Blueprint
T

Женщины без
мужчин.
Главные работы Ширин Нешат

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Парижской национальной опере сегодня стартует «Аида» в постановке иранской художницы и режиссера Ширин Нешат. Для истории о женщине, которая идет на смерть ради любви, постановщика лучше придумать сложно. Все творчество Нешат — это истории современных женщин, которые пытаются выбраться из навязанных им ролей — «дочери», «жены», «матери» и в конце — «жертвы». The Blueprint к премьере рассказывает о ее главных работах.

Ширин Нешат © Lyle Ashton Harris and CRG Gallery NY

«Аида», Зальцбургский фестиваль, 2022 / Ruth Waltz

«Женщины Аллаха»1993-1997

Первая большая фотографическая серия Нешат, благодаря которой о ней узнал весь мир, а сама она поверила в то, что может заниматься искусством. «Женщины Аллаха» — это серия женских портретов, внутри которой она исследовала образ «восточной женщины» в его западном представлении. Он, по Нешат, состоял из четырех основных символов —
это оружие, персидская вязь, вуаль и «покорный» взгляд, которым из-под
нее смотрят «женщины Востока».

Unveiling, из серии «Женщины Аллаха», 1993

Серию Нешат, которая к 1990-м уже почти десять лет работала в галерейном бизнесе и практически бросила думать о собственной художественной карьере, придумала после того, как впервые после Исламской революции 1979 года оказалась на родине в Иране и увидела, в каком положении находятся ее соотечественницы. В 1975 году Нешат уезжала учиться в Беркли при полной поддержке семьи и общества, а вернулась в страну, где были введены законы о телесном наказании для женщин, которые появлялись на улице без платка.


Из-за темперамента художницы (Нешат никогда не была и вряд ли станет активисткой в классическом понимании) «Женщины Аллаха» — работа не радикальная и очень формально красивая, приглашающая к диалогу и не требующая от зрителя моментальной реакции, — стали для западной публики конца 1990-х the работой о сложности репрезентации «Востока» на «Западе». Отдельно заметим, что перед нами редчайший случай — первая работа, которая продемонстрировала публике состоявшегося художника. Стилю, выбранному в «Женщинах Аллаха», Нешат изменять не будет.

Rebellious Silence, из серии «Женщины Аллаха», 1994

Трилогия «Турбулентность»1998, «Восторг»1999, «Пыл»2000

«Турбулентность», 1998

«Турбулентность», 1998

В 1996 году Нешат начала экспериментировать с кине-матографом, и выяснилось, что перед нами, конечно, режиссер, а не фотограф. «Турбулентность», первая ее работа на поле видео-арта, сенсационно получила «Золотого льва» Венецианской биеннале современного искусства и зацементировала ее в статусе «Марины Абрамович Ближнего Востока».


Она была посвящена иранскому закону, запрещающему женщинам петь на публике. Два экрана, установленные друг напротив друга. На одном — мужчина, исполняющий песню о любви для мужской аудитории, на втором — молчащая женщина в пустом зале. «Восторг» — история женского то ли самоубийства, то ли побега (по Нешат —
это вообще схожие вещи). И «Пыл», завершающий трило-гию о сексуальной политике, — история любви с первого взгляда, в которой ничего кроме взглядов и не будет.

«Пыл», 2000

«Восторг», 1999

Сама художница говорила, что ирония описываемой ею реальности заключается в том, что «репрессивные законы Ирана, касающиеся проявления сексуальности, только усиливают человеческое желание. Вы не можете даже посмотреть на мужчину. Но иногда ваши взгляды встречаются, и вот тут наступает настоящий шок».

«Женщины без мужчин»2009

«Женщины без мужчин», 2009

Первый и пока единственный полнометражный игровой фильм Нешат был показан на Венецианском кинофестивале в 2009 году. История четырех женщин на фоне военного переворота в Иране 1953 года, снятая в духе магического реализма лидера «иранской новой волны» Аббаса Киаростами (по словам Нешат, Киаростами — один из ее главных источников вдохновения) получила приз за режиссуру. Жюри под предводительством Энга Ли в том году вообще дало понять мировой (и не только кинематографической) общественности, что игнорировать новости из региона опасно (на что-то похоже, да?). Вместе с Нешат уже главный приз тогда получал израильский фильм «Ливан» Самуэля Маоза — воспоминания режиссера о ливанской войне 1982 года, в которой он сам участвовал, — и это на фоне продолжавшейся иракской войны и войны в Газе 2008 года.

«Женщины без мужчин», 2009

Все опасения Нешат, которая в интервью говорила, что боялась, что ее стиль может быть непонятен западной публике, тогда оказались напрасными — «Он (стиль. — Прим. The Blueprint) коренится в иранском наследии. Нас так долго подвергали цензуре, что единственный способ выразить себя — это использовать метафоры и аллегории. Поэтому, чтобы западная аудитория поняла фильм, ей приходится читать между строк — так как выражаются иранцы».

«Ярость»1998

«В Иране мы с юных лет читаем много поэзии и литературы. Это часть нашей повседневной жизни — и у меня дома тоже всегда звучали стихи. А Форуг Фаррохзад (поэтесса и режиссер. — Прим. The Blueprint) всегда была одним из главных имен. Абсолютная радикалка — она писала о сексуальном искушении, грехе, Боге — и это считалось святотатством. Ее называли шлюхой, а мужчины-поэты презирали ее. Она нарушила все табу и создала себе кокон, внутри которого была недосягаемой и прожила до самой смерти в 32 года. Моя первая выставка включала в себя фотографии женщин, на тела которых я нанесла ее стихи.
Моя нынешняя работа — о сексуализированном насилии над женщинами в тюрьмах — на фоне того, что сейчас происходит в Иране, возвращает меня к ее образу. Нет никого лучше, чем Форуг, когда речь заходит о женском теле. О нем как объекте желания, объекте насилия и объекте стыда» — так Нешат комментирует одну из своих последних работ.

«Анна» (#2), из серии «Ярость», 2023

«Анна», из серии «Ярость», 2023

Инсталляцию «Ярость» она начала готовить до недавних протестов в Иране, инициированных, как мы помним, женщинами после нападения на женщину, но, как часто бывает с удачливыми художниками, лучшего художественного комментария к ним придумать сложно. Видео о вымышленной политической активистке, которую насилуют в тюрьме, впрочем, как и все уже «классические» работы Нешат, вызвало противоречивые отзывы — многих, как и раньше, смущает глянцевая красота ее работ, отсутствие внятной «позиции» вкупе с использованием колониальной символики, в общем — некоторая безответственная романтизация объекта своего исследования. Нешат на это вот уже почти тридцать лет отвечает, что она «художник, а не активист». А это, как мы знаем, самая опасная работа на свете.

«Флавия», из серии «Ярость», 2023

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}