Blueprint
T

Стиль в фильме: «Барбарелла»

ТЕКСТ: АННА БАШТОВАЯ

3 февраля в возрасте 88 лет умер Пако Рабан. Французский модельер баскского происхождения, он прежде всего славился своими космическо-футуристическими коллекциями и работой с нестандартными материалами. Одной из важнейших глав в карьере дизайнера стали костюмы для фильма Роже Вадима «Барбарелла», поставленной по одноименным комиксам Жан-Клода Фореста. Фильм мгновенно получил статус как «наиглупейшей», так и «самой веселой» фантастики. А позже стал культовой классикой. Во многом именно благодаря ироничным пластиковым боди, платьям-кольчугам и костюмам с прозрачными «окошками» Пако Рабанна.

XLI век. Сумасшедший ученый по имени ДюранДюран (именно в его честь впоследствии будет названа знаменитая британская группа) создает оружие, способное уничтожить все земное. Спасти планету, да и всю Вселенную способна лишь межзвездная посланница объединенного земного правительства — красотка Барбарелла, путешествующая по Галактике на плюшевом психоделическом корабле. По пути спасительница встречает множество удивительных космических созданий и дарит всем любовь. Во всех смыслах.




«Барбарелла» 1968 года — истинный продукт своего времени. На него повлияло все то, что ассоциируется со свободными 1960-ми. Бунтарство, космические мотивы, психоделическое искусство, сексуальная революция, мини-юбки и мода на футуризм — вот из чего состоит «Барбарелла», местами до смешного наивная, местами до удивления раскрепощенная. Визуальная эстетика картины во многом основана на одноименных комиксах «для взрослых» Жан-Клода Фореста и научно-фантастических сериалах 1930-х годов с присущим им излишне стилизованным футуризмом. (Для сравнения, в один год с «Барбареллой» вышла «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, с точки зрения стилистики и серьезности подхода — полная противоположность картины Роже Вадима). Как вспоминал сам режиссер: «Тогда еще не началась мода на «Звездные войны», «Супермена» и «В поисках потерянного ковчега». Мне же давно хотелось снять фильм на базе научно-популярного сюжета или комикса. Комиксы — это будущее европейской культуры!» Сегодня, в эпоху Marvel, нужно признать, что Вадим сильно опередил свое время.





{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":4}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":0.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В момент выхода на экраны картина не снискала ни коммерческого успеха, ни положительной критики. Позднее режиссер писал, что во Франции она прошла почти незамеченной: «Лишь после ее проката за границей мы смогли оценить размер успеха. Фильм стал там событием. «Барбарелла» на много лет опередила свое время и вошла в число картин, которые не пропадают с экрана через несколько месяцев проката». Не в последнюю очередь это произошло благодаря костюмам, над которыми работали художник Жак Фонтерей и дизайнер Пако Рабанн.






К середине 1960-х Рабанн был на пике популярности благодаря космическо-футуристическим коллекциям и нестандартным материалам, которые использовал. Например, его коллекция 1966 года называлась «12 неносибельных платьев из современных материалов». Вещи были сделаны из пластиковых дисков, алюминиевых пластинок, металла, ПВХ, оргстекла, кожи и даже бумаги и местами напоминали то скафандры, то вариации на тему моды далекого будущего. К тому моменту Гагарин уже пять лет как слетал в космос, и космическая гонка была в самом разгаре, так что костюмы Рабанна выглядели актуальными как ничто другое.






Образы, созданные Рабанном для «Барбареллы», — это, с одной стороны, квинтэссенция самых оригинальных футуристических идей дизайнера, с другой — отражение модных тенденций середины 1960-х. Здесь и радикальное мини в сочетании с высокими сапогами (будь то «пиратские» ботфорты или серебристые сапожки go-go), и плотные черные колготы с высоким боди (так в то же время любила щеголять Эди Седжвик), и присущие 1960-м обильный макияж, пышные прически и массивные аксессуары. В общей сложности в течение фильма Барбарелла меняет свои костюмы около двадцати раз: в ее гардеробе есть диско-платье, платье-кольчуга, пластиковое боди, купальник из спандекса, костюм-футляр с прозрачными «окошками» для живота и груди, платье из меха — практически все было создано из промышленных материалов, свойственных эпохе Space Age. Однако наибольшую известность получил финальный костюм героини — зеленая туника, состоящая из пластиковых пластин и украшенная пластиковой же бахромой. Именно этот наряд в 2004 году, согласно опросу журнала Film Review, был признан самым сексуальным кинонарядом 1960-х, а Барбарелла, в свою очередь, — самой сексуальной фантастической киногероиней. Сам Рабанн признавался, что на создание этого образа «амазонки будущего» его вдохновило феминистическое движение.







Костюм Лилу в «Пятом Элементе» /
Ангел на показе Givenchy кутюр весна-лето 1997

Несомненно, очень большое влияние картина оказала на модную индустрию. Жан-Поль Готье признается, что разрабатывал костюмы для «Пятого элемента» под сильным влиянием «Барбареллы» и даже посвятил ей один из выходов на кутюрном показе Moviestars осень–зима 2009. Отсылки к картине можно найти и в коллекции Dior осень–зима 2014, а также в коллекциях Джереми Скотта весна–лето 2016 и Rodarte осень–зима 2008. Кейт Мосс появилась в образе Барбареллы в кожаном корсете от Whitaker Malem в декабрьском Elle 1991 года, Даутцен Крес, в свою очередь, снялась в образе культовой космической посланницы для Vogue Netherland в 2015 году. Знаменитые дома моды цитируют не только образ главной героини фильма, но и образы второстепенных, не менее культовых персонажей. Так, в 1997 году бренд Givenchy процитировал в своей кутюрной коллекции знаменитого полуобнаженного ангела из картины.








Кейт мосс в Elle 1991 года /
показ жан-поль готье moviestars кутюр осень-зима 2009

Показ фильма состоится 27 августа в музее «Гараж» в рамках совместной программы музея и онлайн-платформы Farfetch. Перед показом журналист, стилист и историк моды Ольга Михайловская прочитает лекцию.

Зарегистрироваться на лекцию и купить билеты на показ можно здесь.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true