Blueprint
T

специальный проект

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":6,"y":340,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":12}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":340,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Музеи давно не такие, как были в нашем детстве. Рассказываем, как посетить выставку, чтобы вам понравилось

ТЕКСТ: Мария Оленева

редактор: Лера Гамина

иллюстрации: ЮЛЯ ТЕМНАЯ

В юном возрасте все мы были на экскурсиях в музее. Шумный зал, рассказ экскурсовода о глубине авторского замысла. После такого опыта идти в художественный музей многим совсем не хочется: классическое искусство кажется сложным и тяжеловесным. Гораздо интереснее и проще посмотреть современный спектакль или сходить на вечеринку. При этом в последнее десятилетие музеи изменились, и начался настоящий бум изобразительного искусства (в 2019 году российские музеи приняли на 72% больше посетителей, чем в 2012-м), а подходы к экспонированию и взаимодействию с аудиторией стали более интерактивными. Вместе с «Тинькофф» мы подготовили инструкцию, как получить от похода в музей как можно больше ярких эмоций. Спойлер: в конце можно будет еще и выиграть билеты от «Тинькофф» на специальное событие T Lates в Новой Третьяковке.


Постоянная экспозиция любого музея — колоссальный массив объектов и смыслов, по которому можно изучать историю искусства. Посетить ее вы всегда успеете. Временные выставки сфокусированы на конкретной теме или одном художнике — это более доступный и компактный способ воспринимать искусство. Часто на них представлены работы, созданные художниками для конкретной экспозиции, или очень редкие произведения, которые специально достают из запасников. Периодически ​​экспонаты на выставки предоставляют российские или зарубежные музеи и частные коллекционеры, а значит, в таком особом составе их зрители могут больше не увидеть.


В каждом крупном музее всегда одновременно проходят несколько выставок, часть из которых вполне можно назвать блокбастерами. Среди них ретроспективы классиков XIX века: Серова, Репина, Айвазовского или выставки советских живописцев, например, «Дейнека/Самохвалов» в петербургском Манеже, сценография которой была выстроена как соревнование между Петербургом и Москвой. А еще масштабные проекты об актуальных проблемах современности: «Грядущий мир: экология как новая политика» в «Гараже» или Уральская индустриальная биеннале.


Один из готовящихся блокбастеров — открывающаяся 23 ноября в Западном крыле Новой Третьяковки выставка «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж». Это масштабный показ современного искусства, подготовленный международной группой кураторов. 90 художников из 34 стран представят художественную сцену Европы во всем ее многообразии. В Москву экспозиция приехала из берлинского Темпельхофа, бывшего пространства аэропорта, а затем отправится в Париж. В состав выставки включены работы классиков современного европейского искусства — от Герхарда Рихтера, Ансельма Кифера, Олафура Элиассона до молодых и ярких художников и арт-групп, таких как Slavs and Tatars и других. Всего около 200 работ, созданных за последние три десятилетия. Именно этой выставке будет посвящено четвертое событие T Lates.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":470,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":470,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":470,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":470,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":470,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":470,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":470,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":470,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Музеи — это не только выставки. Каждый проект сопровождают разные события: экскурсии, паблик-токи, лекции, кинопоказы, а порой и полноценные образовательные программы. Собираясь в музей, обязательно загляните в соцсети или на сайт, чтобы узнать о ближайших мероприятиях. Не все смыслы и идеи, которые заложены в выставочный проект, проговариваются в кураторских текстах. Публичная программа поможет узнать о проекте чуть больше и получить более насыщенный опыт взаимодействия с ним.

Искусство заставляет нас думать и рассуждать, расширяет границы. Ходите в музей в компании и обсуждайте увиденное. Задавайте вопросы по работам и кураторскому замыслу: почему эти две работы висят рядом? Есть ли между ними смысловое взаимодействие? Почему куратор выстроил движение по экспозиции именно так? Что будет, если его нарушить? Если не понимаете, какие вопросы задавать, сходите на медиацию. Это практика, которую в Россию привезла кочующая биеннале Manifesta. В отличие от экскурсовода медиатор не дает собственной оценки произведению искусства, но участвует в процессе ее формирования у зрителя: он задает вопросы, обращает внимание на неочевидные детали, помогает развивать идеи, выстраивает дискуссию между посетителями и их эмоциональную связь с произведением.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-14}},{"id":3,"properties":{"x":37,"y":11,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":12}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":3.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Если есть возможность прочитать книгу об искусстве — пусть это будет «Как ходить в музей» Йохана Идема, страстного популяризатора инноваций в мире искусства и арт-консультанта. С первого взгляда книга больше напоминает список советов, но внутри ваш ждет полноценный гид по современному музею. Автор даже рассказывает, как правильно ходить, чтобы не болели ноги, как понимать различные жанры от классического пейзажа до скандальных инсталляций современных художников и чем начинающему любителю искусства могут помочь смотрители и дети.

Рекомендации Йохана Идема из книги «Как ходить в музей»:

Хорошее описание (экспоната) точно и лаконично рассказывает о том, что вы можете почерпнуть из произведения. Иногда на фразы, которые помогут вам понять произведение или почувствовать сопричастность, можно натолкнуться и в арт-сленге. Возможно, они навсегда останутся в вашей памяти. Это жемчужины в море чепухи.

