T

В детстве бумага была важным носителем информации, близким другом и незаменимым помощником. Многие делились самым сокровенным на страницах бумажного дневника, собирали наклейки и вкладыши от жвачек. После путешествия с нетерпением ждали, когда в руках окажется пухлый конверт со свеженапечатанными фотографиями.


Постепенно фотоальбомы пропали с полок современных российских квартир, сменившись папками на рабочем столе или файлами в облачном хранилище. Но заменит ли полностью экран смартфона или ноутбука физические носители?


Для творческих людей бумага все еще остается самым главным средством для воплощения идей. Из безликого носителя информации бумага постепенно превращается в дополнительное средство самовыражения для фотохудожника. А ее осязаемость, материальность, текстура на контрасте с эфемерностью электронных носителей приобретает новые смыслы. Как сегодня работают с бумагой и как она делает нас более тактильными, а значит — живыми? Разбираемся вместе с Canon и художником Антоном Ревой, который поделился с нами своей работой, выполненной на бумаге. 


«За фоновую основу я взял переснятый на две разные камеры портрет, в котором виден эффект разложения на силуэты. Поверх него я отрисовал дополнительное пятно цвета, чтобы придать объем»



«Я современный художник. Занимаюсь экспериментальной фотографией и работаю со смешанными техниками в рамках разных визуальных форматов. Коллажирование — один из моих инструментов. Еще я работаю с краской, пастелью, карандашами, водой, огнем, разными типами скотча и со многими другими инструментами. 


В творчестве мне больше всего нравится то, что ты заряжаешь людей энергией. Это свобода, которая основана на доверии к себе и своим чувствам. Я создаю визуальное пространство, у которого нет строгого, очевидного нарратива. В этом пространстве люди заряжаются чувством любви. Мой смысл жизни — постоянное взаимодействие с миром и людьми, в процессе которого я создаю визуальные паттерны из эфемерных и ускользающих элементов — воспоминаний, ассоциаций, эмоций и мыслей».



Бумажным медиа не первый год пророчат скорую смерть, но они продолжают жить. В США количество читающих журналы в последние годы растет, а тиражи более 70 американских журналов превышают миллион копий. Далеко не все эти журналы ориентированы исключительно на представителей старшего поколения. Cosmopolitan ежемесячно читает более 32 миллионов человек, из которых всего 12 миллионов выбирает электронную версию. National Geographic ежемесячно продает более 6 миллионов журналов по всему миру. Люди готовы платить за возможность читать бумажные медиа и не хотят от них отказываться.



«После я наложил отпечатанный цифровой элемент, прорисованный в три цвета. Он дополняет общую палитру, создает динамичную поверхность для наложения следующих деталей»



«Мне интересно переносить на бумагу сложные цифровые манипуляции — я даю текстурам новое пространство, деформирую поверхность, резкость каждого пикселя»



«Когда мы взаимодействуем с традиционными медиа, то воспринимаем информацию совсем иначе. Когда листаешь инстаграм, возникает определенная динамика восприятия контента. Когда просматриваешь журнал, динамика меняется: появляются развороты, бумага разной текстуры, разные слои информации. Все это влияет на восприятие.


Я много работаю с бумагой. Я не топлю за аналоговое творчество — просто верю в этот инструмент. Для проектов, которые мы делаем, плоскости недостаточно, поэтому мы интегрируем в бумагу объемные структуры, она выступает как дополнительный слой для цифрового искусства. Так мы получаем возможность сшивать образы и смыслы, создавая многослойность. Например, можно отрисовать скульптуру в 3D и распечатать на архивной бумаге, соединив отсылки к прошлому и цифровые основы.


Из мейнстрима аналоговые медиа будут превращаться в альтернативную нишу. Они будут трансформироваться, в них будут интегрироваться цифровые технологии. Например, читатель наводит телефон на бумажную страницу, и перед ним вырастает 3D-скульптура. Это позволит наслаивать диджитал-тренды и создавать новые поверхности для работы».




