специальный проект
Чему нас учит
эко-арт?
Как художники показывают нам связь человека с природой
текст: Владимир Серых
Последние годы прошли под знаком экологической сознательности. Устойчивыми, как это модно сейчас называть, пытаются быть все: кафе и музеи, крупные компании и мелкие производства. Художники задумались об экологии чуть раньше — еще в 1950-е годы прошлого века. Сейчас же и компании, и художники часто работают совместно. Первые могут предложить технологии, вторые — нетривиальный взгляд на экологические проблемы. Один из последних примеров — работа художницы Анны Мкртчян, подготовленная для Всемирного фестиваля молодежи. Вместе с ней рассказываем, какие принципы лежат в основе эко-арта и почему сегодня художник обязан быть экологичным.
реклама • ПАО «Сибур Холдинг»
14 марта 2024
наведите на изображения
А в чем проблема?
01
Эко-арт как направление в искусстве вырастает из лендарта — художественного движения, которое появилось в конце 1950 — 1960-х годов. Художники этого поколения пытались выбраться за пределы привычных медиумов. Они выезжали за город или пытались активно взаимодействовать с урбанистическим пространством, пробовали новые материалы и постепенно вводили нового автора в свои произведения — окружающую среду. В то же время они довольно рано обратили внимание на экологическую проблематику. И речь идет не только (и не сколько) о привычных сейчас проблемах: глобальном потеплении, наступлении цивилизации на девственные клочки земли, вырубке лесов, уничтожении животных или загрязнении среды. Скорее, художники пытались понять, как выстраиваются отношения между человеком и миром.
Роберт Смитсон
Спиральная дамба
(1)
Среди пионеров лендарта целая плеяда имен. Уолтер Де Мария, Майкл Хейзер, Ричард Лонг, Роберт Моррис, Роберт Смитсон — неполный список тех, кто определил пути, по которым пошли поколения следующих лендартистов. Среди них, пожалуй, один из самых известных — Роберт Смитсон. Он стал знаменитым благодаря работам, которые имитировали ландшафт, — спиральной дамбе на берегу или искусственному (и тоже спиральному) холму. Кроме, собственно, визуальных работ Смитсон теоретически определил границы лендарта — в своих эссе. И тем самым дал толчок и для возникновения нового движения — эко-арта.
Моя работа «Эковселенная Сириус» на Всемирном фестивале молодежи — это высказывание насчет взаимосвязи экологии и повседневных привычек. Работа представляла собой пятиметровую инсталляцию и танцевальный перформанс. Она появилась благодаря сотрудничеству с «СИБУРом» — именно они инициировали ее создание и смогли предоставить переработанный пластик, который лег в основу инсталляции и костюмов перформеров.
Эта работа наводит мосты между прошлым, настоящим и будущим. Она отсылает к первобытному танцу и предлагает поразмыслить — а как мы будем относиться к материалам в ближайшем будущем? Эти ценности лежат в основе фестиваля: там постарались минимизировать углеродный и экологический след, организовали раздельный сбор отходов и предоставили воду в бутылках из переработанного пластика. Название работы отсылает, собственно, к звезде Сириус — она в мифологии многих стран олицетворяет возрождение, неугасающую надежду. Ее элементы сделаны из переработанного пластика и призывают нас обратить внимание на паттерны поведения человека. Население Земли стремительно растет. Ресурсы истощаются. Без пластика сложно представить современную жизнь с её темпом и ритмом. Но любой предмет, использованный нами, должен быть переработан и получить возрождение и новую жизнь. Именно так мы получаем надежду на экологичное сосуществование с природой.
Анна Мкртчян:
(2)
Анна мкртчян
эковселенная сириус
Этика > Эстетика
02
В эко-арте на первый план выходит этика. Поколение лендартистов занимали совершенно другие проблемы. Бюрократизация мира, коммерциализация арт-мира, холодная и отчужденная эстетика новых авторов — против этого и боролись лендартисты. В конце 1950-х — начале 1960-х художники обращают свой взгляд на экологическую проблематику. На этот раз в центре внимания стоит окружающая среда, которую медленно, но верно уничтожает человек.
ханс хааке
Синий парус
(3)
Одним из первых больших высказываний на тему стала выставка «Экологическое искусство» (Ecologic Art) в John Gibson Gallery. На ней были представлены (уже) всем известные художники: Карл Андре, Христо, Ян Диббетс, Питер Хатчинсон, Уилл Инсли, Ричард Лонг, Роберт Моррис, Клэс Ольденбург, Деннис Оппенхейм и уже упомянутый Роберт Смитсон. Еще одним поворотным моментом в истории эко-арта стали программные работы Ханса Хааке (одну из которых московский зритель мог увидеть пару лет назад в «Гараже»).
Начальный период творчества Ханса Хааке во многом объясняет логику существования лендарта. Работы этого периода — зачастую замкнутые системы. Например, куб, в котором накапливается конденсат. Или «Циркуляция» — замкнутая сеть пластиковых трубок с бегущей по ним водой. Последнюю он также снабдил списком предприятий, которые загрязняют речную воду. Таким образом он отразил не только хаотичный характер природы, но и постоянное присутствие человека, который не питает к ней сентиментальных чувств.
Эко-арт-работы не обязательно должны быть нейтральными и холодными. Моя, например, визуально яркая — состоит из блестящих элементов и цветов. Но это приманка. Попытка поймать внимание зрителя с помощью броской эстетики и интересного дизайна, чтобы… вновь поднять разговор об этической стороне искусства и повседневного потребления.
Анна Мкртчян:
(4)
ханс хааке
трава растет
Не падать: устойчивость
как метод
03
Разговор об экологических проблемах вряд ли будет уместен с одноразовым стаканчиком в руке. Художник, высказывающийся о выбросах углекислого газа или переработке материалов, тоже будет выглядеть смешно, если его искусство не будет экологичным. Критики, институции и простые зрители мгновенно почувствуют подвох и неискренность в работе. Художники, работающие с экологической проблематикой, стараются быть устойчивыми: использовать старые работы для создания новых, оптимизировать доставку, обращаться к новым материалам, позволяющим сохранить природу.
Allora & Calzadilla
Пластиковые цветы
(5)
Хороший пример — дуэт Allora & Calzadilla. Одна из известных работ художников — пластиковые цветы почти исчезнувшего дерева, которое растет исключительно в Карибском бассейне. Они обращают внимание на хрупкость нечеловеческих видов. И в то же время критикуют производственные практики. Сделать подобные цветы из условного шелка — значит, загрязнить огромное количество воды. Именно поэтому дуэт прибегает к переработанному пластику.
Работу дуэта можно было увидеть пару лет назад в Парке Горького. Тогда перед музеем «Гараж» были разбросаны сотни мелких желтых цветков. Возможно, таких работ теперь будет больше. «СИБУР», например, придумал технологию, позволяющую эффективно использовать переработанный пластик в производстве новых полимерных гранул Vivilen. Из них можно изготовить разные товары: от упаковки до художественных работ. Этот материал также использовался в работе Анны Мкртчян.
Я неплохо ориентируюсь в материалах — сказывается опыт в разных проектах. В инсталляции и костюмах я использовала металлические элементы и пластик. «Кристаллы» внутри работы, например, — это поликарбонат, удивительно податливый материал. Его можно использовать повторно, превратить в крошку и придать причудливую форму.
А элементы одежды и аксессуаров перформеров сделаны из переработанного пластика. Он, конечно, может быть использован в разных случаях. Например, из него делают упаковки для продуктов, которые после использования вновь можно переработать. Мне кажется, что в этом и есть смысл искусства — найти новый угол зрения на привычные явления и материалы.
