Blueprint
T

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕКСТ: Яна Никулина

РЕКЛАМА • ООО «Окко»

ФОТО: LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

30 мая 2024

В юнгианском анализе теневой стороной личности называют качества, которые человек не хочет в себе видеть. Это могут быть отголоски культурных запретов, внутренние запреты на чувства, мысли, желания, потребности и эмоции. Человек в них может найти скрытый запас энергии, а художники — бесконечный источник вдохновения. К премьере психологического триллера «Калимба» в онлайн-кинотеатре Okko мы собрали примеры для пяти граней теневой стороны, которые можно найти в творчестве режиссеров, дизайнеров и живописцев.


НАЖМИТЕ НА ЗАГОЛОВОК, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

В древнегреческой мифологии первая смертная женщина Пандора была наказанием людям — и принесла им множество бед. В Библии жизнь человечеству испортила Ева, за что расплачивалась мучительными родами и необходимостью подчиняться мужу.


Представление о женском теле как об источнике греха распространилось в христианском средневековье. Оно встречалось и в религиозных трактатах, и в мифологических образах — в «Молоте ведьм» описывается, как рыцарей и монахов соблазняли суккубы в обликах красавиц, а ведьмы привораживали мужчин демоническими силами.


В современной культуре сохраняются отголоски этих представлений — например, свободными, волевыми и соблазнительными часто изображают антагонисток в кинематографе. Эти же качества стали частью женского эмпауэрмента — женщины теперь чаще не пугают, а вдохновляют дизайнеров силой и женственностью.


1 — Невесты Дракулы в фильме «Дракула Брэма Стокера», режиссер Фрэнсис Форд Коппола  •  2 — Джон Уильям Уотерхаус «Ларец Пандоры», 1896 г.  •  3 — Mugler осень-зима 2024  •  4 — кадр из сериала «Калимба»



Американская исследовательница и психолог Дженнифер Фрейд описывает предательство как ситуацию, в которой человек лишается опоры. Его привычный мир рушится, это причиняет много боли, из-за которой психика вырабатывает защитные механизмы.


Если человек не может выйти из отношений, появляется диссоциация — воспоминания о болезненном опыте вытесняются из памяти. Человек с травмой предательства в новых отношениях может бессознательно дистанцироваться от партнера, когда чувствует себя уязвимым, обесценивать важность других людей и стремиться контролировать все, что связано с партнером и вызывает страх.


В искусстве мы видим образы, которые выражают чистую боль предательства. Художники не отрицают ее и не прячут в защитные панцири, а чувствуют и проживают. Еще встречаются персонажи, защитные механизмы которых выкручены до абсурда и разрушают жизнь человека.


1 — Элейн из фильма «Ведьма любви»  •  2 — Эдвард Мунк «Цветок боли», 1897 г.  •  3 — Jean Paul Gaultier Couture весна-лето 2007  •  4 — КАДР ИЗ СЕРИАЛА «КАЛИМБА»



Американский психоаналитик Карен Хорни выделяла два типа тщеславия — нормальное и невротическое. Нормальное тщеславие — это здоровая самооценка и уверенность в себе, которые не мешают жить. Для человека нравиться другим людям — это естественная потребность, чтобы чувствовать себя безопасно.


Невротическое тщеславие — это защитный механизм от чувства неполноценности, которое мешает искренним близким отношениям. Человек не чувствует себя ценным и привлекательным, если это постоянно не подтверждают другие люди.


В обществах с сильным классовым разделением тщеславие воспринималось как угроза привычному ходу вещей — когда возможности улучшить положение были ограничены, попытки получить власть и влияние, которых у человека не было, часто осуждались. Творцы относятся к желанию славы и обожания по-разному — они могут разделять боль от постоянной потребности в признании, восхищаться трудом и амбициями или напоминать о смирении.


1 — Главная героиня из фильма «Пэрл», режиссер Тай Уэст •  2 —Эдгар Дега «Танцовщица в зеленой пачке», 1887 г. •  3 — Реклама Dior Poison с отсылкой на рисунок «Всё — суета» Чарльза Аллана Гилберта



В культурах, где большое значение имеют понятия чести и стыда, месть — это необходимая реакция на нарушение достоинства личности или семьи. Отомстить было способом восстановить репутацию. К таким культурам, например, относят средневековую Европу с кодексом чести рыцарей и Японию с кодексом самураев бусидо.


Сейчас психологи считают желание отомстить яркой эмоциональной реакцией на несправедливость. Роберт Коэн объясняет месть как желание восстановить баланс в ситуации, когда человеку нанесли ущерб или нарушили социальные нормы.


Художников же часто привлекает драматический и эмоциональный накал ситуаций, которые связаны с предательством и местью, когда герои произведений не стараются быть выше ситуации и простить обидчика.


1 — Франческо Айец «Совет о мести», 1851 г.  •  2 — Эми из фильма «Исчезнувшая», режиссер Дэвид Финчер  •  3 — Принцесса Диана в платье мести греческого дизайнера Christina Stambolian  •  4 — КАДР ИЗ СЕРИАЛА «КАЛИМБА»



Исследователи смерти и умирания сходятся на том, что горе от потери близкого — естественная сильная эмоциональная реакция. Психолог Элизабет Кюблер-Росс выделила пять этапов горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Ритуальные действия во многих культурах помогают принять факт смерти дорогого человека, проститься с ним и вернуться в свою жизнь обратно.


В искусстве и кинематографе часто встречается образ девушки, которая переживает потерю, не справляется со стадией депрессии и сама уже одной ногой в могиле. Героиня может быть живой и вести себя как живая, но визуально уже выглядит как покойница — в белом платье, которое напоминает саван и отсылает к традиционным представлениям о белом как о цвете покоя, перехода в новое состояние и траура.


1 — Нелл из сериала «Призрак дома на холме», режиссер Майк Флэнаган  •  2 — Джон Эверетт Милле «Офелия», 1852 г.•  3 — рекламная кампания Love & Lemons осень-зима 2013



В онлайн-кинотеатре Okko выходит сериал «Калимба», в центре которого психологический эксперимент. В нем раскрываются разные грани темной стороны психики — это психологический триллер, драма и детектив про людей в экстремальных условиях. Актриса Алена Михайлова называет свою роль терапевтичной — она показывает, сколько силы и ресурса может быть в потаенных и подавленных частях личности. Другие главные роли сыграли Федор Бондарчук, Сергей Гармаш, Константин Плотников и Петр Скворцов.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}