Ballantine’s Catch Your Wave Music Residency
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Я просто позволила себе быть собой»
Музыкант Мария Теряева
о случайностях и экспериментах
Ballantine’s запустили новый проект Catch Your Wave Music Residency в отеле «Рихтер», где несколько молодых артистов живут, творят и экспериментируют. Мы поговорили с одной из участниц проекта.
ТЕКСТ: АНАСТАСИЯ НЕСТЕР
ФОТО: BALLANTINE'S
Каждый музыкант знает, как важно чувствовать себя собой, когда создаешь что-то новое. Находить неожиданный звук, нового слушателя или интересный инструмент — это всегда будто понемногу создавать свое «я». Вместе с Ballantine’s и композитором электронной музыки Марией Теряевой рассуждаем об экспериментах и о смелости творить так, как хочется.
Сейчас Маша — участник проекта Ballantine’s Catch Your Wave Music Residency. Эта музыкальная резиденция стала платформой для коллаборации четырех молодых артистов. Кроме Маши в проекте участвали Tommy Cash, Pioneerball и Ella, а в роли куратора выступил саунд-продюсер Саша DZA Холенко. Коллаборация получилась интересной. «Это четыре артиста с разными „суперспособностями“, и на стыке наших общих интересов родилась идея. Это уникальная конструкция — из разнообразного опыта, который мы все накапливали с детства, как детали конструктора», — говорит Саша.
Catch Your Wave — платформа, созданная Ballantine’s. Здесь творческие люди, которые не вписываются в рамки жанра, могут пробовать новое и экспериментировать. Они двигаются в собственном направлении и развивают локальную культуру, разделяя ценности Ballantine’s — веру в свой путь и творческую свободу.
Четыре недели музыканты по очереди давали камерные концерты и работали над единым альбомом, созданным всеми участниками резиденции. Семь композиций можно будет послушать на эксклюзивном виниле и в формате плей-листа на популярных стриминговых платформах сразу после окончания проекта.
Maria Teriaevа — это сольный проект Маши. Она играет на редком модульном синтезаторе Buchla, а также сотрудничает с компанией инновационных инструментов Keen Association в качестве эндорсера и помогает собирать вручную небольшой тираж каждого нового инструмента. Саша DZA говорит, что Маша очень смелая: «Послушайте ее работы, и вы сами все поймете».
Я перееду, и у меня все получится
Я всегда была активным и любознательным ребенком — ходила на рисование, конькобежный спорт. А в шестом классе я записалась в кружок по гитаре, и все остальное отошло на второй план. В детстве было много энергии, мне это нравилось.
На первом курсе у меня появилась настоящая группа. Это было здорово: я впервые выступала на сцене, с настоящей электрогитарой. Помню прослушивание в единственный клуб, где можно было выступать, — я так волновалась, что играла, сидя на стуле.
Мы вместе переехали в Москву из Красноярска. Это было легко, интересно, просто, безболезненно. «Москва — сложный город, кому ты там нужна» — все эти высказывания окружающих будто отскакивали от меня. «Я перееду, и, естественно, у меня все получится. Без вариантов», — думала я. А сегодня понимаю, как это было круто — в 20 лет в первый раз в жизни сесть в самолет и переехать в столицу. Сейчас любые спонтанные решения даются мне гораздо сложнее.
А затем меня пригласили в новую группу, и начался мой «московско-гитарный» этап. Я начала вливаться в тусовку. Это важно: многие заканчивают карьеру, потому что им не удалось «стать своим».
Один из самых ценных моментов
Когда я играла в группе, то отвечала за гитару и писала музыку. Мы впятером занимались коллективным творчеством, договаривались, выступали. Я накапливала знания и амбиции.
