Blueprint
T

специальный проект

«Музыка должна  

 помогать тебе

дышать»

редактор: лера гамина

Интервью: Денис Мендрелюк

Поговорили с евой польна о роли музыки, «Гостях из будущего» и переосмыслении себя

фото: таня янчурова

Есть артисты, которые опередили свое время. Есть те, кто оказался на самом гребне модной волны. Иные хранят истинных себя, не размениваясь на погоню за сиюминутным хайпом, ощущая более глубокую и важную миссию своего творчества. Ева Польна сочетает в себе эти качества. Ее музыка так или иначе затронула каждого в русскоязычном пространстве за последние 25 лет, многих воодушевила и вдохновила, подарила надежду, придала импульс подняться, несмотря ни на что. И все это — с редким достоинством и неизменной изящной меланхолией. В рамках специального проекта совместно с «Яндекс Музыкой» мы встретились с Евой, чтобы проследить ее творческий путь и порассуждать о более высоких творческих материях. 

реклама · ооо «яндекс музыка»

29 декабря 2023

Я хочу сразу начать с нового альбома как наиболее актуального новостного повода. Расскажите про «Открытый космос». Что скрывается за этим названием и что вообще происходило все эти шесть лет — до выхода этого альбома со времен предыдущего?



«Открытый космос» — прекрасное название, которое просто отражает все. Человека, человеческую жизнь, его ощущения, каждого из нас, что все мы живем в космосе, и одновременно каждый из нас — это абсолютная бездна. Можно интерпретировать по-разному, но в любом случае это про суть человеческую, как я себя сейчас ощущаю, кто я, что я. И оно понятно всем. И одновременно каждый может его наполнить своим смыслом. Где мы все были эти шесть лет. Такой момент сложный и одновременно простой, потому что за это время, в принципе, у нас у всех поменялся мир неожиданно. Причем мне кажется, как-то несколько раз.




Я не из тех артистов,  

КОТОРЫЕ ВЫПУСКАЮТ 

по альбому в год

Дважды как минимум, да. 




У меня вообще полное ощущение, что за эти 25 лет, что я занимаюсь музыкой, мир вокруг поменялся раз шесть. Oщущение, что сменилось несколько эпох, в том числе и в музыке. Я не из тех артистов, которые выпускают по альбому в год. Но это не означает, что я сижу и почиваю на лаврах. Если не брать в расчет вынужденный перерыв на ковидные ограничения в концертной деятельности, то все эти шесть лет я занималась своим проектом. Я писала песни, искала новое звучание, переживала свои личные горькие и радостные события, которые и нашли отражение в песнях с нового альбома. Если сравнивать три моих сольных пластинки, то в целом все они разные. И стилистически, и настроенчески. Но это все равно я. Вообще этот альбом должен был выйти раньше, но случилось так, как случилось. Повторюсь — мир и все мы сильно изменились. Я хотела обозначить некий рубеж. Подвести итог этого этапа. Это как выйти из одной двери в другое пространство. Что будет дальше? Открытый космос.



На альбоме есть intro и outro. Это не так часто встречается в наших широтах. И значит ли это, что у вас есть какое-то внутреннее понимание драматургии альбома, что песни идут в таком порядке? Это не случайно?




Да, это был принципиальный момент. специально писались intro и outro, и песни расставлены именно так, как нужно их слушать. Не просто быстрая/медленная или громкая/тихая, а именно некая история, как книжка, которую ты читаешь, перелистываешь страницы, где-то есть начало, пролог, главы, эпилог.



Я разная,  

и мне это очень нравится

На альбоме есть довольно много таких модных, современно звучащих композиций. Но есть при этом «Печаль», она такая более нежная, диснеевская даже, если позволите. Они достаточно отличаются друг от друга. Я бы разделил их на две категории. Вот сейчас, когда он уже вышел, вы какой себя больше ощущаете как артист? Какой-то именно с уклоном на танцы, условно говоря, модные современные, или все-таки чуть более лиричной?



Я разная, и мне это очень нравится. Иногда мне хочется написать что-то в стиле поп-рок, но потом слышу классный клубный бит и понимаю, что люблю танцевальную электронику. Мне важно воспринимать музыку телом, выражать ее через движение. Так что песни под гитару на пеньке — это прекрасно, но не мое. Мое — это все-таки пространство музыки, которое входит в тебя и заставляет пульсировать каждую клеточку твоего тела. Вот не горный бард я, это уж точно. 




Тогда, я так понимаю, аранжировки в том числе — это коллективная работа у вашей команды?




