Что смотреть этой осенью
Московские театры, сменившие за последние пару лет художественных руководителей, находятся все еще в самом начале долгого пути, однако оценить взятое направление можно попытаться уже сейчас, посетив знаковые премьеры осени. На что обратить внимание, рассказывает художница и критик Ольга Тараканова.
1
«Бульба. Пир»
реж. Александр Молочников
Театр на Бронной
«Это Готфрид Клигенфорс, председатель Высшего совета по делам беженцев. Он и его жена Фрея положили жизнь на создание новой Европы, лишенной границ, расизма, сексизма, ксенофобии и других фобий». В оригинале Тарас Бульба убивает сына за то, что тот, будучи влюблен в польскую девушку, бежит из казацкого войска и сражается на стороне противников. В спектакле Тарас станет православным фанатиком, а Андрий влюбится в дочь Клигенфорсов.
Судя по составу команды, «Бульба. Пир» окажется, во-первых, мюзиклом, во-вторых, карикатурой. Молодой режиссер и актер Александр Молочников прежде поставил в МХТ несколько массовых зрелищных шоу с песнями и танцами по мотивам ключевых эпизодов из российско-советской истории, от взятия Зимнего дворца до появления телевидения в 90-е. Они были запоминающиеся, но наивные — воспроизводили широкоизвестные мифы, а не разрушали или уточняли их. В «Бульбе» драматургией занимается не сам Молочников, как в предыдущих спектаклях, а Саша Денисова. Ее бэкграунд — документальный театр, вербатим с его вниманием к сбивчивой разговорной речи, а также иронически-фельетонная традиция русской литературы. Вероятно, спектакль представит такую вселенную, в которой ни один из персонажей не вызывает симпатии или солидарности, а все пируют во время чумы. Читается в тизерах и мысль о том, что радикальная левизна, например, позитивная дискриминация беженцев, так же плоха, как православный фанатизм. Может, все будет вовсе не так — но даже если прозвучат именно такие мысли и прозвучат обаятельно, все равно только нам выбирать, верить или нет в эту картину мира.
2
«Русская музыка 2.0»
реж. Дмитрий Волкострелов
где: ЦИМ
Волкострелов ставит не спектакль в репертуаре ЦИМа, а разовый концерт на площадке ЦИМа в рамках фестиваля «Территория». За четыре часа состоятся восемь мировых премьер сочинений российских композиторов. Сыграют как уже заметных (Борис Филановский, Алексей Сысоев), так и тех, кого пока знают только в глубоком андеграунде (Дарья Звездина, Даниил Пильчен). Исполнять обещают в формате «трехчастного марафона на стыке музыки, перформативных и визуальных практик».
Первыми спектаклями Волкострелова, которые ЦИМ успел принять за двое суток до локдауна, тоже были работы на основе российской, точнее, советской музыки — «Диджей Павел» и «Два перстня» по пьесам-плей-листам из хитов восьмидесятых и семидесятых. Дискотека и безмолвное застолье с магнитофонами, показанные диптихом в один вечер, оставили довольно снобское впечатление: нам, участникам компании «театр post» и питерским интеллигентам, тут хорошо посидеть помолчать, можете с нами, ну а если вы на такое не способны, то и нам не до вас. Интересно, предложит ли «Русская музыка 2.0» более дружелюбный подход к зрителям и слушателям.
«Собрание сочинений»
РЕЖ. ВИКТОР РЫЖАКОВ
ГДЕ: «СОВРЕМЕННИК»
Рыжаков обычно ставит Ивана Вырыпаева — в «Современник», например, переехал из ЦИМа спектакль-проповедь «Солнечная линия» о том, что, даже если муж побил жену, это все равно любовь. Вырыпаев и вслед за ним Рыжаков любят рассуждать об «универсальном», «человеческом», «понятном каждому». «Собрание сочинений» по прежде не ставившейся и не публиковавшейся пьесе Евгения Гришковца театр тоже анонсирует как «человековедческую» работу, «погружение в самое сокровенное, что роднит всех жителей земного шара — бесконечно разных и так парадоксально похожих», а также как «попытку разгадать код абсолютного счастья и понять, возможно ли оно вообще».
Хорошо и внимательно сыгранные (в актерском составе «Собрания сочинений», например, Марина Неелова, Никита Ефремов), универсальные истории действительно могут быть интересны, если не искать в них авторскую мысль, а просто сравнивать с собственным опытом. Важно, чтобы они не заполнили весь репертуар — чтобы, как семь лет назад в ЦИМе, Рыжаков собрал команду и передал ей возможность принимать значительную часть решений и проводить художественную политику, более внимательную к деталям и частностям сегодняшнего дня, к опыту отдельных социальных групп.
3
4.
Постановки Максима Диденко и Юрия Квятковского в «Росгосцирке»
Конно-акробатическое шоу и «Буря» Шекспира — про цирковые премьеры, о которых теперь тоже придется писать театральную критику, пока известно меньше всего. Поэтому расскажу про их постановщиков.
Первый, Максим Диденко, как-то даже выпускал в Театре Наций спектакль под названием «Цирк» и вообще все свои спектакли строит на зрелищных аттракционах, массовой геометричной хореографии, запоминающихся визуальных образах и отказе от текста. Спектакли Диденко, как правило, сразу впечатляют и очаровывают тех, кто только знакомится с театром — но гораздо скучнее смотрятся, если прийти уже на пятую постановку режиссера, а там все то же. Интересно, приведет ли Диденко к каким-то принципиально новым приемам работа в цирке, к тому же с конями (команда «Росгосцирка» озвучила, что пока не планирует отказываться от цирка с животными).
Квятковский известен хип-хоп-оперой «Копы в огне» и мюзиклами «Сван» и «Зарница», тоже яркими и броскими. «Сван» и «Зарница», постановки пьес в стихах Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, хороши социальной ориентированностью сюжета: первый текст — о российских миграционных службах, второй — о квир-подростках. Правда, из 2020 года в спектакле «Сван», например, можно при желании заметить «блэкфейс» в изображении мигрантов, а в спектакле «Зарница» главные роли исполняют актеры, которые как минимум не совершали каминг-аут как квир-персоны, то есть о сознательном кастинге говорить пока рановато. И все-таки интересно, какой сюжетный разворот совершит «Буря» в руках Квятковского.
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен