СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕКСТ: Яна Никулина
РЕКЛАМА • ООО «Окко»
ФОТО: LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
30 мая 2024
В юнгианском анализе теневой стороной личности называют качества, которые человек не хочет в себе видеть. Это могут быть отголоски культурных запретов, внутренние запреты на чувства, мысли, желания, потребности и эмоции. Человек в них может найти скрытый запас энергии, а художники — бесконечный источник вдохновения. К премьере психологического триллера «Калимба» в онлайн-кинотеатре Okko мы собрали примеры для пяти граней теневой стороны, которые можно найти в творчестве режиссеров, дизайнеров и живописцев.
НАЖМИТЕ НА ЗАГОЛОВОК, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
В древнегреческой мифологии первая смертная женщина Пандора была наказанием людям — и принесла им множество бед. В Библии жизнь человечеству испортила Ева, за что расплачивалась мучительными родами и необходимостью подчиняться мужу.
Представление о женском теле как об источнике греха распространилось в христианском средневековье. Оно встречалось и в религиозных трактатах, и в мифологических образах — в «Молоте ведьм» описывается, как рыцарей и монахов соблазняли суккубы в обликах красавиц, а ведьмы привораживали мужчин демоническими силами.
В современной культуре сохраняются отголоски этих представлений — например, свободными, волевыми и соблазнительными часто изображают антагонисток в кинематографе. Эти же качества стали частью женского эмпауэрмента — женщины теперь чаще не пугают, а вдохновляют дизайнеров силой и женственностью.
1 — Невесты Дракулы в фильме «Дракула Брэма Стокера», режиссер Фрэнсис Форд Коппола • 2 — Джон Уильям Уотерхаус «Ларец Пандоры», 1896 г. • 3 — Mugler осень-зима 2024 • 4 — кадр из сериала «Калимба»
Американская исследовательница и психолог Дженнифер Фрейд описывает предательство как ситуацию, в которой человек лишается опоры. Его привычный мир рушится, это причиняет много боли, из-за которой психика вырабатывает защитные механизмы.
Если человек не может выйти из отношений, появляется диссоциация — воспоминания о болезненном опыте вытесняются из памяти. Человек с травмой предательства в новых отношениях может бессознательно дистанцироваться от партнера, когда чувствует себя уязвимым, обесценивать важность других людей и стремиться контролировать все, что связано с партнером и вызывает страх.
В искусстве мы видим образы, которые выражают чистую боль предательства. Художники не отрицают ее и не прячут в защитные панцири, а чувствуют и проживают. Еще встречаются персонажи, защитные механизмы которых выкручены до абсурда и разрушают жизнь человека.
1 — Элейн из фильма «Ведьма любви» • 2 — Эдвард Мунк «Цветок боли», 1897 г. • 3 — Jean Paul Gaultier Couture весна-лето 2007 • 4 — КАДР ИЗ СЕРИАЛА «КАЛИМБА»
Американский психоаналитик Карен Хорни выделяла два типа тщеславия — нормальное и невротическое. Нормальное тщеславие — это здоровая самооценка и уверенность в себе, которые не мешают жить. Для человека нравиться другим людям — это естественная потребность, чтобы чувствовать себя безопасно.
Невротическое тщеславие — это защитный механизм от чувства неполноценности, которое мешает искренним близким отношениям. Человек не чувствует себя ценным и привлекательным, если это постоянно не подтверждают другие люди.
В обществах с сильным классовым разделением тщеславие воспринималось как угроза привычному ходу вещей — когда возможности улучшить положение были ограничены, попытки получить власть и влияние, которых у человека не было, часто осуждались. Творцы относятся к желанию славы и обожания по-разному — они могут разделять боль от постоянной потребности в признании, восхищаться трудом и амбициями или напоминать о смирении.
1 — Главная героиня из фильма «Пэрл», режиссер Тай Уэст • 2 —Эдгар Дега «Танцовщица в зеленой пачке», 1887 г. • 3 — Реклама Dior Poison с отсылкой на рисунок «Всё — суета» Чарльза Аллана Гилберта
В культурах, где большое значение имеют понятия чести и стыда, месть — это необходимая реакция на нарушение достоинства личности или семьи. Отомстить было способом восстановить репутацию. К таким культурам, например, относят средневековую Европу с кодексом чести рыцарей и Японию с кодексом самураев бусидо.
Сейчас психологи считают желание отомстить яркой эмоциональной реакцией на несправедливость. Роберт Коэн объясняет месть как желание восстановить баланс в ситуации, когда человеку нанесли ущерб или нарушили социальные нормы.
Художников же часто привлекает драматический и эмоциональный накал ситуаций, которые связаны с предательством и местью, когда герои произведений не стараются быть выше ситуации и простить обидчика.
1 — Франческо Айец «Совет о мести», 1851 г. • 2 — Эми из фильма «Исчезнувшая», режиссер Дэвид Финчер • 3 — Принцесса Диана в платье мести греческого дизайнера Christina Stambolian • 4 — КАДР ИЗ СЕРИАЛА «КАЛИМБА»
Исследователи смерти и умирания сходятся на том, что горе от потери близкого — естественная сильная эмоциональная реакция. Психолог Элизабет Кюблер-Росс выделила пять этапов горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Ритуальные действия во многих культурах помогают принять факт смерти дорогого человека, проститься с ним и вернуться в свою жизнь обратно.
В искусстве и кинематографе часто встречается образ девушки, которая переживает потерю, не справляется со стадией депрессии и сама уже одной ногой в могиле. Героиня может быть живой и вести себя как живая, но визуально уже выглядит как покойница — в белом платье, которое напоминает саван и отсылает к традиционным представлениям о белом как о цвете покоя, перехода в новое состояние и траура.
1 — Нелл из сериала «Призрак дома на холме», режиссер Майк Флэнаган • 2 — Джон Эверетт Милле «Офелия», 1852 г.• 3 — рекламная кампания Love & Lemons осень-зима 2013
В онлайн-кинотеатре Okko выходит сериал «Калимба», в центре которого психологический эксперимент. В нем раскрываются разные грани темной стороны психики — это психологический триллер, драма и детектив про людей в экстремальных условиях. Актриса Алена Михайлова называет свою роль терапевтичной — она показывает, сколько силы и ресурса может быть в потаенных и подавленных частях личности. Другие главные роли сыграли Федор Бондарчук, Сергей Гармаш, Константин Плотников и Петр Скворцов.
30 МАЯ 2024
0