Blueprint
T

Дома на работе

Исследователь моды Тим Ильясов изучил, как одевались художники, работая в своих домах и мастерских. Тем, кто после вернисажей прошлых недель почувствовал себя как никогда близким к искусству, стоит у них поучиться — и принарядиться для работы из дома.

Наряды художников на открытиях и вечеринках иногда оказываются не менее яркими, чем их произведения. Но во время работы в мастерской все одеваются куда скромнее: когда художник остается наедине с собой, то, скорее всего, он будет носить ничего не выражающий запачканный халат или блузу, а, может быть, и не одет даже: Пабло Пикассо и Сальвадор Дали нередко работали голыми. Образы художников в мастерских можно разделить на условные три группы. Одни одеты нарочито «технически» в халаты, художественные куртки, рубашки, футболки или джинсы, забрызганные краской. Наряды других были неотделимы от их произведений. Третьи же создавали стиль, не привязанный к работам, но тем не менее работающий на образ художника: «униформенные» черные брюки и джемпер вслед за Туве Янссон подхватили как будто бы почти все.

Пабло Пикассо

Юката и кимоно

Юката — недооцененный предмет домашнего гардероба, удобный и стильный. Легкое хлопковое кимоно нередко становилось спутником творчества выдающихся японских художниц, таких как знаменитая своими портретами Уэмура Сёэн или Токо Синода, которую нередко называли японским Пикассо. Шелковое кимоно со сложными деталями, поясом и контрастным съемным воротничком ханэри на протяжении трех столетий в европейских интерпретациях становилось вдохновением для создания богемных образов. Великолепная Джорджия О’Кифф носила и сами кимоно, и платья, стилизованные на манер традиционного японского костюма. Свое первое кимоно она привезла из Японии и носила его с 1918 года всю жизнь.

Джорджия О’Кифф

Джорджия О’Кифф

Уэмура Сёэн

Токо Синода

Фернан Леже

Мягкий галстук и свободный джемпер/кардиган

Дэвид Хокни на фотографиях часто появляется в рубашке с небрежно расстегнутым классическим отложным воротником. Галстук на художнике если и есть, то мягкий, трикотажный, а пиджак ему почти всегда заменяют мягкие растянутые джемперы и кардиганы. Галстуки в мастерских носили и Анри Матисс, и Фернан Леже, но не с пиджаками, а с кардиганом или рабочей художественной курткой. Желание надеть галстук понятно: этот аксессуар формализует и добавляет собранности. Автор этого текста сам, бывает, прибегает к галстуку, работая из дома. К трикотажному, разумеется.

Дэвид Хокни

Анри Матисс

Черный джемпер и свободные брюки

Черный джемпер или водолазка с брюками, отголосок антимоды экзистенциалистов и позже битников, стал чуть ли не базовым для богемной женщины середины XX века, исповедующей нонконформизм и сфокусированной на творчестве. Мама муми-троллей, писательница и художница Туве Янссон позирует фотографу знаменитой (и наиболее растиражированной) фотосессии именно в таком образе: темный джемпер и темные же свободные брюки на высокой талии с защипами. В подобных комплектах работали Джоан Митчелл, Ли Краснер, Паула Регу, Франсуаза Жило, художницы, оставившие заметный след в истории искусства.


Комплект из черного джемпера и свободных брюк носили в мастерских и мужчины-художники, например Роберт Раушенберг, но не так часто: подобный стиль был распространен скорее среди молодых философов и литераторов в Париже 1940–1950-х.

Туве Янссон

Роберт Раушенберг

Джоан Митчелл

Ли Краснер

Свободная куртка художника

Еще один архетипический элемент образа художника — свободная, объемная куртка, которая надевается в мастерской поверх городского костюма, нечто среднее между халатом и пиджаком. Втачной рукав и лацкан отдаленно напоминают о формальном стиле и одежде для работы, но большой объем и свобода силуэта — спутники богемы. Такая куртка должна легко надеваться на ту одежду, в которой художник пришел в мастерскую, и оставлять простор для его движений, к тому же быть немаркой и достаточно прочной. В подобных художественных куртках мы видим художников разных времен, и мужчин, и женщин: напоминающие пиджак куртки Модильяни или Писсарро, светлая куртка сподвижницы Ле Корбюзье Шарлотты Перриан, длинная халатообразная Тамары Лемпицкой или Веры Мухиной.


В современном гардеробе роль художественной куртки вполне может играть мягкий объемный пиджак без бортовки, который можно сочетать с рубашкой или трикотажным джемпером, брюками палаццо или пижамными брюками на резинке.

Вера Мухина

Тамара Лемпицкая

Шарлотта Перриан

Халаты и комбинезоны

Эти непременные спутники творческих мастерских, практичные и комфортные, верой и правдой служили многим художникам. В комбинезонах работали Роберт Раушенберг, Вильгельмина Барнс и многие другие. О халатах и говорить нечего: даже если художник никогда не позировал фотографам в халате, в мастерской практически каждого висел на крючке хотя бы один. Под халатом может оказаться и шелковая пижама, и мягкий джемпер, и рубашка с галстуком. А сегодня простой плащ, длинный пиджак без подкладки или свободное платье-рубашка вполне может играть роль художественного халата.

Костюм как художественное высказывание

Фрида Кало 

Яёи Кусама

Соня Делоне 

Фрида Кало, Яёи Кусама, Соня Делоне или Сальвадор Дали: эти художники представляют разные жанры и направления искусства, но объединяет их принцип внешнего вида, привязанный к произведениям. Костюмами и аксессуарами они продолжают образы своих творений, сюрреалистичных, наивных или психоделических. А чтобы разнообразить свою домашнюю жизнь, иногда можно взять за образ для подражания Сола Стейнберга и начать носить на голове пакет, или, например, надеть корону, как Луиз Буржуа.

Сол Стейнберг

Луиз Буржуа

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}