За аранжировки у нас отвечает Рома Кенга при непосредственном участии меня — Главной Музы и автора, и Саши Мания — моего менеджера и продюсера. Обычно я приношу готовую песню — мелодию и стихи. Главная задача нашего маленького коллектива — найти этой песне красивое небанальное интересное звучание. У меня свой собственный узнаваемый стиль написания песен, поэтому воспользоваться готовыми шаблонами и референсами тут не получится. Мы плывем в своем собственном направлении.



А что насчет литературы и кино, искусства? Может быть, что-то из каких-то таких ярких впечатлений новых за последнее время, что как-то отразилось на творчестве?




Меня всегда вдохновляет и заряжает энергией высокое классическое искусство. В великих произведениях ты всегда находишь ответы. Но помимо высокого искусства на творчестве отражается вся сегодняшняя жизнь. Ты меняешься, взрослеешь, переосмысливаешь себя и свое отношение к мирозданию. Мои собственные перемены совпали с глобальными изменениями, которые случились в нашем мире. 


Внезапно ты остаешься без опоры, словно в невесомости, ты не понимаешь, куда движется мир и где ты в нем. Тебе нужно жить, растить детей, заниматься любимым делом. Очевидно, что время недавней беспечности, когда мы все очень много отдыхали, снимали бесконечные сторис и делали фото пироженок, закончилось. Многие из нас осознали, что не имеют понятия, как жить дальше. Мой спасательный круг — творчество. Потому что для художника и печали, и радости — это духовная пища. Во всем ты можешь найти импульс для созидания. Для себя я поняла, что сегодня могу не смотреть на тенденции, а сама заявлять их. Самой стать трендом, который будут ретранслировать. Ощущение, когда человеку нечего терять, — это ужасно и прекрасно одновременно. Каким бы парадоксальным это ни казалось, в этом есть абсолютная свобода.






Я не пытаюсь занять чье-либо место,  

кроме своего собственного

За последние два года российская сцена шоу-бизнеса сильно обновилась. Ощущаете ли сейчас возможность выйти на еще больший уровень? За счет того, что освободилось больше площадок, эфирного времени? Есть ли такое ощущение?




Я не пытаюсь занять чье-либо место, кроме своего собственного. Это как в большом спорте — все соревнуются за медали, но по факту это всегда соревнование с самим собой. Вот твой личный результат, а следующий должен быть лучше, чем предыдущий. Я всегда радуюсь успехам своих коллег, у меня свой собственный путь, и мне нравится ставить себе новые задачи. 





А есть ли какой-то любимый период, или любимая песня, или какое-то вот ощущение абсолютного пика музыкального именно периода «Гостей»? Что есть какой-то magnum opus, сейчас ретроспективно оглядываясь.




Мы вообще, когда с Юрой начинали всю эту историю, хотели, конечно, признания, чтобы нас слушали, но мы не думали, что будет такая популярность. Я помню этот момент очень хорошо: мы стоим на переходе, ждем, когда включится зеленый свет светофора. Стоит такси, открыто окно, и звучит песня «Беги от меня». И мы такие: блин, как классно, мы это сделали. А вообще, у нас не было времени на ощущение этого пика, было очень много работы. Когда ты, в принципе, каждый год получаешь какие-то премии, «песни года», «золотые граммофоны», это классно. И ты находишься в такой вот мешанине: съемки, гастроли, студии. Момента ощущения себя великими — не было.




Я скорее даже не только с точки зрения карьеры, а с точки зрения музыканта. Когда ты возвращаешься, переслушиваешь и думаешь: «Вот это был крутой альбом!». Вне контекста.




Я всегда слушаю отстраненно и считаю, что первые несколько альбомов прекрасны. В каждой пластинке мы старались сделать интересные альтернативные вещи, сохраняя поп-концепцию. Особенным моментом в истории группы «Гости из будущего» стал сольник во МХАТе в 2006-м, это был важный шаг. Идея, кстати, принадлежала мне, хотелось доказать, что «Гости» не просто молодежный коллектив, играющий в клубах и на танцевальных вечеринках, а серьезные взрослые ребята, которым есть что сказать и которых интересно слушать.Театр — это особое место, оно всегда подразумевает концентрацию на том, что происходит на сцене. Там артист находится наедине со зрителем. Очень важно, что и как ты говоришь своему зрителю. Собственно говоря, мы были единственные из наших поп-коллективов, кто рискнул сделать что-то во МХАТе. Это была следующая ступенька, такая галочка в зачетку: «да, я молодец».




Моя лирическая героиня —  

земная женщина, которая поет

о любви, разочарованиях и очарованиях

Переходя к первым двум сольным альбомам «Поет любовь» и «Феникс». Понятное дело, что там лирическая героиня уже достаточно отличается. Имеется ли внутреннее понимание, что есть Ева в «Гостях из будущего» и есть Ева Польна сольно. В чем, как вам кажется, главное различие лирической героини? Как это отразилось на каких-то нарративах? 