Зачастую неловкость в музее оказывается хорошим знаком. Она сообщает вам, что вы добрались до границ своей зоны комфорта. А именно там, как известно, и происходят самые захватывающие вещи.

Посвятите время внимательному изучению лишь нескольких произведений. Помните, что музей — это меню, а не список дел.

В музее можно легко найти покой и безмятежность. Но превратить целый музей в зону тишины? Ну уж нет, вылезайте-ка из своей раковины и начинайте общаться с другими любителями искусства. Попробуйте пару-тройку раз, и вы согласитесь с поэтом Уильямом Батлером Йейтсом в том, что «здесь нет незнакомцев, только друзья, с которыми ты еще не знаком».


Музейные институции стали более технологичными. Они экспериментируют с технологиями виртуальной и дополненной реальности. Так, например, Эрмитаж создал экскурсию в формате VR по истории Зимнего дворца, которую проводит Константин Хабенский. У Третьяковской галереи есть интерактивный гид по экспозиции древнерусского искусства — наведя камеру на экспонаты, можно узнать больше о каждом из них. Во время локдауна весной прошлого года многие музеи делали интерактивные туры, позволяющие прогуляться по выставочным залам, не выходя из дома.


Аудиогиды со времен нашего детства тоже изменились: вместо усыпляющего дикторского голоса вы услышите экскурсию от современных деятелей искусства. Например, с коллекцией русского авангарда Новой Третьяковки вас познакомят Алена Долецкая, Теодор Курентзис, Рената Литвинова и Андрей Кончаловский — нужно лишь скачать аудиогид «Русский авангард. Личные истории». Аудиоэкскурсии длятся не более 30 минут и состоят из обзора отдельных экспонатов, выбранных кураторами. Обычно работы объединены одной темой, которая перекликается с современностью.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-96,"y":47,"z":0,"opacity":0,"scaleX":0.39,"scaleY":0.39,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":1.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":60,"y":-134,"z":0,"opacity":0,"scaleX":0.12,"scaleY":0.12,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":2.7,"delay":0.8,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Есть ли у искусства особые отношения с ночью? В то время как большинство форм искусства расцветают после рабочего дня, доступ к визуальному искусству, как правило, закрывается до захода солнца. Может, это упущенная возможность?» — считает Ханс Ульрих Обрист, швейцарский историк искусства и директор лондонской галереи «Серпентайн».


Поздние вечера в музеях — мировой тренд, который широко распространен в музеях Нью-Йорка, Парижа, Берлина и Лондона и завоевывает все больше стран. Для таких мероприятий музеи обычно готовят специальные программы. Например, в рамках «Тейт Лейтс» в Tate Modern организуют кинопоказы, дискуссии и воркшопы, на MetFridays в нью-йоркском Metropolitan проводят концерты, авторские экскурсии и мастер-классы по рисованию. А в лондонском Музее науки проходят, например, ночные бесшумные дискотеки.


Одно из первых подобных мероприятий в России — T Lates в Новой Третьяковке. Это серия из четырех событий. 23 сентября прошла первая встреча под названием «Амазонки». Это был рассказ о принципах и ценностях, которые транслировали художницы русского авангарда. Сначала гости отправились на аудиопрогулку по экспозиции «Искусство XX века», а затем стали зрителями авангардного перформанса двух современных амазонок-композиторок — Настасьи Хрущевой и Анны Поспеловой.


Второе мероприятие состоялось 27 октября, его темой стала телесность и ее отражение в советском искусстве 1920–1930-х годов. Для события подготовили маршрут, который объясняет, почему тело приковывало внимание живописцев и скульпторов и как чувственное восприятие влияет на постижение и интерпретацию произведений искусства. Главным событием вечера стал концерт группы АИГЕЛ.


Музейные спецпроекты — это не только выставки и образовательные программы, но и мероприятия, на которых жанры и способы художественного выражения объединяются для раскрытия актуальных тем.


Последнее мероприятие проекта T Lates с темой «Мы — будущее» состоится в Новой Третьяковке 10 декабря. Событие посвящено выставке «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж». У посетителей будет возможность прослушать тематический аудиомаршрут по экспозиции. Также в рамках события состоятся театральный перформанс и концерт.


Для розыгрыша билетов на это событие «Тинькофф» подготовил спецпроект, для которого фотограф Дима Черный, художник Анатолий Шабалин и актер Юра Борисов создали собственную интерпретацию основных тем выставки «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж». Эти темы трансформированы в сюрреалистичный монолог Юры Борисова: например, актер представляет, каким он был бы стулом, глобусом или холстом.


Билеты можно и выиграть — «Тинькофф» разыграет их среди своих клиентов. Каждый из 110 победителей получит по два билета на четвертое мероприятие T Lates, которое пройдет 10 декабря.


Как выиграть билеты?

Оформите карту Tinkoff Black, если вы еще не клиент банка 



Нажмите кнопку «Участвовать» и следуйте дальнейшим инструкциям

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}