Blueprint
T

Подъем

  амиз     та

Заменят ли зины глянец?

О новом расцвете самиздата журналисты пишут часто. Так же часто, как о смерти глянца. Есть ли между этими явлениями связь и почему в 2020-м нам все еще нравится (и, может быть, даже больше, чем когда-либо раньше) читать зины? Полина Крюкова разузнала у тех, кто эти зины делает, и у тех, кто их продает.

Четыре года назад Катя Федорова писала для The Blueprint текст под печальным заголовком «Кладбище любимых журналов», в котором вспоминала закрывшиеся печатные издания и брала комментарии у их бывших сотрудников. Разговоры о смерти печатной журналистики ведутся уже давно: мол, журналы проигрывают онлайн-изданиям в скорости и экономичности производства, да и рекламодатели все чаще предпочитают офлайну диджитал. На фоне этой борьбы глянца за выживание с заядлой периодичностью — примерно раз в пятилетку — вспыхивает тренд на самиздат. Количество культовых глянцевых журналов сокращается, зато растет число маленьких, самодельных.

От американского сай-фая до российского самиздата

Зины — они же малотиражные журналы, созданные без участия издательских домов силами небольшой редакции или одного человека, — появились еще в 1930-х. Пионерами движения считаются американские фанаты научной фантастики — отсюда и сам термин «фанзин». Ближе к семидесятым корень «фан» отпал, а свои маленькие издания начали создавать панк-музыканты, феминистки, скейтеры — все те, кто хотел самовыражаться через бумагу, и те, чья область интересов была еще не слишком коммерциализирована.



Обложка первого номера «Урлайт»

Обложка «Рокси»

По нашу сторону железного занавеса советская цензура своей грузной тенью укрывала не только общественно-политические реалии, но и большую часть неофициальной культуры. Так что самиздат, печатавшийся тайком на служебных мимеографах, а то и вовсе на печатных машинках, мог не мельчить с темами и не сужать взгляд. Журнал «Рокси», выпускавшийся с 1977 года музыкантом Геннадием Зайцевым, рассказывал о рок-музыке, а «Урлайт» Ильи Смирнова — о музыкальном андеграунде вообще, по сути, занимая нишу больших музыкальных журналов и формируя новый язык музыкальной критики. Схожим образом обстояли дела и в литературном сообществе. Так называемые толстые журналы и в 1980-е были свободнее и демократичнее страны в целом, однако для литературы в самом деле авангардной места в них не находилось. Решивший публиковать новаторские тексты поэт и переводчик Дмитрий Волчек основал в итоге собственный «Митин журнал», существующий с 1984 года до сих пор — редкий случай, ведь большая часть советских зинов ушли в историю вместе с самим Союзом.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CHGrIKIn1zU/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="13" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CHGrIKIn1zU/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CHGrIKIn1zU/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by Benzine (@benzine.store)</a></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

В 1990-е российские зины наконец-то тоже стали фанзинами — едва ли не львиную долю журнального самиздата печатали объединения футбольных фанатов. Рассказы о матчах, драках, выездах и попойках издавали кустарным способом болельщики и в Москве, и в Ярославле, и Верхней Пышме. Зины помельче печатали анархисты, панки, энтузиасты инди-музыки... Однако с развитием интернета необходимость в печатном станке у фанатов отпала, и зин-культура ненадолго провалилась в сон.


Проснувшись в 2010-х, российский фанзин оказался уже не на территории СМИ, а где-то в области искусства и коллекционирования. «Сейчас 99% изображений бестелесны. А зин — это штучка, которую можно в руках повертеть, полистать, к страничкам поприкасаться — фетишизм, в общем», — рассказывал Look At Me еще в 2012 году Илья Батраков, член творческого объединения BLOC T4.

Идея самиздата заключается в том, что создателем зина может стать любой человек — будь то дизайнер, художник, актер, фотограф или клерк, у которого нет возможности проявить творческий потенциал на офисной работе. «Для зина прежде всего важен внутренний посыл и авторский драйв. Есть большое количество очень простых зинов, которые делали любители, но их идея, подача и изобретательность просто сносят крышу всем, кто берет их в руки», — убежден Никита Алексеев, создатель интернет-магазина зинов и независимой печати Benzine.

