Blueprint
T

Выйду
на улицу


В Историческом музее до 13 февраля открыта экспозиция «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города», создатели которой искали точки пересечения между коллекцией городского костюма XIX-XXI века из архивов ГИМа и работами современных дизайнеров. За полгода подготовки они отобрали 500 экспонатов, которые архитектор Юлия Наполова разместила в четырех залах музея. Сокуратор проекта, исследователь моды Тим Ильясов провел для нас экскурсию.


ПЕРЕКРЕСТКИ

«Моя задача была не рассказать историю платья от А до Я, а показать город и интересные пересечения в его облике разных эпох», — объясняет Тим Ильясов. Экспонаты из фонда исторического костюма ГИМ кураторы намеренно смешали с работами современных брендов. За отправную точку взяли 1861-й. «После отмены крепостного права городское население выросло больше чем на миллион человек. Город начинает очень активно расти и развиваться, и формируется его, можно сказать, современный облик». Так, уже в первом зале «Витрина» нас ждет эффектная пара: розовое платье начала 1860-х соседствует с платьем начала 1960-х. «Оба розовые, оба отделаны кружевом, но между ними пролегает столетие», — говорит куратор. Подобные параллели здесь показывают и на примере обуви, и в отдельной нише с 40 сумками, и в эволюции блуз с конца XIX века до 2022 года — за современнось отвечает белая рубашка из коллекции Gate31. Жемчужиной же первого зала выставки стало белое платье с декором в виде драпировок и цветов, созданное в мастерской легендарной Надежды Ламановой.

ГОРОД ДЛЯ ВСЕХ


Следующий зал — «Вокзал», место встреч и расставаний, место, где город принимает новых обитателей, которые тоже будут определять его облик. Настроение задают старинные вокзальные часы из коллекции ГИМа, а также звуки города и гудки поездов на саундтреке, написанном специально для выставки. «Здесь мы видим и крестьянок, которые только приехали в Москву. И статных дам, которые кого-то провожают, — отсюда и редкие пальто 1890-х, и платье 1990-х с накидкой-кейпом, — рассказывает Ильясов. — А вот артистка, которая отправляется на гастроли в платье и пальто 1950-х — начала 1960-х годов, она такая модница: прикрывает волосы тонким газовым платочком. И самая трогательная зона — образы девушек, которые встречают любимых, вернувшихся с войны». Куратор показывает на платья 1940-х годов. «Современных» приезжающих и провожающих тоже достаточно — они носят Gate31, Laroom, Monochrome и Victoria Andreyanova.

На соседствующей с «Вокзалом» Деловой улице бросается в глаза строгий костюм 1994 года из самой первой коллекции Виктории Андреяновой. По силуэту и фурнитуре он рифмуется с советским костюмом, сшитым на заказ в ателье. Рядом — одежда, которую носили деловые женщины XIX века. Им, к слову, посвящена номинированная сейчас на премию «Просветитель» книга Галины Улановой «Купчихи, дворянки, магнатки». «Дореволюционная Россия может казаться патриархальной страной, где женщина сидит дома и не имеет карьерных возможностей, но на самом деле это не так, — говорит Ильясов. — На деле в то время не было никаких юридических ограничений в том, чтобы женщинам брать купеческие свидетельства и становиться предпринимательницами. И мы собрали наряды подобных деятельных женщин. Начинаем со скромного городского платья 1860-х годов и ставим его рядом с платьями 1870-х, 1980-х годов, уже более эффектными, с турнюрами. Рядом — собирательный образ женщины конца 1940-х — начала 1950-х годов. После войны женщина, конечно, не выглядела слишком нарядно — отсюда потрепанная кофта, широкоплечий пиджак, юбка, по которой видно, что ее носили каждый день».