Исследования показывают, что печатный текст воспринимается несколько лучше, чем текст, прочитанный с экрана. Люди лучше понимают смысл прочитанного, а также им проще оценить объем того, что им предстоит прочитать. Данные лабораторных экспериментов и опросов потребителей показывают, что электронные устройства не в состоянии адекватно воссоздать ощущения от взаимодействия с бумагой. Тактильные ощущения — важная часть телесного опыта взаимодействия с материалом. Люди воспринимают буквы как физические объекты, а объем и структуру книги или журнала — как интуитивно понятные ориентиры. Эксперты по маркетингу призывают не отказываться от рекламы в традиционных медиа и отмечают, что люди взаимодействуют с печатными изданиями не так, как с цифровыми — они читают журналы, когда у них достаточно свободного времени и правильный настрой. Их не отвлекают сообщения и всплывающие окна. Все это позволяет получить не просто набор сведений, а особый чувственный опыт взаимодействия с материалом.




«Посредством бумаги можно передавать тактильную информацию и показывать, как ты работаешь с материалом. В Ставрополе, где я жил, несколько лет назад закрылась советская типография. Перед закрытием там распродавали бумагу на развес — 120 кг бумаги, более 2000 листов. Все листы были разными: различалась граммовка, некоторые листы были очень толстыми, лакированными. Архивная бумага делает очевидную отсылку к прошлому — старым фото родителей, винтажным газетам, объявлениям и плакатам начала ХХ века. Когда я работаю с такой бумагой, в моей голове вспыхивают образы прошлого и появляется желание вшить в прошлое образы из настоящего и будущего.


Бумагу с текстурой и историей можно использовать для создания дополнительного нарратива. Например, я сделал коллаж из детских медкнижек, превратив отдельные листы в однородный слой. Из отдельных кусочков можно собрать цельный лист, отсканировать и получить новую рабочую поверхность.


Я не прекращаю знакомиться с людьми из разных типографий. У разных типов бумаги отличаются свойства. Например, размыв черного или отсутствие градиента. Я не фокусируюсь на качестве, так как хочу, чтобы мой инструментарий был бесконечным. Мне нравится работать на грани дефекта».





«Эта серия отснята на шесть разных типов камер — это формирует широкий диапазон возможностей в соединениях материала. Разные текстуры, формы, детали и акценты, посредством которых мне интересно собирать комбинации и смешивать линии и формы»



Современные взрослые постепенно отходят от стереотипного мнения, что рисование, коллажирование и другие виды изобразительного искусства — удел младшеклассников и профессионалов. «Ручная» работа — отличный способ снять стресс, переключить внимание и почувствовать себя в контакте с материальным миром вокруг. Арт-терапия — направление в психологии — использует искусство как один из способов воздействия на психоэмоциональное состояние человека. С помощью искусства человек узнает себя, учится понимать и выражать свои эмоции.



«Сейчас многие художники пробуют коллажирование разной степени сложности. Использование смешанных медиа расширяет инструментарий художника. Можно вывести картинку на экран нового айфона, потом сфотографировать экран на фотоаппарат, а потом распечатать результат на принтере и отсканировать, тем самым создавая особенную текстуру и смешанную визуальную основу для дальнейшей работы.


В работах других художников я автоматически обращаю внимание на материал. У меня есть насмотренность, и я сразу чувствую, когда человек не дружит с бумагой и воспринимает коллажирование как очередной тренд. 


Когда я только начинал заниматься коллажированием, я делал по 10–15 разных типов съемок в рамках одной визуальной задачи. Однажды я вернулся в Ставрополь с архивом примерно в 15 000 фотографий. Я сделал точечный отбор в 500–600 картинок, подготовил их в цифровом пространстве. После распечатал все эти снимки на отдельных листах и стал вырезать из них разные микродетали. Я делал акцент на глаза, форму рук, тела, элементы текстуры, фоновые формы. Потом я взял все, что нарезал, разложил вокруг себя и попытался понять, как мне нужно соединить все эти детали, чтобы рассказать историю.


