Blueprint
T

специальный проект

Академия вежливых пассажиров

Разбираемся в правилах этикета вместе с экспертом

текст: Полина Малахова

Редактор: Анастасия Лябина

фото: роман машевский

Такси давно стало частью нашей жизни. Пара кликов в смартфоне, и через несколько минут к вам приезжает машина. Вы садитесь в салон, и… Тут, по мнению эксперта по этикету Юлии Сильванской, самое время вспомнить о правилах вежливости — они действуют в такси так же, как и в любом другом месте, где люди общаются друг с другом. Вместе с Юлией, актером Олегом Чугуновым и «Яндекс Go» мы составили шесть мини-уроков, которые помогут сделать поездку комфортной для всех ее участников.

Урок #1

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-19}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":19,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Elastic.easeOut.config(1, 0.4)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Общение в поездке

Вы садитесь в такси и уже готовы включить в наушниках любимую песню. Водитель уточняет пункт назначения и добавляет, что это адрес его любимого района. Или, наоборот, вы пускаетесь в объяснения, что собираетесь делать в точке Б. Как поступить, если одной из сторон поддерживать разговор в поездке не хочется?

«Универсальная формулировка, которая поможет никого не обидеть: „Извините, не могли бы вы (озвучить просьбу). Благодарю вас!“. Так собеседник увидит желание оставаться вежливым, даже если разговор зашел не в ту сторону».

Юлия Сильванская,

эксперт по этикету:

Уважать личные границы другого человека — проще, чем кажется. Например, если вам хочется поговорить, но ответы собеседника — короткие и уклончивые, стоит завершить беседу. Поддерживайте диалог ровно до тех пор, пока все участникам комфортно. Бывает так, что взгляды собеседников не совпадают, — в таком случае просто смените тему или вернитесь к нейтральному обсуждению.

Урок #2

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-19}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":19,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Elastic.easeOut.config(1, 0.4)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ПДД и вежливость

Иногда тот, кто слишком спешит, может забыть пристегнуться. Или может свернуть в неположенном месте, чтобы сократить путь, даже когда это противоречит правилам дорожного движения. В такой ситуации второй человек в машине — и водитель, и пассажир — не будет чувствовать себя комфортно. Соблюдение правил безопасности — это обязательное условие для любой поездки. И аккуратно напомнить об этом тоже можно.

«Вежливо озвучьте вашу просьбу и подчеркните, что она очень важна для вас. Не забудьте поблагодарить собеседника в конце. В любом случае безопасность — это самое важное, но всегда нужно стараться разрешать любой вопрос конструктивно».

Юлия Сильванская,

эксперт по этикету:

Урок #3

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-19}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":19,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Elastic.easeOut.config(1, 0.4)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

С заботой об окружающем пространстве

Поддерживать чистоту — способ проявить уважение к себе и окружающим. Это правило распространяется и на поездки в такси. Пассажир ожидает, что в салоне будут чистые ручки, кресла и пол, не будет запахов. А водитель, в свою очередь, вправе ждать, что пассажир на протяжении поездки будет внимателен, чтобы сохранить салон в чистоте.

«Воздержитесь от ароматной еды, спиртных напитков и курения в салоне. Подготовьте подстилку, если едете с животными. Если вы пролили, например, кофе, прежде всего извинитесь, уберите за собой, насколько это возможно здесь и сейчас, и предложите оплатить химчистку».

Юлия Сильванская,

эксперт по этикету:

Урок #4

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-19}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":19,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Elastic.easeOut.config(1, 0.4)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Если опаздываете

Вы только что заселились в новый жилой комплекс и вызвали такси, чтобы поехать на работу. Ключи куда-то подевались, а приложение уведомляет о том, что водитель уже подъехал. Заставлять ждать — неловко, но и без ключей выйти нельзя. Перерыв всю квартиру, вам удалось обнаружить заветный брелок на самом дне сумки и вы, наконец, готовы к поездке.


Вы выходите во двор, но не замечаете такси поблизости. Сразу же пишете водителю, что опаздываете и ожидаете его на месте, а он отвечает, что тоже вас ждет, но где — непонятно. Чтобы ничей день не оказался испорчен, стоит и в этой ситуации воспользоваться простыми правилами вежливости — предупредить другого человека об опоздании или рассказать, как вас найти на месте встречи.

«Сообщения иногда могут считываться неверно. Чтобы избежать двусмысленности, постарайтесь изъясняться в переписке просто и понятно. Если подозреваете, что есть недопонимание, не стесняйтесь позвонить и попробовать объяснить устно».

Юлия Сильванская,

эксперт по этикету:

Урок #5

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-19}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":19,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Elastic.easeOut.config(1, 0.4)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Контролируемый шум

Для кого-то поездка в такси — возможность побыть наедине со своими мыслями, для кого-то — свободное время, чтобы поговорить с родителями, а кого-то прямо в салоне может застать неожиданный созвон по работе. А в это же время водитель, например, прислушивается к советам навигатора.


В таком случае достаточно предупредить своего компаньона по поездке о ситуации. Дайте водителю знать, что у вас — рабочий звонок, который нельзя перенести, и вежливо попросите сделать радио потише. Водителю же достаточно заранее сказать пассажиру о том, что громкость навигатора на какое-то время будет выше. Эти шаги помогут избежать недопонимания.

Урок #6

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-19}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":19,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Elastic.easeOut.config(1, 0.4)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Добрые слова просто так

Поездки в такси действительно стали частью повседневной жизни — а в ней мы обычно здороваемся с кассирами, благодарим бариста за вкусный кофе, извиняемся перед прохожим, если случайно задели. Эти базовые правила вежливой коммуникации работают и во время поездки. Она оставит приятное впечатление, если водитель и пассажир друг с другом не забудут поздороваться и попрощаться, будут обращаться на «вы» и обменяются хотя бы парой вежливых улыбок.

«Всем участникам поездки стоит быть доброжелательными. При посадке пассажиру обязательно поздороваться и уточнить конечный пункт поездки. Если едете компанией, постарайтесь не говорить громко друг с другом. Приготовьте оплату за поездку заранее, если вы предпочитаете наличные».

Юлия Сильванская,

эксперт по этикету:

команда

Актер: Олег Чугунов

фото: Роман Машевский

стиль: Юлианна Гриб

макияж и прическа: Ольга Чарандаева

сет-дизайн: Анастасия Короткова

продакшн-директор: Анастасия Терехова

менеджер проекта: Павел Прошин

арт-директор: Светлана Павлова

креатив: Николь Антонян, Александра Барыкина

продюсер: Фарида Мустафаева

ассистент фотографа: Фёдор Анисимов

ассистент стилиста: Екатерина Мурашева

ассистент сет-дизайнера: Зуля Алиева

дизайн: Виолетта Чекан

Благодарим бренды Rejo, Azalie за предоставление одежды для съемки

РЕКЛАМА • ооо «Яндекс.Такси»

{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":37}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}