Стиль в фильме: «Тутси»
Текст:
АННА БАШТОВАЯ
Как Дастин Хоффман стал главной модницей начала 1980-х и какие из нарядов Дороти дизайнеры переосмысляют сегодня.
В 1982 году на мировые экраны выходит картина «Тутси» американского режиссера Сидни Поллака (уже прославившегося к тому моменту благодаря фильму «Какими мы были») и мгновенно превращает Поллака из лучшего драматического режиссера в лучшего комедийного, а исполнителя главной роли Дастина Хоффмана — в самую очаровательную женщину Америки.
Безработный актер Майкл Дорси (Дастин Хоффман), провалив очередной кастинг и отчаявшись получить хоть какую-нибудь роль, принимает волевое решение переодеться в платье и стать актрисой Дороти Майклс. Следующий час экранного времени разворачивается блистательная комедия положений (что ждет мужчину, переодетого в женщину, известно еще со времен Чарли Чаплина и тетушки Чарли). Майкл в образе Дороти влюбляется в свою партнершу по площадке Джули, а отец Джули, в свою очередь, влюбляется в Дороти–Майкла. Финал с разоблачением предсказуем и неминуем, как и в любой подобной комедии. Однако сам Дастин Хоффман из-за выпавших на его долю страданий картину комедией не считает.
JULIEN Macdonald
ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Идея картины пришла в голову Хоффману во время съемок мелодрамы «Крамер против Крамера», где его персонажу приходилось одновременно быть отцом и матерью. Оттуда же перекочевала и художник по костюмам Рут Морли («Привидение», «Таксист», «Энни Холл») — уже хорошо зная Хоффмана, его строение, жесты, походку и привычки, она сумела создать гардероб, максимально быстро и эффективно превращавший Майкла Дорси в Дороти Майклс. Тем не менее Дастину Хоффману понадобилось целых полгода, чтобы вжиться в роль, для чего он расхаживал по городу в парике и платьях. Лишь только после того, как в одной из забегаловок ему подмигнул незнакомый мужчина, он почувствовал, что готов. «Я долго готовился к этой роли, общался со знакомыми дамами, пытался понять, что их волнует, задевает за живое. Даже начал читать любовные романы, от которых поначалу впадал в ступор, поскольку не видел причин для страданий героини. Мне казалось, она сознательно мучает и себя, и окружающих. Но со временем стал чувствовать сострадание к ним…» По другой версии, финальная проверка образа Дороти состоялась в школе, где училась дочь Дастина Хоффмана. Актер пришел на родительское собрание в парике и платье, представившись «тетей Дороти», и не был узнан даже собственной дочерью.
Victoria Beckham
ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
LEMAIRE ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Но это было лишь начало трудностей. В процессе съемок кожу актера несколько раз в день подтягивали клейкой лентой (метод, когда-то изобретенный еще Марлен Дитрих), а бритву и вовсе всегда держали наготове. «Мы брили ноги, руки, спину и пальцы, но щетина проступала через три-четыре часа, и приходилось всю процедуру начинать сначала». Этот момент перекочевал из закулисной жизни в саму картину: ««У меня растут усы, и это меня очень смущает. Вероятно, в моем организме слишком много мужских гормонов». — «А ведь многим мужчинам это нравится». — «Да, я знаю, но мне не нравятся мужчины, которым это нравится»». Таким же образом в картину «случайно» попало и множество других диалогов и даже эмоций. По признанию Хоффмана, он окончательно понял, как играть роль, лишь в тот момент, когда художник по гриму сказал ему, что не может сделать актера привлекательнее, чем он есть. «Теперь я знаю, как важно для женщины быть уверенной в своей привлекательности. Я пришел с проб домой и заплакал. Когда я увидел себя на экране, то понял, насколько я неинтересная женщина: если бы я встретил себя в гостях, то никогда бы с собой не заговорил. Я думал, что, если я собираюсь быть женщиной, то должен быть красавицей».
Что касается костюмов, то художница Рут Морли постаралась максимально облегчить страдания Хоффмана, разработав для его героя два диаметрально противоположных гардероба. Гардероб Майкла Дорси, от рубашек и свитеров до домашнего халата, состоит исключительно из маскулинных синих и коричневых оттенков. Это универсальный базовый гардероб типичного мужчины, не отличающийся многообразием цветов и фактур. (Его типичность еще больше подчеркивает лучший друг и полная противоположность Майкла, Джефф (Билл Мюррей), носящий исключительно желтые, оранжевые и розовые рубашки.).
valentino ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Гардероб Дороти Майклс, напротив, состоит из типично женской цветовой гаммы: розовый, красный, бордовый. Лишь в самой первой сцене, когда Майкл впервые перевоплощается в Дороти, он надевает синюю блузу и коричневую юбку — то есть уже носит женский образ, но все еще сохраняет мужественную цветовую гамму — таким образом этот костюм служит неким мостиком между миром мужчин и женщин. Последующие костюмы — розовых, красных и бордовых оттенков — становятся все изящнее по мере раскрытия персонажа: бордовый вязаный свитер, красный шерстяной костюм, розовый пиджак, бордовая однотонная блуза, красная клетчатая сорочка, розовая шелковая блуза, перламутровый жемчуг, шейные платки (изящный способ прикрыть кадык), оборки и банты, броши в виде бутонов роз, ремни, клатчи и туфли в тон. Даже домашний халат сменяется с темно-синего на светло-розовый.
Dennis Basso ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Calvin Klein ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
На обложке журнала Cosmopolitan Дороти появляется в золоте и мехах — самых женственных и желанных элементах гардероба в 1982 году; обложку журнала Life звезда экрана украшает в леопардовом — дань модным тенденциям того периода; на обложке журнала Ms. все та же Дороти позирует в самых трендовых вещах начала 1980-х: легинсах (недавно созданных Патрицией Филд) и тунике с запахом, а на обложке журнала People позирует в красном шелковом платье в объятиях Энди Уорхола. Таким образом герой Хоффмана из заурядного мужчины превращается в одну из самых модных женщин Америки. Ключевым кадром из череды обложек становится журнал New York с Дороти в платье в пол с пайетками — самом знаменитом наряде картины. При всем многообразии стилей в сцене с журнальными обложками цветовая гамма гардероба Дороти не меняется, художник по костюмам до конца картины остается верен удачно выбранной бордово-розовой гамме. Апофеозом преображения Майкла становится финальный диалог картины, в котором Майкл щеголяет новоприобретенными знаниями в области моды:
— А ты дашь мне поносить тот желтенький костюмчик?
— Какой?
— Halston.
— Halston? О нет! Ты его испортишь.
— Майкл! Не испорчу!
— Ладно, дам, но ты должна его вернуть, он мой самый любимый.