Случился переломный момент — я узнала о синтезаторе Buchla, а потом повезло услышать его вживую. Эмоции, которые я испытала, напоминали влюбленность — будто нашла что-то близкое и родное. А еще во мне отозвалось что-то тембрально — вот он, тот самый звук. Я поняла, что именно с этим инструментом смогу раскрыть свой потенциал и полностью отвечать за создание музыки — от начала и до конца.
Синтезатор стоил космических денег, и достать его было сложно. Но я решила — буду мечтать. А потом просто увидела объявление — кто-то продавал его с рук. И я сразу купила. Это был один из самых ценных моментов. Даже если такие совпадения происходят пару раз в жизни — уже повезло.
Электронный оркестр
Buchla — это электронный оркестр или компьютер в разрезе. Все управляемые предметы находятся на поверхности, а я, как дирижер, могу их настраивать. И получится такое звучание, какое я хочу. Я могу сделать различные перкуссионные структуры, играть бас, сымитировать гитару. Или не имитировать ничего.
Это очень гибкий инструмент. Он дает возможность делать все самой. И выглядит он круто — это немаловажно. Я бы не смогла по пять часов смотреть на страшный синтезатор.
Я записывала первый альбом и совсем не понимала техническую часть. Процесс обучения и создания музыки шел параллельно. «А если я вот так поверну ручку, какой звук получится?» Сейчас, несколько лет спустя, я подхожу к инструменту и знаю, чего хочу. Идеи могут появиться во время прогулки или перед сном. И наутро я уже знаю, как их воплотить. Не всегда получается воссоздать один и тот же звук дважды, Buchla очень чувствителен в настройках. К примеру, я 100 ручек ставлю в определенное положение — эта комбинация дает один алгоритм. А завтра я изменю положение одной ручки на миллиметр, и весь алгоритм будет работать по-другому — звучание изменится кардинально.
Многие покупают модульные синтезаторы именно из-за эффекта неожиданности — инструмент способен удивить, он сам стимулирует тебя к творчеству.
Я использую интуитивный подход. Могу три часа делать однообразные движения и менять положение ручек. Это похоже на медитацию. Такое состояние бывает у всех творческих людей: ты сильно увлечен, теряешь счет времени, будто проваливаешься в пропасть. А потом вдруг я слышу то самое звучание и нажимаю «запись». Нужно постоянно комбинировать эти музыкальные молекулы, эти детальки. Так же бывает и во Вселенной — одновременно удачно складываются много-много пазлов.
Моя музыка ни от чего не отталкивается. Нет темперированного строя, все пульсирует. Получается такой хаос — мой собственный.
Эксперимент — это риск
У эксперимента, с одной стороны, интересный шлейф. Решаешься на него — ты смелый. С другой стороны, это уже такое заезженное слово, что оно утратило смысл. Сейчас все — революционеры или исследователи. Когда не знают, как назвать какого-то режиссера или музыканта, сразу говорят: «Ну вот он — экспериментальный». Для меня эксперимент — про какие-то допущения, про риск. Я допускаю, что у меня будет провал. Или, наоборот, получится неожиданное открытие.
Слушателю не обязательно знать, экспериментальный композитор или нет, человек просто слушает музыку. Штамп суперэкспериментальности усложняет мою музыку и отталкивает потенциальных слушателей. Да, мое творчество не будет массовым, но я знаю музыкантов, которые одну ноту тянут целый час. Там требуются другие особенности прослушивания. Относительно вот таких ребят я вообще не экспериментатор. Но среди обычных музыкантов я — турбоэкспериментальный композитор. Я будто ни там, ни там. Но мне это и нравится.
Шаг в неизвестность
Каждый мой подход к инструменту — шаг в неизвестность. Могу месяц не трогать его, потому что не буду к этому готова. В такие дни просто играю что-то для души на гитаре. Создание музыки — это серьезный интеллектуальный труд, порыв и желание погрузиться в это на несколько дней или часов. Это роскошь — сказать всем: «До свидания, у меня тут эксперимент». Ты сначала делаешь этот шаг в неизвестность, а потом видишь потенциал. Ты сам игрок и судья — создал и сразу оценил. Главное — увидеть в этом хаосе прекрасное, подметить, зацепить.
