специальный проект
Академия вежливых пассажиров
Разбираемся в правилах этикета вместе с экспертом
текст: Полина Малахова
Редактор: Анастасия Лябина
фото: роман машевский
Такси давно стало частью нашей жизни. Пара кликов в смартфоне, и через несколько минут к вам приезжает машина. Вы садитесь в салон, и… Тут, по мнению эксперта по этикету Юлии Сильванской, самое время вспомнить о правилах вежливости — они действуют в такси так же, как и в любом другом месте, где люди общаются друг с другом. Вместе с Юлией, актером Олегом Чугуновым и «Яндекс Go» мы составили шесть мини-уроков, которые помогут сделать поездку комфортной для всех ее участников.
18 июля 2023
Урок #1
Общение в поездке
Вы садитесь в такси и уже готовы включить в наушниках любимую песню. Водитель уточняет пункт назначения и добавляет, что это адрес его любимого района. Или, наоборот, вы пускаетесь в объяснения, что собираетесь делать в точке Б. Как поступить, если одной из сторон поддерживать разговор в поездке не хочется?
«Универсальная формулировка, которая поможет никого не обидеть: „Извините, не могли бы вы (озвучить просьбу). Благодарю вас!“. Так собеседник увидит желание оставаться вежливым, даже если разговор зашел не в ту сторону».
Юлия Сильванская,
эксперт по этикету:
Уважать личные границы другого человека — проще, чем кажется. Например, если вам хочется поговорить, но ответы собеседника — короткие и уклончивые, стоит завершить беседу. Поддерживайте диалог ровно до тех пор, пока все участникам комфортно. Бывает так, что взгляды собеседников не совпадают, — в таком случае просто смените тему или вернитесь к нейтральному обсуждению.
Урок #2
ПДД и вежливость
Иногда тот, кто слишком спешит, может забыть пристегнуться. Или может свернуть в неположенном месте, чтобы сократить путь, даже когда это противоречит правилам дорожного движения. В такой ситуации второй человек в машине — и водитель, и пассажир — не будет чувствовать себя комфортно. Соблюдение правил безопасности — это обязательное условие для любой поездки. И аккуратно напомнить об этом тоже можно.
«Вежливо озвучьте вашу просьбу и подчеркните, что она очень важна для вас. Не забудьте поблагодарить собеседника в конце. В любом случае безопасность — это самое важное, но всегда нужно стараться разрешать любой вопрос конструктивно».
Юлия Сильванская,
эксперт по этикету:
Урок #3
С заботой об окружающем пространстве
Поддерживать чистоту — способ проявить уважение к себе и окружающим. Это правило распространяется и на поездки в такси. Пассажир ожидает, что в салоне будут чистые ручки, кресла и пол, не будет запахов. А водитель, в свою очередь, вправе ждать, что пассажир на протяжении поездки будет внимателен, чтобы сохранить салон в чистоте.
«Воздержитесь от ароматной еды, спиртных напитков и курения в салоне. Подготовьте подстилку, если едете с животными. Если вы пролили, например, кофе, прежде всего извинитесь, уберите за собой, насколько это возможно здесь и сейчас, и предложите оплатить химчистку».
Юлия Сильванская,
эксперт по этикету:
Урок #4
Если опаздываете
Вы только что заселились в новый жилой комплекс и вызвали такси, чтобы поехать на работу. Ключи куда-то подевались, а приложение уведомляет о том, что водитель уже подъехал. Заставлять ждать — неловко, но и без ключей выйти нельзя. Перерыв всю квартиру, вам удалось обнаружить заветный брелок на самом дне сумки и вы, наконец, готовы к поездке.
Вы выходите во двор, но не замечаете такси поблизости. Сразу же пишете водителю, что опаздываете и ожидаете его на месте, а он отвечает, что тоже вас ждет, но где — непонятно. Чтобы ничей день не оказался испорчен, стоит и в этой ситуации воспользоваться простыми правилами вежливости — предупредить другого человека об опоздании или рассказать, как вас найти на месте встречи.
«Сообщения иногда могут считываться неверно. Чтобы избежать двусмысленности, постарайтесь изъясняться в переписке просто и понятно. Если подозреваете, что есть недопонимание, не стесняйтесь позвонить и попробовать объяснить устно».
Юлия Сильванская,
эксперт по этикету:
Урок #5
Контролируемый шум
Для кого-то поездка в такси — возможность побыть наедине со своими мыслями, для кого-то — свободное время, чтобы поговорить с родителями, а кого-то прямо в салоне может застать неожиданный созвон по работе. А в это же время водитель, например, прислушивается к советам навигатора.
В таком случае достаточно предупредить своего компаньона по поездке о ситуации. Дайте водителю знать, что у вас — рабочий звонок, который нельзя перенести, и вежливо попросите сделать радио потише. Водителю же достаточно заранее сказать пассажиру о том, что громкость навигатора на какое-то время будет выше. Эти шаги помогут избежать недопонимания.
Урок #6
Добрые слова просто так
Поездки в такси действительно стали частью повседневной жизни — а в ней мы обычно здороваемся с кассирами, благодарим бариста за вкусный кофе, извиняемся перед прохожим, если случайно задели. Эти базовые правила вежливой коммуникации работают и во время поездки. Она оставит приятное впечатление, если водитель и пассажир друг с другом не забудут поздороваться и попрощаться, будут обращаться на «вы» и обменяются хотя бы парой вежливых улыбок.
«Всем участникам поездки стоит быть доброжелательными. При посадке пассажиру обязательно поздороваться и уточнить конечный пункт поездки. Если едете компанией, постарайтесь не говорить громко друг с другом. Приготовьте оплату за поездку заранее, если вы предпочитаете наличные».
Юлия Сильванская,
эксперт по этикету:
команда
Актер: Олег Чугунов
фото: Роман Машевский
стиль: Юлианна Гриб
макияж и прическа: Ольга Чарандаева
сет-дизайн: Анастасия Короткова
продакшн-директор: Анастасия Терехова
менеджер проекта: Павел Прошин
арт-директор: Светлана Павлова
креатив: Николь Антонян, Александра Барыкина
продюсер: Фарида Мустафаева
ассистент фотографа: Фёдор Анисимов
ассистент стилиста: Екатерина Мурашева
ассистент сет-дизайнера: Зуля Алиева
дизайн: Виолетта Чекан
Благодарим бренды Rejo, Azalie за предоставление одежды для съемки
РЕКЛАМА • ооо «Яндекс.Такси»
18 ИЮЛЯ 2023
0