Пусть расцветают сто цветов

Зины рождаются в самых разных местах и обстоятельствах. Кирилл Саватаев принял решение делать свой независимый журнал Valet Magazine, сидя в кафе после по-питерски весело проведенной ночи. «Полтора года назад мы с моим английским собутыльником (и будущим редактором журнала Люком) ездили в Петербург, и поездка как-то не складывалась. Хоть и погода, и напитки, и сам город были, как обычно, прекрасны. Тогда мы сели в „Бакалавриате“ у окна и после длительной похмельной задумчивости стали перечислять, чего же нам не хватает», — и решили, что не хватает зина о мужской одежде. Мы делаем журнал о том, что одежда — не конечная цель. Мы не хотим встречаться в барах и обсуждать узор нагрудных платков и полироль для обуви. Мы хотим встречаться красиво одетыми и разговаривать о вечном», — поделился Кирилл, рассказывая о концепции издания и показывая первый номер, который вышел из печати всего пару недель назад.

Независимый журнал Valet Magazine

Независимый журнал Badlon

А вот независимый журнал Badlon еще не успел даже запуститься, а на его аккаунт в Инстаграме уже подписаны дизайнер Игорь Андреев, художница Alien и главный редактор Harper’s Bazaar Даша Веледеева. На вопрос, зачем решили делать зин, команда Badlon Magazine отвечает: «Основная цель — создание независимой платформы, которая даст возможность молодым начинающим талантам показать себя, набраться опыта, вдохновения и показать, на что они способны. Ежегодно появляются новые фотографы и художники со свежим взглядом и интересным стилем, и их очень редко приглашают снимать в крупные глянцевые издания». Команда Badlon хочет привлечь внимание к молодым дарованиям — причем не только в России, но и за рубежом. Из этих соображений зин будет напечатан на английском языке. Как, кстати, и Valet Magazine.


Некоторым создателям зинов удается делать международный журнал, не переводя его на английский. Да и вообще не используя тексты. Павел Космосов, основатель журнала о граффити TAGS, начал делать свой зин еще в 2015 году, сидя долгими зимними вечерами перед экраном компьютера и собирая в единую историю фотографии граффити и тегов (быстрое нанесение подписи автора на уличных поверхностях). «В 1990–2000-х почти в каждом фанзине о граффити-культуре были разделы, посвященные тегингу в городе, — они и были моими любимыми. Через снимки убитых тегами дверей и улиц разных городов мира я путешествовал — в Копенгаген, Париж, Нью-Йорк». А с помощью TAGS кто-то наверняка путешествовал сюда, в Москву.

Независимый журнал TAGS

Кроме столицы в нашей стране медиа — как диджитал, так и печатные — развиваются разве что в Санкт-Петербурге. Например, Антон Горбунов, создатель питерского бренда Liars Collective и одноименного зина, использует формат журнала как способ «поиграть» с читателем и вновь объяснить концепцию своего магазина: «Страницы зина могут был прозрачными и накладываться друг на друга, можно пустить на них пунктиры так, чтобы вырезанные картинки собирались в одну, или вставить лист с наклейками, а в самом зине делать дырки, чтобы пользователь сам собрал свой журнал». Сам этот процесс создания чего-то нового на бумаге для Антона — своего рода медитация. Да и для многих других создателей зинов тоже.

Зин Liars Collective

Коммерческий (не)успех

Желание сказать свое слово, поделиться с читателем чем-то — важным или смешным, сенсационным или просто занимательным — это то, что в большинстве случаев рождает потребность создать зин. К попыткам заработать или сделать издательскую карьеру все это не имеет отношения. «В Лондоне, явной столице печатной культуры сегодня, зинов просто море. Это особенный способ самовыражения. Это повод собрать команду единомышленников и отлично провести время, — рассказывает основатель киоска иностранных журналов lebigmag Константин Котов. — Чтобы напечатать зин, необязательно идти в крутую типографию, можно воспользоваться ризографом или даже копировальным аппаратом, как это делал Уорхол с первыми выпусками Interview». Изобретательности и современным создателям зинов не занимать.

Филипп Авдеев, актер «Гоголь-центра», основатель газеты «Белый шум», решил делать журнал пять лет назад, когда во время гастролей в Авиньоне увидел на прилавке интересную газету на французском языке: «Она была очень клево дизайнерски сверстана, и я подумал: может, сложить все свои мысли, идеи, переживания в какое-то печатное издание? Заняться акционизмом, просто разбросать газету по городу и следить за реакцией людей. Пусть никто не знает, кто ее сделал». С первым выпуском так и получилось. Сейчас создателей не скрывают, но до сих пор немногие знают, кто стоит за «Белым шумом». Газета выходит ежегодно, но не в какой-то конкретный день, а тогда, когда удается сформулировать важную тему и собрать все материалы — все-таки у членов редакции помимо «Белого шума» есть основная работа.

Газета «Белый шум»

Найти финансирование начинающему маленькому изданию непросто — об этом говорила Маша Ворслав, когда рассказывала нам про Dragzina. С ней согласен и Филипп. Первый выпуск газеты издавался на его собственные деньги. Второй — путем краудфандинга, а для третьего, четвертого и пятого удалось найти инвесторов. «Мы запустили мерч, и все деньги с его продажи тратим на выпуски газет, на зарплаты редакции, на то, чтобы делать новые проекты от «Белого шума». Филипп уверен: если поставить цель, монетизировать можно все — зины тут не исключение, но у «Белого шума» такой задачи не было и нет.


«Такие примеры [коммерчески успешных зинов] есть, но их мало, — не соглашается с Филиппом Денис Крюков, создатель книжного угла „Живет и работает“, где продаются книги небольших издательств, в том числе зины. — Самиздат — совсем не коммерческая история. Его несомненное достоинство в том, что он максимально сокращает дистанцию между автором и читателем. Именно поэтому зин достаточно быстро полистать — и читатель тут же получит отдачу. Но по этой причине его и покупать не особенно нужно: контакт происходит уже во время листания».

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CAFoI6EHW7f/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="13" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CAFoI6EHW7f/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CAFoI6EHW7f/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by Живет и работает (@zhivetirabotaet)</a></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Журнал Dragzina

Выход из ситуации — поиск бренда, который будет готов поддержать тему вашего зина и при этом не превратит его в свой каталог товаров. «Я точно знаю, что Gucci спонсирует уже второй выпуск какого-то иностранного зина (речь, вероятно, идет о зине CHIME zine!. — Прим. The Blueprint). Надеюсь, что деньги от бренда там идут только на продакшн. Было бы, конечно, клево, если бы эта марка поддержала такую инициативу и в России», — говорит создательница Dragzina. Но на данный момент подобных примеров на отечественном рынке — единицы. Вкладываться в прессу многие опасаются. Создатель «Белого шума» видит решение этой экономической задачки в следующем: «Для нас идеальная картинка — чтобы мерч и вещи, которые мы создаем, приносили такие деньги, которые позволяли бы нам спокойно, не парясь, делать выпуск раз в год и работать над дополнительными проектами».

Зины vs глянец

Всем героям этого материала — и создателям зинов, и тем, кто их продает, — мы задали один и тот же вопрос: почему глянец умирает, а мир самиздата — только растет и процветает? Ответы были разными. Основатель lebigmag Константин Котов вообще не согласен с постановкой вопроса: «Мне кажется, глянец и зины надо рассматривать отдельно, они не взаимозаменяемы. Зины, на мой взгляд, существуют в своей нише, конкурируя только друг с другом. За зином стоит человек, мы воспринимаем его как авторскую работу, и купить зин — это как поддержать художника и одновременно инвестировать в современную культуру. А прочитать зин — значит стать его соавтором, а это довольно приятный акт». 


С ним согласны Саша Маршани и Соня Штоль, основатели букстора с зинами MAGAZIN и организаторы арт-книжной ярмарки Deficit Art Book Fair. Они считают, что культура самодельных журналов всегда была противопоставлением печатному журнальному мейнстриму, поэтому говорить о том, что самиздат причастен к угасанию глянцевой журналистики, некорректно. А вот основатель магазина Benzine все же пытается объяснить феномен. По его словам, зины процветают просто потому, что делать их намного проще, чем глянцевые журналы: «Не обязательно владеть графическими редакторами, соблюдать строгие требования печати и вкладывать в это большие деньги». Порог входа в зин-культуру для новичка очень низкий. Но в этом и ее прелесть. Самиздат — что в 50-х в Америке, что сейчас повсеместно — остается честным и независимым инструментом для выражения своих идей. Никто не ограничивает поток вдохновения, не стоит над душой, напоминая о дедлайнах, не составляет список рекламодателей, чью продукцию надо покрупнее разместить на разворотах.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/Bx2GeVFCMNI/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="13" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/Bx2GeVFCMNI/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/Bx2GeVFCMNI/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by MAGAZIN (@magazin.books)</a></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

«Глянец пришел к своему логичному завершению по своим причинам — это отдельная тема, — утверждает в унисон Константину Котову, Саше Маршани и Соне Штоль основатель книжного „Живет и работает“ Денис Крюков. — Зины нисколько не заменили глянцевые журналы. Дело в том, что вся информация переместилась в сеть, а у людей вдруг создался дефицит тактильного общения с бумагой». И именно благодаря этому дефициту, который за последние десять лет только обострился, мы продолжаем читать и создавать зины.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}