Может быть, у каждой музыки должен быть временной порог вхождения, чтобы ее послушали, полюбили, усвоили. Пока не так много времени прошло, чтобы оценить, в каком статусе находятся мои композиции.
Самая болезненная точка для меня — как преподносить мою музыку. Обычные приемы вроде съемки клипов или эпатажного макияжа мне не подходят. Это не то, через что можно предлагать мою музыку. Образ важен, но я не хочу его создавать. Мне просто нравится серая футболка, я не хочу наряжаться. Буду брать чем-то другим.
О вдохновении и правильности
Мое вдохновение — это путешествия. Были бы открыты границы — полетела бы в Париж. А сейчас я просто шатаюсь по переулкам Москвы и слушаю музыку. Получается, не очень-то у меня и экспериментальные занятия.
Бывают дни, когда кажется, что все правильно, что я следую зову сердца и нахожусь на положенном месте. А бывают дни, когда все наоборот, и я думаю, что надо осваивать другую профессию. Я вроде уже взрослая, а все песни пишу и эксперименты ставлю. И оба эти ощущения у меня очень яркие.
Возможность быть собой
Музыкальная резиденция Ballantine’s Catch Your Wave проходит очень вовремя для меня. Все музыканты пострадали во время пандемии, и все с большим вожделением ждут встречи и возможности снова что-то создавать. Я соскучилась по работе. Прикольно, когда есть конкретная задача, идея и дедлайн. Хочется уже наброситься на это.
Думаю, мы, музыканты, оказавшиеся в этой резиденции, чем-то похожи — поиском себя и новых форм, верой, свободой.
Мне нравится, что бренды обращают внимание на артистов, которые не вписываются в какие-то рамки. Это позволяет мне оставаться при своих принципах и подтверждает, что я на правильном пути. Такая поддержка подпитывает мои убеждения и мой ресурс. У меня нет цели специально рушить эти рамки, я не пишу музыку из вредности, не думаю «а сделаю не как все». Я просто позволила себе быть собой — это правда нужно именно позволить. Но без поддержки близких, аудитории, брендов это все сложно.
Тешить творческое эго
Саундпродюсер Саша DZA, наш куратор, и Стас (Pioneerball), первый участник резиденции, уже поработали первую неделю и сделали заготовки — гармонические скелетики, музыкальные каркасы. А моя задача — с помощью синтезатора наполнить их саундскейпами, саунд-дизайнерскими решениями, удивительными звуками и интересной атмосферой.
В резиденции хочу пообщаться с музыкантами из другой области. Здесь есть востребованность, работа и возможность прокачать скилл. Ты получишь опыт, внимание и результат. К тебе проявляют интерес — это тешит твое творческое эго. Я сейчас на таком этапе, когда я это очень ценю.
Мой второй альбом Conservatory of Flowers, который вышел весной прошлого года, был с атмосферой тепла, умиротворения, природы, сдобной булочки, свежего воздуха, жаркого солнца, маминого уюта и пикника в лесу.
Сейчас, после пандемии, никакого спокойствия, маминого уюта и булочек уже нет. Я записывала все, что писалось, — выходило тревожно и грустно, как в триллере, фильме-катастрофе или ужасах. За год мы все побыли наедине с собой и изменились. Мы получили опыт, который можно транслировать в музыку. Я не знаю, что у меня получится за время работы в резиденции, и не хочу планировать. Лучше сделаю все так, как почувствую и пойму. Буду создавать всю неделю, с утра и до вечера, чтобы получить самую актуальную музыку — в моменте здесь и сейчас.
Никакого спокойствия, только триллер и катастрофа
18+
ДАННЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ BALLANTINE’S. УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ.
14 МАЯ 2021
0