Анна Мкртчян:
(6)
Allora & Calzadilla
Энтелехия
Автор — не один
04
Часто эко-арт и лендарт предполагают присутствие еще одного автора — природы и окружения. Они могут выступать рамкой, которая обрамляет работу художника. А могут быть полноценной фигурой, которая наделяет работу новыми смыслами. Так или иначе экохудожники выводят на авансцену нечеловеческих существ — животных и растений, случайные порывы ветра и времена года.
Ричард лонг
Ирландия 1967
(7)
Поучиться чуткому взгляду на природу можно у Ричарда Лонга. «Англия 1967» — почти буквально воплощение этого принципа. Лонг установил в бристольском Эштон-парке прямоугольную раму — не то дверь, не то намек на границы картинной плоскости. Таким образом он вписал пейзаж в четко очерченную плоскость. И вместе с тем дал пейзажу поглотить рукотворный объект.
На время Всемирного фестиваля молодежи работа была установлена рядом с медальной площадью в Олимпийском парке в «Сириусе». Фестиваль закончился — и теперь она отправится дальше. Планируется, что она будет установлена на предприятии «СИБУРа» в Башкортостане — именно там используют переработанный пластик в производстве и развивают экономику замкнутого цикла. Грубо говоря, они дают пластику вторую жизнь.
Почему именно туда? Этот завод — чуть больше, чем просто завод. Туда постоянно приезжают делегации, проводят экскурсии, где рассказывают о важности ответственного потребления и переработки пластика, и там же производят те самые гранулы с содержанием переработанного пластика, еще и с использованием солнечной энергии.. Кажется, что моя работа попадет в нужный контекст и станет предельно простой иллюстрацией для непосвященных. И в то же время продолжит свою жизнь. А когда придет время, ее можно будет переработать.
Анна Мкртчян:
(8)
ханс хааке
Круг тихого неба
А зритель кто?
05
Этот закономерный вопрос неизбежно появляется, когда мы смотрим на странные работы современных художников. Что нам могут сказать замкнутые системы Хааке? А пластиковые цветы Allora & Calzadilla? Несмотря на очевидность проблем, художники говорят на языке метафор — так их послания считываются людьми всех полов, возрастов и национальностей. Одной из таких метафор можно считать работу Агнес Денес — «Пшеничное поле — Противостояние». В 1982 году она высадила пшеницу на месте свалки, оставшейся после строительства башен-близнецов Всемирного торгового центра. Всем известны кадры самой Денес, одиноко стоящей в поле на фоне монструозного Нью-Йорка, давящего человека своим несоразмерным гигантизмом.
агнес денес
пшеничное поле —
противостояние
(9)
Эко-арт сегодня совершил довольно неожиданный поворот: от критики заводов и производств он перешел к сотрудничеству. В конце концов даже крупные компании осознают свою ответственность — прежде всего перед своими потребителями (и шире — всеми людьми на планете). Работа Мкртчян на Всемирном фестивале молодежи лишний раз подтверждает эту тенденцию. «СИБУР», как и другие компании, ищет не только способы сократить экологический след, но и возможности рассказать об этом широкой аудитории. Работа Мкртчян в данном контексте может показаться каплей в море. Но лучше капля, чем пластиковая бутылка.
Скажу по секрету — я всегда подглядываю за реакциями зрителей на мои работы. Это ключевой момент — как случайный зритель воспримет твою работу. Получилось ли его зацепить? Какие эмоции вызывает искусство? А вызывает ли вообще? В Олимпийском парке, где была установлена работа, я тайком наблюдала за жизнью инсталляции и перформансом артистов. Оказалось, что последние постоянно выбивались из плана — их попросту не отпускали зрители. Все начиналось довольно просто. «А вы откуда? А почему так выглядите? Это что, бутылки на голове? Круто!» И оказывается, что человек даже не догадывался, что искусство можно сделать из переработанных материалов. Что в этом тебе может помогать большая компания. Что говорить о серьезных проблемах можно в такой простой игровой форме.
Анна Мкртчян:
(10)
Анна мкртчян
эковселенная сириус
14 МАРТА 2024
0