Давайте начнем с того, что за 25 лет человек не может не измениться. Он приобретает жизненный опыт, открывает новые стороны себя, начинает более глубоко воспринимать мир. Так и моя лирическая героиня путешествует во времени. Самое главное — меняясь, сохранять и приумножать в себе лучшее. «Гости из будущего» — коллектив из 2000-х, это время телевидения и радио. А значит, четко обозначенный формат, заложником которого становились многие артисты. Я, кстати, не исключение. До сих пор огромное количество людей ассоциирует меня с песнями «Метко» или «Люби меня по-французски», между тем как я говорила выше, что на наших альбомах всегда были песни с глубоким философским смыслом. Вот эту свою «глубокую» часть я и стараюсь транслировать в своем творчестве. Я та же героиня, только прошедшая определенный путь.





Грубо говоря, мы живем в парадигме, что у массового слушателя есть определенные песни на слуху, какой-то каталог, который входит в The Best. А при прослушивании альбомов целиком это совершенно другой экспириенс. Для меня, например, любимая песня «Гостей» всегда была «Ундина», как ее услышал лет в 12.





Да? Здорово! Кстати, мне приятно, что на моих концертах не только девушки, но и много парней разного возраста. И они не стесняясь выражают свои эмоции — поют, сопереживают. Для меня как для автора большим достижением является то, что мужчины любят мои лирические песни. Значит, эта стрела любви и чувственности достигла глубины мужского сердца. Все перестают себя сдерживать и наконец-то выпускают свои эмоции, потому что парням тоже надо плакать. Им тоже нужно расслабляться и иметь возможность побыть слабыми. У меня даже есть такой конферанс на концертах, который всегда работает. Я говорю: эту песню я посвящаю самой нежной, самой хрупкой, самой ранимой половинке нашей планеты — вам, парни. Потому что на самом деле так и есть. Возвращаясь к теме своей лирической героини, скажу — она не абстрактная, а очень земная женщина, которая поет о любви, разочарованиях и очарованиях. Она сильная и уязвимая одновременно.






Мне кажется, это на самом деле вас как раз и отличает от всех остальных. Много женской музыки про преодоление трудностей, а у вас как-то всегда это через изящную меланхолию, но она при этом все равно воодушевляет. Есть ли тогда ощущение какой-то коммунальности вашей музыки, что вы не просто рассказываете свою историю в своих песнях, а именно что есть некая миссия, что кто-то найдет отклик своих ситуаций?






Однажды я это очень почувствовала: у моего творчества есть определенная миссия, конечно! Я всегда получаю от людей обратную связь, не только на концертах, но и в обычной жизни. Они подходят ко мне, рассказывают, как та или иная песня помогла им, поддержала, а порой и помогла изменить что-то важное в жизни. Под мои песни влюбляются, женятся, рожают детей, растят их, а потом все вместе приходят на концерт. Разве это не восторг?


Значит, я все делаю правильно. Я настаиваю на том, что музыка должна возвышать людей, дарить им крылья, помогать дышать, и поэтому стараюсь избегать нарочитой грубости, «бытовухи» в лирике. Музыка — это абсолютное волшебство и магия наяву, доступное для любого человека. Для этого не нужно иметь миллионы рублей, яхту или собственный остров. Любые наушники, любой гаджет — и ты уходишь в свой собственный космос! Огромное счастье в том, что я могу делиться с людьми лучшим. 







Музыка — это абсолютное волшебство  

и магия наяву

Есть ли дальнейшие творческие планы, которые наметились в ближайшее время?



Наш коллектив в очень хорошей профессиональной форме. Несмотря на происходящее, я практически не останавливала свою концертную деятельность. Мы играем замечательные сольные концерты там, где это возможно. Боремся за качественный звук и свет. Покупаем оборудование, чтобы в идеале иметь возможность выступать не только в Москве и Питере. Как раз сейчас формируем график выступлений на грядущий, 2024 год. Ждите нас, приедем вас радовать! В конце концов, это наша высокая миссия.



команда  

Фото: Таня Янчурова

СТИЛЬ: ВИКА СТАРЦЕВА

Макияж и прическа: Камилла Кашина

Сет-дизайн: Анастасия Ким

Продакшн-директор: Анастасия Терехова

Менеджер проекта: Паша Прошин

Арт-директор: Николь Антонян

Продюсер: Фарида Мустафаева

Дизайн: Виолетта чекан

Редактор: лера гамина

интервью: ДЕНИС МЕНДРЕЛЮК

Гафер: Антон Сивиринов

Ассистент стилиста: Миша Тувыкин







{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}