Стиль в фильме «Культовые тусовщики»
На экраны выходит спродюсированный Дэнни Бойлом фильм «Культовые тусовщики» — признание в любви музыкантам 1970–1990-х. Анна Сотникова посмотрела картину одной из первых и рассказывает, как благодаря костюмам это признание прозвучало еще серьезнее.
Лос-Анджелес, середина 1990-х. Рыжий, но лысеющий менеджер Oasis и Primal Scream Алан Макги (Юэн Бремнер, известный всем как Кочерыжка из «На игле»), явно под кокаином, дает интервью о своей жизни у бассейна пятизвездочного отеля. Пальмы, жара. Макги вспоминает обо всем. Как во второй половине 1970-х, еще будучи старшеклассником-увальнем (Лео Фланаган), увидел по телевизору Sex Pistols и собрал свою группу. Как переехал в Лондон и жил в сквоте, в котором едва ли не каждый употреблял героин. Как в 1980-х открыл клуб, однажды провел там концерт группы Television Personalities и понял где именно нужно ловить за хвост удачу. И конечно, как, основав звукозаписывающий лейбл Creation Records, совершил революцию в музыке, сперва чисто британскую, а затем и мировую.
Режиссером этой ностальгической картины выступил британский актер Ник Моран («Карты, деньги, два ствола»), однако даже в самой задумке очевидно влияние фигуры куда более значительной. Продюсер фильма Дэнни Бойл в последнее время сосредоточился на музыке. Точнее, на воспоминаниях о музыке, которая стала частью его собственной жизни. Два года назад Бойл снял «Вчера» — о парне, который проснулся в мире, где никто не слышал о группе The Beatles, и стал суперзвездой, выдавая песни Леннона и Маккартни за собственные. Кроме того Бойл прямо сейчас работает над сериалом про Sex Pistols. И можно предположить, что часть собранного для съемок «Тусовщиков» реквизита перекочует именно туда, хотя сценарий, написанный, для Морана Ирвином Уэлшем охватывает куда больший временной отрезок.
За показанные в фильме двадцать лет — с 1970-х по 1990-е — мода менялась очень быстро. Юный Макги сначала носит джинсы клеш, простенькие рубашки и трикотажный жилет отличника, а потом разговаривает с отцом, предварительно подкрасив глаза и напялив белую майку-алкоголичку, на которой старательно выведены маркером слова FUCK, SUCK и PUNK. Под конец своего пути уже полысевший Макги одет в приличную пенсионерскую рубашку в клеточку и даже при лос-анджелесской жаре (и высоком содержании стимуляторов в крови) напяливает поверх нее твидовый пиджак.
Бойл потратил немало усилий на кропотливое воссоздание атмосферы и эстетики Шотландии 1970-х, настолько же родной для него, как и для Макги. По части одежды особое внимание при этом он и художник по костюмам Нат Тернер уделили даже не моде времен эпохи панка, а повседневной и рабочей одежде. Жестокий отец Макги заправляет аккуратные белые рубашки в идеально отглаженные брюки, бабушка одета в одновременно милое и уродливое шерстяное платье, какие перестали носить еще в 1960-х. Сам главный герой носит дома довольно старомодные — и при этом практически вневременные — вещи: потертые дырявые джинсы, аккуратные тонкие свитера и бежевые невыдающиеся рубашки.
В 1980-х мода в фильме расцветает: миром правят красивые люди с красивыми прическами и в красивой одежде. Прически чаще всего предполагают обилие волос (естественно или искусственно кучерявых) и асимметрию. Одежда тут — история последних десятилетий, схлопнувшаяся в одну точку пространства и времени. Вполне в духе своего времени выглядят и те, кто ходит в тай-дае, и те, кто в коже, и отличники в рубашках с кардиганами, и запоздалые подражатели Джеймсу Дину. Сам Макги сочетает черно-белую тельняшку с кожаной курткой, узкими джинсами и тяжелыми ботинками — выглядит ровно как и положено самому безумному создателю инди-лейбла в Британии 1980-х. Его подопечные The Jesus & Mary Chain волосаты, заторможенны и одеты в гигантские рубашки, узкие дешевые брюки и неизменные темные очки в любое время суток. Очки намекают на то, что 1980-е в фильме ознаменованы тяжелыми наркотиками, а брюки, рубашки и общая помятость — на то, что альтернативный рок и шугейз создала бедность, и людям, которые эту музыку играли, было плевать на внешний вид.
Но вот уже в Лондон приходят 1990-е с эйсид-хаусом, и в клубах, куда заявляется Макги, теперь нет места кожаным курткам: в ходу — безразмерные худи, джинсовки и цвета радуги. Но и эпоха эйсид-хауса была недолгой. Впереди — открытие Аланом Макги группы Oasis, сытый конец тысячелетия, горы кокаина — и сопутствующий стиль. Вот Макги употребляет в каком-то лос-анджелесском клубе вместе с голливудским продюсером по имени Ральф: на Ральфе — идеальная рубашка и однотонный пиджак, такие не купить через почтовые каталоги.
И на этом этапе фильм прекращает быть визуально интересным. Последние полчаса единственный плюс-минус модный человек в кадре — Джимми Сэвилл, ведущий BBC, (про которого после его смерти выяснилось, что он был педофилом). Он одет в спортивный костюм с «Юнион Джеком» по всей длине, и служит, судя по всему, не только эпизодическим персонажем, но и убийственной метафорой. Можно бесконечно идти вверх — но однажды, как в случае с Аланом Макги, движение вверх приведет к встрече с чудовищами.
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен