Стиль в фильме:
«Четыре свадьбы и одни похороны»
31 августа на стриминге Hulu стартовал сериал «Четыре свадьбы и одни похороны» по мотивам одноименного фильма Ричарда Кертиса с Хью Грантом и Энди Макдауэлл. Легендарная мелодрама отмечает в этом году юбилей — двадцать пять лет со дня выхода. Фильм, разделивший жизнь Хью Гранта на «до» и «после», запечатлел сразу несколько свадебных трендов девяностых.
Главный герой «Четырех свадеб» — лондонский холостяк Чарльз (Хью Грант), который вместе с группой друзей регулярно посещает свадьбы общих знакомых. На одном из таких мероприятий он знакомится с американкой по имени Кэрри (Энди Макдауэлл). Независимая и откровенная Кэрри не боится заявлять о своих желаниях и совсем не похожа на его подруг — и Чарльз теряет голову. Жизнь течет своим ходом, друзья женятся, расстаются и иногда умирают, а Чарльз и Кэрри продолжают встречаться на свадьбах и все больше привязываются друг к другу. Преградой для их чувств не смогут стать ни их собственные свадьбы с другими партнерами, ни проливной дождь в финале.
Фильм стал путевкой в жизнь сразу для нескольких участников съемок. Он запустил актерскую карьеру Хью Гранта, который к тому моменту уже почти отчаялся получить приличную роль и подрабатывал, обучая британскому акценту французскую актрису Жюльет Бинош. За год после выхода «Свадеб» Грант сыграл сразу в пяти фильмах — и нашел свое амплуа подлинно британского сердцееда. Сценарист ромкома Ричард Кертис принялся писать ванильные мелодрамы, сочиняя один хит за другим — «Ноттинг-Хилл», «Дневник Бриджет Джонс» и «Реальную любовь» (каждый — с Хью Грантом!). А для художницы по костюмам Линди Хемминг это стало пропуском в мир блокбастеров: после «Четырех свадеб» ее позвали работать над бондианами с Пирсом Броснаном и Дэниелом Крейгом, тремя фильмами Кристофера Нолана про Бэтмена и двумя картинами о «Чудо-женщине» (одну из них снимают прямо сейчас).
Хемминг часто посмеивается, когда ее просят рассказать о том, с чего она начинала карьеру. Бюджет на съемки «Четырех свадеб и одних похорон» составил 4,4 миллиона долларов и был мизерным даже по меркам тех лет. Поэтому на костюмах для героев и массовки пришлось сильно экономить. Хемминг и ее ассистенты прочесали десятки секонд-хендов по всей Англии, чтобы отыскать достаточное количество нарядной одежды. Часть костюмов Хемминг сшила самостоятельно — например, лаконичное свадебное платье героини Энди Макдауэлл.
Хуже дело обстояло со шляпами, более дорогими предметами гардероба (согласно английскому этикету, на свадьбах следует обязательно появляться в головных уборах). Но Хемминг повезло: шляпник из Сохо с большой скидкой продал ей несколько бракованных экземпляров, которые художница сама починила и привела в порядок. Гигантскую черную соломенную шляпу с бантом из тафты, в которой героиня Энди Макдауэлл появляется на первой свадьбе, Хемминг нашла в магазине Herald and Heart. В 2007 году ее продали с аукциона за 3120 фунтов стерлингов.
«Четыре свадьбы и одни похороны» вышли в разгар бума фильмов на свадебную тематику, вызвавшего резкий подъем в сфере свадебного бизнеса. «Певец на свадьбе», «Свадьба лучшего друга», «Сбежавшая невеста» стали источником вдохновения для тысяч невест, которые искали наряды как у любимых героинь. Но «Четыре свадьбы и одни похороны» стояли особняком, потому что продемонстрировали сразу две полярные тенденции в свадебных образах: традиционную, тяготеющую к пышному стилю восьмидесятых, и более близкую к тренду девяностых на сексуальность и облегающие силуэты.
Все невесты-англичанки здесь одеты в слегка старомодные, но все еще популярные в те годы объемные платья с кринолином и огромными буфами на рукавах. Их наряды вторят свадебным облачениям принцессы Дианы и Сары Фергюсон — эти представительницы королевской семьи в девяностые были такими же законодательницами английской моды, как и графини Кембриджская и Сассекская сегодня.
Заметно отличается от этих «зефирных» платьев модный свадебный образ американки Кэрри. Она уверена в себе и не боится подчеркнуть фигуру, надевая прямое атласное белое платье на тонких бретелях, расшитое жемчугом болеро и скромный ободок с бусинами вместо пышной длинной вуали (который точно пришелся бы по вкусу Кейт Миддлтон). Это вневременное сочетание вещей было бы вполне уместно и в 2019 году.
Не менее интересен и стиль гостей свадеб. Несмотря на то что ни один из персонажей в фильме не говорит о том, чем занимается и зарабатывает на жизнь, по их внешнему виду и антуражу свадебных приемов и венчаний становится понятно, что все они принадлежат к обеспеченному среднему классу. Базовый образ свадебной гостьи выглядит так: длинная юбка, блейзер нейтрального оттенка и заметная шляпа. Этого комплекта придерживаются все героини фильма, но каждая интерпретирует его по-своему.
Невозмутимая Фиона, героиня Кристин Скотт Томас, отпускающая исключительно едкие комментарии, — воплощение элегантности: закрытые лаконичные платья, изящные золотые украшения, огромные однотонные шляпы без лишнего декора, которым позавидовал бы и Симон Порт Жакмюс. Она одета в черное даже на свадьбах — что, впрочем, позже объясняется тем, что Фиона скрывает свои чувства к Чарльзу и грустит, что они не взаимны. Как только у Чарльза появляется шанс на счастье, Фиона проявляет свои эмоции ярко-красным пиджаком с калейдоскопическим принтом.
Инфантильность Скарлетт, эксцентричной соседки Чарльза, Хемминг подчеркивает броскими нарядами, которые сильно выделяются на фоне общего дресс-кода. Ее образы далеки от сдержанного шика Фионы, а приталенное платье с расклешенной юбкой больше похоже на наряд для выпускного и не очень уместно на свадьбе. Один из друзей даже подшучивает над его кричащей расцветкой: «Церковный пурпур в сочетании с оранжевым символизирует симбиоз христианских и дохристианских традиций в браке».
Хемминг намеренно выделяет Кэрри из английского общества при помощи нарядов. Американка с прогрессивными взглядами, которая знает, чего хочет, и не стесняется позвать мужчину в свой номер, так же ведет себя и в одежде. Ее стиль — простые нейтральные цвета и свободные объемные вещи, которые не стесняют движений: серое пальто в мужском стиле, фланелевая рубашка в крупную клетку, жакеты в стиле сафари, перехваченные поясом, юбки с высокими разрезами и длинные расклешенные юбки, которые открывают тонкие щиколотки. Энди Макдауэлл сравнивала свою героиню с Кэтрин Хепберн — такой же свободомыслящей американкой, которая комфортно чувствовала себя в мужских вещах.
«Работа художника по костюмам чаще всего незаметна, — говорит Линди Хемминг в одном из интервью. — Если ты хорошо поработал, то зрители не обратят внимание на костюмы, они воспримут их как часть героя и истории». Но пересматривая «Четыре свадьбы и одни похороны», понимаешь, что она скромничает.