Она имеет такой оттенок, потому что изготовлена из пластика, бывшего в употреблении.
Комбинезон WHO I AM из материала Biflex, частично произведенного из переработанных волокон. Состав: 78% переработанный полиамид, 22% эластан.
Плащ WHO I AM с «хребтом» из переработанного полистирола.
Проект Rethinking заставил создателей обратиться к новым для них материалам. В галерее можно увидеть плащ из переработанной пленки, рубашку из PET-нитей и брюки из материала ECONYL.
Производство в Иванове
«Несмотря на то что Иваново является текстильным центром, найти профессионалов очень тяжело. Там очень много производств, связанных с трикотажем, постельным бельем, где 3–5 см погрешности не играют особой роли. У нас же полсантиметра, а иногда и 2 мм уже играют большую роль. В цехе порядка 20 человек, но в последнее время появилась тенденция к прибавлению. Причем именно среди молодежи. Это связано с нашей двухлетней наработкой и желанием развивать собственное производство», — рассказывает Нина Казачёк.
Идеи осознанности воплощаются и внутри проекта. На производстве в Иванове отказываются от пластиковых пакетов и пленки, а остатки материалов используются при создании новых арт-объектов.
В экспериментальном цехе происходит разработка новых изделий. Также есть цех швей, создать который было большой проблемой.
Чтобы найти нужных специалистов, создатели бренда рассылали письма в различные университеты и колледжи. Так они вышли на Политехнический университет города Иваново и в процессе переговоров создали программу, позволяющую студентам проходить практику и осваивать различные процессы.
«Есть определенная система, этапы, календарный график, которые необходимо соблюдать, чтобы выдавать коллекцию в изначально задуманном виде, качестве и количестве. Плюс контент-план, менеджмент, PR, фотосъемки и все, что связано с продвижением коллекции. Реализовать эту систему в рамках одной коллекции мы предложили Политеху, чтобы на разных этапах привлекать студентов той или иной кафедры. Пока мы в процессе переговоров. Мы с этим работаем, а им пока тяжеловато, но они заинтересованы», — заключает Нина.
Сообщество WHO I AM
Сегодня в галерею WHO I AM можно зайти, чтобы примерить объемный бомбер или пальто из новой коллекции, посмотреть работы молодых художников, послушать музыку или лекцию знаменитого духовного учителя, поучаствовать в практике групповой медитации и просто на время забыть о шуме и городской суете.
«Сообщество, которое складывается вокруг WHO I AM, — это не просто клиенты, это люди, с которыми мы общаемся. Единомышленники, которые разделяют наши взгляды и становятся нашими друзьями. С кем-то мы практикуем, кто-то приходит к нам слушать музыку. Это люди из совершенно разных отраслей: айтишники, музыканты, художники, из модной индустрии, бизнесмены, топ-менеджеры. Они не обязательно увлекаются буддизмом, но увлекаются саморазвитием. Это люди, которые находятся в вопросе. Не обязательно в вопросе «кто я?», но для них важно личное развитие», — рассказывает Джейкоб Якубов.
The Blueprint попросили друзей WHO I AM рассказать какую-нибудь особенно запоминающуюся историю, связанную с проектом.
Дождевик WHO I AM из переработанной ПЭТ-пленки и органзы.
«Мы снимали видео. Я была в шикарном зеленом вельветовом платье WHO I AM, рисовала и двигалась под ритм музыки, которую вживую играл на пианино Глеб Андрианов. Это была наша общая импровизация, мы соединили искусство, моду, музыку и пространство, и это было волшебно! Мне нравится посыл WHO I AM, и я очень рада быть маленькой частью этого механизма».
Мария Руденко, художница, модель
«Одно из самых душевных воспоминаний, связанных с WHO I AM, — это Performance X. Эмпирическим путем мы хотели выяснить, как молитвы и одежда могут воздействовать на человека и структурировать его энергию. Это был очень насыщенный день. Горел ладан. Звучали тибетские мантры. Ультрафиолетовое излучение подсвечивало мистические орнаменты на теле моделей. Вся атмосфера была пронизана светом».
Кайхан Салахов, художник, скульптор
«Я и посетитель галереи, и ее художник, и люблю одежду WHO I AM как клиент. Для меня все, что связано с галереей, замечательно, так как я знаю, что Джейкобом руководит вера в светлое и наполненное смыслом искусство. Для меня сообщество значит быть с близкими мне по духу и участвовать в развитии творческой среды через познание себя, трансформированное в искусство».
Майкл Доп, художник и музыкант, основатель творческого сообщества Slowdance
«У нас с Джейкобом постоянно случаются мэтчи. Мы находимся в одном инфополе, внутри которого продолжаем идеи друг друга, создавая новые коллаборации, проекты, идеи, объединяя людей в одно комьюнити».
Ольга Самодумова, основательница проекта Peremotka
«Я очень критично отношусь к современному искусству, и галерея WHO I AM Gallery — это единственное место, где мне комфортно. Не потому, что там мои друзья — там атмосфера светлая. Ты понимаешь, что ты пришел не на ярмарку тщеславия, а в светлое дружеское пространство. Я уверена, что с такой энергией, с таким взором и честным подходом там только крутые люди внутри и будут.
У меня много историй, связанных с WHO I AM, все они наполнены душевным теплом, новой полезной информацией и радостными встречами. У меня есть такой девиз: «Мы действуем в ночи во имя добра». Как добро под прикрытием. А у каждого добра под прикрытием есть своя секретная база. И вот WHO I AM — это моя база».
Дарья Путина, ресторанный и клубный деятель
«Моя первая покупка WHO I AM — это платье. Я его обожаю. Прекрасный крой, приятная ткань, идеально сидит по фигуре. Если у меня важное мероприятие и мне нужно блистать, я его надеваю. Одежда WHO I AM вдохновляет меня на творчество, в ней чувствуешь себя одухотворенной личностью. А самое главное, WHO I AM — это дом Джейкоба. Он создает свой дом, свою энергию. После знакомства с WHO I AM я поняла, что мне надо открыть свою студию. И сейчас у меня есть студия, свой дом, и мне от этого очень хорошо. Просто, когда приходишь в WHO I AM, понимаешь, к чему можно стремиться, и ощущаешь особую энергетику. Очень вдохновляет это место на какие-то серьезные шаги».
Марина Кривошеева, стилист
МЕНЕДЖЕР СПЕЦПРОЕКТА:
АЛИ МУРАТКАЛИ