Blueprint
T

Стиль в фильме «Соединенные штаты против Билли Холидей»

На платформе Hulu уже можно посмотреть фильм «Соединенные Штаты против Билли Холидей». Это история о том, как знаменитая джазовая певица боролась с расизмом — а американское правительство боролось с ней. Увы, фильм получил лишь одну оскаровскую номинацию — за лучшую женскую роль (она досталась соул-певице Андре Дэй, уже получившей «Золотой глобус»), но мы считаем, что роскошные костюмы Prada в картине тоже вполне достойны премии.

В 1947 году Билли Холидей была главной джазовой певицей Америки (если не всего мира) и одной из самых обожаемых публикой знаменитостей. Клубы во время ее выступлений были заполнены до отказа, пластинки продавали быстрее, чем успевали штамповать. К концу 1940-х Холидей уже успела получить прозвище, с которым войдет в историю, — Леди Дэй. Так Билли прозвал Лестер Янг, ее любимый саксофонист и один из самых преданных друзей. У нее была слава, деньги, гардероб, полный шикарных нарядов. А еще — тяжелая наркотическая зависимость, нездоровые отношения с мужчинами и — почти смертельная вражда с представителями власти. Из таких противостояний надломленные одиночки редко выходят победителями — даже если они всенародные любимцы.

Поводом ополчиться на Билли для американских чиновников стала песня, которая, по сути, запустила ее карьеру — драматичная и мрачная баллада Strange Fruit, написанная на стихи борца против расизма Абеля Миропола (он публиковал тексты под псевдонимом Льюис Аллан). «На южных деревьях растут странные плоды...» — с этой строки песня начинается, но поется в ней совсем не о фруктовом изобилии американского Диксиленда. «Странные плоды», свисающие с ветвей, — это тела повешенных чернокожих. C середины XIX века и вплоть до конца 1940-х годов в южных штатах было распространено линчевание — людей «не того» цвета кожи за малейшую провинность могли подвергнуть стихийному «народному» суду и приговорить к казни. Лишь в конце 50-х практика постепенно стала терять популярность. При этом, как это ни парадоксально, линчевание официально было признано отдельным видом преступления только в 2020 году.


Песню Strange Fruit любила публика — и ненавидело правительство. Борцы за «великую Америку» считали, что баллада способна «спровоцировать бунты» или какими-нибудь еще способами раскачать лодку и разогнуть духовные скрепы. Исполнение песни пытались неофициально запретить, а когда Билли нарушила запрет — стали преследовать уже вполне официально. Увы, полиции было за что зацепиться: певица много лет употребляла героин, так что с конца 1940-х и до самой смерти в 1959 году Билли жила под неусыпным надзором агентов по борьбе с наркотиками. Историю Леди Дэй, которую травит государство и регулярно предают близкие мужчины, снял режиссер Ли Дэниелс, автор оскароносного «Бала монстров» и «Дворецкого» — еще одной драмы о расизме в Америке ХХ века.


Сам режиссер подчеркивает, что «Соединенные Штаты против Билли Холидей» не стоит считать байопиком певицы: «Мы лишь запечатлели определенный период в ее жизни — тот, когда ее преследовало правительство. [До того как начать работу над фильмом] я и не знал, каким первопроходцем [в деле борьбы с расизмом] она была, хоть и всегда казался себе знатоком истории чернокожих. Но Билли действительно во многом была первой».


При этом с фактами картина (основой для ее сценария стала книга британско-швейцарского журналиста Йоханна Хари Chasing The Scream — о войне правительства США с наркопотребителями) обращается куда менее вольно, чем многие другие истории о жизни звезд. Большинство эпизодов, воссозданных в фильме — от сцены ареста Билли в гостиничном номере, когда она обнажается перед полицейскими, до ее последних дней в больнице, где ее, умирающую от цирроза, так и не оставляют в покое, — не вымышлены.


Но, разумеется, без допущений тоже не обошлось. Главная романтическая линия в фильме — отношения Билли и агента ФБР Джимми Флетчера, который сперва участвует в кампании против нее, а затем принимает сторону певицы и становится едва ли не главной настоящей любовью ее жизни — во многом плод воображения сценаристов. Флетчер — реальный персонаж, но связывало ли его с Холидей что-то кроме работы — доподлинно неизвестно.

Исполнительница главной роли, американская соул-певица Андра Дэй (схожесть ее фамилии со знаменитым прозвищем Билли — самое романтичное совпадение в фильме) признается, что не сразу решилась на роль — слишком боялась непомерного груза ответственности и не хотела быть «позорным пятном на истории Билли Холидей». В итоге ее согласие стало для фильма огромной удачей. В частности, все песни она исполняет сама. Кроме знаменитой Strange Fruit Андра в числе прочего записала для фильма не менее известные All of Me, Solitude, Ain’t Nobody’s Business и Lady Sings the Blues. А также совершенно новую песню — Tigress & Tweed, которая затем была номинирована на «Золотой глобус» как лучший саундтрек. Критики отметили и непосредственно актерскую игру Андры Дэй — она уже получила свой «Глобус» за лучшую женскую роль — очередь за «Оскаром»: на него Андра тоже номинирована.

Вероятно, справиться с непростой ролью певице и актрисе помогло полное погружение в образ, граничащее с попыткой переделать себя, лишь бы начать еще больше походить на Билли. «Я очень долго училась быть „неправильной“, — признается Дэй. — Даже начала курить, пить и вести себя более сексуально раскрепощенно».


Разумеется, ненадолго превратиться в одну из самых знаменитых певиц в истории было бы куда труднее, если бы не выдающаяся работа художника по костюмам Паоло Ниедду, который придумал для экранной Билли Холидей около 70 нарядов. Многие из них Паоло нашел в винтажных магазинах Лос-Анджелеса и Монреаля, но 9 ключевых образов были созданы в коллаборации с домом Prada (обратиться к Миучче режиссеру Ли Дэниелсу посоветовала сама Анна Винтур). «Я выбрал из архивов модного дома те вещи, которые, на мой взгляд, походили на то, что носила Билли в реальной жизни, — рассказал Паоло в интервью The Blueprint. — Потом объяснил дизайнерам, какие цвета и конкретные детали мне нужны». В числе прочего Ниедду вдохновили и вполне современные коллекции — скажем, платье из сезона осень—зима 2017 и один лук из круизной коллекции 2011 года.


В результате сотрудничества художника по костюмам и команды Prada на свет появилось, например, расшитое серебром длинное платье из сатина нежно-персикового оттенка с драпировками на лифе — в нем Билли Холидей в исполнении Андры Дэй впервые выступает в ночном клубе после выхода из тюрьмы, где провела год за употребление героина. Или белое платье-декольте, расшитое бриллиантами, — в нем Билли исполняет Strange Fruit на сцене Earle Theatre в Филадельфии, отвергая запрет и борясь с собственным страхом. Это, пожалуй, самый эффектный наряд в фильме и, как признается Паоло Ниедду, самый сложный в производстве — и в носке: «Платье получилось невероятно тяжелым. Андре приходилось в нем много двигаться — и это, конечно, было испытанием».

За пределами сцены экранная Билли Холидей тоже одевается весьма модно и эффектно (прямо как настоящая Билли). В Prada для нее создали в том числе меховую шубу в пол, а также белую блузку с цветными полосами и брюки мужского кроя — этот ансамбль певица надевает в автобусе, когда колесит с концертами по стране, и выглядит он абсолютно вне времени — его легко представить в одной из современных коллекций Prada. «Практически вся одежда Билли кажется современной, потому что на самом деле ее стиль всегда опережал время, — рассуждает о своей героине Андра Дэй. — Например, уже в 40-е она носила свитеры с воротником-хомутом, которые вошли в моду только в 1960-е. Дизайнеры создавали вещи специально для нее — а модные журналы пристально следили за всем, что она надевала».


Действительно, на архивных фото реальная Леди Дэй всегда выглядит воплощением гламура. Она обожала меха, крупные украшения, платья с эффектной вышивкой, декольте, драпировки и насыщенные цвета. Не стоит забывать и о детали, которая стала ее визитной карточкой. Однажды певица сожгла волосы утюжком — и с тех пор, чтобы замаскировать ущерб, часто носила в волосах заколку в виде большого белого цветка гардении. В фильме этот цветок тоже есть — как и ярко-красная помада, без которой Билли не выходит на сцену, и огромные сверкающие бриллианты. Причем в случае с Холидей стремление выглядеть «на миллион» было не просто попыткой обратить на себя внимание или быть не хуже других — оно было формой протеста. «Общество в те годы с трудом воспринимало успешных чернокожих женщин, — объясняет Андра Дэй. — Люди говорили: „Да как она смеет надевать меха и бриллианты!“ Но она одевалась именно как и подобает женщине с ее статусом. Она выглядела именно так, как хотела — и это тоже было вызовом».

В этом контексте особенно драматичной и показательной выглядит сцена в фильме, в которой Билли, одетую в шикарное белое боа поверх шелковой блузы и с ожерельем на шее, охранник в дорогом отеле (тоже чернокожий) не пускает в пассажирский лифт — афроамериканцам в те годы разрешалось ездить только на грузовых. Даже если они звезды с мировым именем. Певица долго с ним скандалит — но в конце концов сдается.


Впрочем, назвать метафорой жизни Билли Холидей этот эпизод нельзя. Как бы этого ни хотелось властям, она не сдалась: до самой смерти в 44 года продолжала бороться с расизмом. И петь страшную песню про странные плоды.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}