МОЛОДЕЖЬ 


Вещи современных российских дизайнеров в основном разбросаны по выставке, но есть зал, в котором они занимают центральное место, — молодежный. «Здесь две зоны, которые драматически противопоставлены друг другу. В центре — парк, где будто собралась свободомыслящая молодежь. Та, которая в разное время не боялась выглядеть ярче, иначе. И чаще всего из-за такого самовыражения она сталкивалась с общественным порицанием. Поэтому цветная толпа, от стиляг до панков и хипстеров, зажата с двух сторон видеоинсталляциями. С одной стороны — финальная сцена из „Стиляг“, где герои на специально перекрытой для съемок Тверской улице поют „Шаляй-валяй“ как гимн свободе. С другой — отрывок из фильма „Строгий юноша“, который мы показываем на фоне стены из серых худи», — объясняет Ильясов.



Ряды молодежи выстроены по хронологии: стиляги 1950-х, на которых яркие жакеты и платья с широкими юбками, экстремальные мини 1960-х, джинсовые 1980-е, панки 1990-х. Из 2000-х — типичный хипстер, в клетчатой рубашке под винтажным свитером, а также в скинни-джинсах. Примета 2010-х — свитшот с принтом «Напрасная юность» Sputnik 1985, выпущенный лимитированным тиражом в 2015 году. «Я носился в его поисках по всему городу, бросал клич в социальных сетях — и в итоге мы на «Авито», к счастью, нашли такой», — вспоминает Ильясов. Современная городская молодежная мода представлена сборным портретом из узнаваемых силуэтов локальных брендов. Это, например, брюки и свитер из апсайкл-коллекции RomaUvarovDesign, корсет-топ Outlaw, платье-свитер Sasha Gapanovich, платье-мини «с аурой» и мотоциклетный шлем Daniil Antsiferov. 


СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО

По сторонам от молодежи — две витрины, посвященные светской жизни большого города. Здесь собрана вечерняя мода разных эпох, и вновь кураторы играют в поиски рифм и пересечений. «Вот роскошная вечерняя ротонда 1860-х годов. А Леонид Алексеев из House of Leo создал кутюрный кейп, который как бы вторит этой архивной вещи. У него в коллекции уже были кейпы, но в ателье специально к выставке изготовили новый, еще более роскошный, — рассказывает Ильясов. — Или вот казакин 1870-х годов, который прекрасно смотрится рядом с платьем Tegin 2019 года». Один из главных экспонатов здесь — расшитое бисером черное платье в пол с вышивкой из коллекции революционерки и дипломатки Александры Михайловны Коллонтай. В соседней витрине рядом с кутюром Chapurin 2007 года и Alena Akhmadullina 2010-х красуется парчовое Givenchy 1985 года с декором из стекляруса и металла. Это подарок, который французский модный дом когда-то преподнес музею. Еще один дар — платье «Жар-птица» A La Russe 2011 года, напоминающее о показе бренда, который проходил в залах музея.


Другие отголоски светской жизни прошлого — роскошные платья из шелка и парчи 1950-х и 1970-х из коллекций посольских жен. И более скромные, но от этого не менее красивые платья А-силуэта конца 1930-х. «Вот еще любопытное платье с фартуком-тюником в стиле неогрек. Это стиль, вдохновленный работами Поля Пуаре начала 1910-х годов. После того как Поль Пуаре приехал в Россию, его модели были очень популярны, и тюник стал важной частью моды», — уточняет Ильясов.


САЛОН КРАСОТЫ

Без бьюти-рутины в городе никуда — так было и в конце XIX века, и сейчас. Об этом на выставке напоминает последний зал, оформленный как салон красоты. «Мы вместе с хранителями несколько месяцев собирали по всей стране старые помады, карандаши, пудры — чего здесь только нет! Посмотрите на витрину с макияжем для глаз — я лично покупал эту знаменитую тушь «ТЖ» из частной коллекции. Вот щипчики для ресниц 1950-х годов. А вот советские тени», — рассказывает Тим. Рядом целая витрина пудрениц, за ней — уникальные флаконы для ароматов 1920-х, 1930-х годов. Не обошлось и без главных помощников советской красавицы: духов «Красная Москва» и крема «Балет». Завершает выставку советская парикмахерская — с щипцами для завивки и маникюрными ножницами. Моде тоже нашлось место в мире красоты — в виде коллекции винтажных шляп. 






{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}