Сейчас уже на этапе съемки я заранее понимаю, как буду собирать работу, в какой механике раскладывать формы. Я заблаговременно подбираю элементы в диджитале и понимаю, какой аналоговый тритмент буду использовать.


Тактильное взаимодействие с контентом очень важно для меня. В детстве я смотрел фильм про Караваджо — художника, который писал возвышенные сюжеты, а в качестве моделей использовал бродяг и нищих. В фильме Караваджо идет по городу и берет людей за лица. Он щупает их, поворачивает влево-вправо, рассматривает отдельные детали. Мне этот образ запал в душу. После того как я отснял серию фотографий с моделью, я могу нарисовать паттерн прямо на руке и отпечатать его поверх изображения, создавая новый слой образа».






Чтобы занятия искусством приносили удовольствие, важно иметь подходящее оборудование. С помощью Canon ImagePrograf Pro-300 можно печатать макеты, чертежи, художественные проекты. Принтер позволяет работать с художественной бумагой и использует 10 пигментных чернил LUCIA PRO. Специальные чернила позволяют точно передавать яркие насыщенные цвета. Матовые черные чернила imagePROGRAF PRO-300 делают монохромные изображения более насыщенными за счет глубоких оттенков черного на бумаге для художественной печати.


Принтер позволяет печатать изображения формата до А3+. Высокая скорость печати, экономичный расход чернил, цветной дисплей и возможность подключить принтер через WI-FI делает работу с ним удобной, а компактный размер позволяет установить его в любой квартире. 


С помощью хорошего принтера, бумаги и воображения можно создать вокруг себя насыщенную творческую среду. Распечатайте яркие воспоминания, необычные идеи, живущие внутри вас образы. Перенеся их на бумагу, вы сможете выстроить с ними новые отношения, превратив бесплотные порывы души в материальные объекты. 



«Под цельную композицию я отпечатал около десяти разных фрагментов, отснятых на разные устройства. И начал примеряться, искать соединения, расставлять композиционные акценты, сразу добавляя дополнительные абстрактные детали и части текста»



«Хороший принтер позволяет работать с быстрыми скетчами: можно отпечатать нарисованное, посмотреть на результат и оценить, как цвета работают друг с другом. Когда я собираю картинку, я сначала изучаю ее в цифровом пространстве, потом печатаю скетчи и анализирую результат. Пытаюсь понять, чего не хватает. А потом объединяю все детали в единое пространство.


В моей мастерской стоят еще три принтера, которые я не использую, потому что мне не нравится цветопередача — она нереалистичная. У меня руки опускаются, когда я вижу, что на распечатанном изображении красный — не красный, а яркие акцентные цвета уведены в холодный.


Мы все мечтаем о принтере, который будет принимать любую бумагу. Вставляешь что угодно — и печатаешь. Также мне важно, чтобы медленно заканчивались чернила, потому что бесконечно их доливать волнительно — вдруг что-то пойдет не так. Я за свою жизнь убил много принтеров, так что мой идеальный принтер должен быть неубиваемый.


Творчество — это прямое продолжение меня и того, что со мной происходит. Последний год был достаточно сложным. Я ходил по врачам и чувствовал, как мое упадническое состояние искажает восприятие реальности. Когда я брал в руку карандаш, мне хотелось бить им по бумаге, хотелось перенести эту экспрессию на бумагу. Я ощущаю, что уязвимость, чувство любви, хрупкая сентиментальность сегодня недооценены».






Принтер Canon ImagePrograf Pro-300 можно купить магазинах Canon, DNS и «Ситилинк»




{"width":1200,"column_width":150,"columns_n":8,"gutter":0,"line":50}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}