Blueprint
T

Божественная Сара

ФОТО: 



Наташа Туровникова, архив пресс-службы

В парижском Пти-Пале открылась выставка, посвященная Саре Бернар — французской актрисе, ставшей иконой XX века. Муза своих современников, в частности, Марселя Пруста, театральная деятельница и немного художница, она умела совмещать множество ролей как на сцене, так и в жизни. Художник по костюмам Наташа Туровникова побывала на выставке одной из первых — и рассказывает, почему вам тоже стоит так сделать, если окажетесь в Париже до 27 августа.


Этьен Каржа, Портрет Сары Бернар 

Она была «золотым голосом» Виктора Гюго, сотрудничала с величайшими художниками своего времени, от Жана Кокто до Марселя Пруста. Играла восхитительные роли на знаменитых сценах всего мира — в ее репертуаре Шекспир, Расин, Александр Дюма-сын. Сара Бернар — одна из главных французских актрис XIX и XX веков сразу. Однако ее значение для современной культуры этими громкими словами не исчерпывается — Бернар со своими баснословными гонорарами, армией экзальтированных поклонников, эксцентричным (вплоть до эпатажа) образом жизни и деловым чутьем стала первой классической суперзвездой, и суперзвездой путеводной для всех будущих королев шоу-бизнеса от Бетт Дейвис до Леди Гаги. Она превратила свою жизнь в реалити-шоу задолго до того, как появилось само это понятие, и оставалась верна этой стратегии до самого конца, продумав даже собственные похороны. Спустя столетие после смерти она вновь в центре внимания: директор Пти-Пале Кристоф Лерибо курирует в честь нее исключительную выставку.


Эта ретроспектива — про жизнь и карьеру настоящего таланта. Ретроспектива исчерпывающая: зрителям показывают более 400 экспонатов. Это прежде всего сценические костюмы, в которых Бернар исполняла знаковые роли, а также фотографии, картины, афиши, аксессуары. Все, чтобы мы ближе познакомились с одним из «священных чудовищ», как сформулировал Жан Кокто в одноименной пьесе. «Эта пьеса должна дать представление о Примадонне, о „Священном идоле“ уровня Режан или Сары Бернар», — писал он.

Сара Бернар, Водоросли, 1900

Кейп из коллекции Сары Бернар


Сара Бернар, Дурак и смерть, 1877 г


Альфонс Муха, Сара Бернар в роли Мелисинды, 1896


Выставка также проливает свет на менее известные аспекты жизни Сары Бернар, раскрывая ее эксперименты в области живописи и скульптуры. Так, в наши дни творчество Сары Бернар — скульптора практически неизвестно, хотя в свое время ее эксперименты на этом поле вызывали большой интерес у коллег и публики. Про это в Малом дворце, например, фантастический мраморный рельеф 1880 года «Офелия», а также автопортрет в образе Сфинкса. Сара-живописец в основном представлена также автопортретами, особенное место в экспозиции занимает, разумеется, самый символичный автопортрет — Арлекин. В своих работах она часто размышляла на тему смерти. Еще бы, с рождения, не обладая крепким здоровьем, Сара страдала от постоянных болезней, страшной худобы и постоянного кашля. Врачи не оставляли ей надежды и из года в год обещали смерть. Сара настолько свыклась с этой мыслью, что убедила свою мать купить ей гроб из розового дерева, в котором с детства и спала (об этом снимок Ашилль Меландри в экспозиции). Говорят, с гробом она не расставалась и во взрослой жизни — как-то даже принимала репортера, полулежа в нем, а одна из свидетельниц утверждала, что Сара вообще предпочитает заниматься любовью на похоронном ложе, чем сводит с ума мужчин.


Акилле Меландри, Бернар, спящая в гробу, 1880 г 


Поль Надар, Сара Бернар в фильме «Убийца Пьеро»
1883 г.

На выставке зрителям открываются как эти эксцентричные стороны Сары, так и образ женщины, обладающей множеством талантов, самостоятельно построившей беспрецедентную международную карьеру. Борясь с вечным страхом сцены, она стала одной из самых знаменитых актрис в истории. Она с юности участвовала в школьных постановках, но роковым для будущей актрисы стал визит в театр «Комеди Франсез». А дальше — Высшая национальная консерватория драматического искусства в 13 лет, Александр Дюма-отец как главный наставник, успех на выпускном экзамене — и вот Бернар уже дебютирует в «Ифигении» Расина на сцене «Комеди Франсез», однажды посетив который навсегда решила связать жизнь с театром. Первый настоящий успех к ней, правда, придет через четыре года (за это время она успеет рассориться с «Комеди» на 10 лет из-за отказа извиняться за пощечину, которую дала актеру, родить сына, остаться с ним одна и устроиться в «Одеон») — и уже благодаря Шекспиру, после того как она сыграет «Офелию» в «Короле Лире». В ближайшие 30 лет Бернар покорит лучшие театральные сцены мира, от Америки, где она стала «звездой Голливуда задолго до становления самого Голливуда», до России, — многие будут говорить, что успех пришел в ее жизнь не благодаря таланту, а благодаря трудолюбию, за счет которого Бернар довела технические приемы исполнения до совершенства. Впрочем, так или иначе современники от Станиславского до династии Дюма считали то, что она делала, искусством — и, более того, образцовым. Оскар Уайльд называл ее «несравненной» и написал для нее «Саломею». Современники вспоминали о том, как восхищенный Виктор Гюго как-то встал перед Сарой Бернар на колени прямо на сцене после премьеры «Эрнани» (донья Соль — одна из лучших ролей в творческой биографии актрисы). Он же однажды вручил ей подвеску с бриллиантами в виде слез на золотой цепочке как «слезы его души» в ответ на ее искреннюю игру. Еще историки отмечают «особые отношения» Бернар с принцем Уэльским (он станет королем Эдуардом VII), а позже с принцем Наполеоном Жозефом Бонапартом (племянник того самого Наполеона императором не станет) — познакомила их, кстати, Жорж Санд.



Жорж Клэрен, портрет Сары Бернар, 1876 г


Среди раритетов на выставке украшения занимают особое место, особенно сценические. Это, конечно, набедренная повязка и ожерелье из позолоченного металла с бирюзовыми бусинами для роли Клеопатры. Отдельные сокровища — яркие сценические костюмы, «которые мы абсолютно никогда больше не сможем увидеть, потому что они очень хрупкие», — уточняет куратор выставки Анник Лемуан. Особенно бросается в глаза верхнее платье и юбка в виде хвоста рака из комедии «Фру-Фру», фата Федры, расшитый сценический камзол, головной убор императрицы Феодоры и, конечно, корсеты, которые демонстрируют осиную талию знаменитой своей стройностью актрисы.



Когда успех к Бернар таки пришел, она пользовалась им, что называется, на все деньги, скупая все, что захочется, от украшений до театров: в 1893-м это «Ренессанс», в 1898-м «Насьон», ставший Театром Сары Бернар. Любившая роскошь и удовольствия, Сара сама стала удовольствием для светского общества: посещение ее спектаклей вошло в обязательный список светских развлечений XX века. Еще при жизни артистка сделала себя объектом культа. Не было почти ни дня, чтобы газеты не писали об очередной сенсации, связанной с Бернар. То актриса приобретет пантеру, то отправится летать на воздушном шаре. Во время парижской выставки 1878 года она летала на аэростате Анри Жиффара, а после и вовсе отправилась с ним в путешествие, поднявшись на высоту 2600 метров от земли. На выставке много экспонатов, которые выдают в ней и известного эксцентрика, и работягу, и икону стиля.

Наполеон Сарони, Сара Бернар в роли Клеопатры, 1891 г


В этом смысле обращают на себя снимки Поля Надара. Особенно хороши портреты художницы, сделанные в ее мастерской, где Сара позирует в брючном костюме. Да, с точки зрения моды Сара тоже опережала свое время (напомним, мода Франции XX века — это корсеты и платья с кринолинами преимущественно). Тут сразу вспоминаешь и что особенно ей удавались мужские роли, например, Гамлет. Прогрессивная, всегда идущая на шаг впереди, будто желая успеть сделать-сыграть-прожить как можно дольше (помним вечный страх смерти), она была настоящей иконой поколения. При жизни она восхищала молодые умы Франции, была особенно популярной в студенческой среде. Молодежь ценила то, как смелость и раскованность уживались в ней с гражданской ответственностью и чувством долга. В годы франко-прусской войны Сара превратила свой театр в госпиталь; во время Первой мировой войны выступала в составе фронтовой бригады, за что ей позже вручили орден Почетного легиона.



Надар, Сара Бернар у себя дома

Несмотря на то что многие экспонаты принадлежат Национальной библиотеке Франции и театру «Комеди Франсез» (звездой которого Бернар таки стала), а также различным музеям Франции и даже нью-йоркскому Метрополитен, самые интересные экспонаты предоставлены частными коллекционерами. Один из таких — уникальный шнур от звонка с лестничной площадки одной из квартир актрисы, украшенный фигуркой фарфоровой обезьяны. Про выдающиеся интерьеры, которыми Сара обожала себя окружать, напоминают и уникальные объекты, например, пара подсвечников в виде черепов, демонстрирующие ее вкус к мрачному и потустороннему миру. Вся ее жизнь была украшена как декорации из ее знаменитых спектаклей, например, «Федра» или «Клеопатра». Страусиные перья, персидские ковры, чучела леопардов и диких обезьян, китайские львы и много хрусталя — таков портрет Бернар в интерьере. Так она будто оставалась на сцене, даже спускаясь с нее в реальную жизнь. Впрочем, окончательно покинула театр актриса только в 77 лет, за год до смерти. Хоронили ее, судя по кинохроникам, — в том самом гробу, в котором она так долго репетировала.

Мари-Дезире Бургуан, ателье Сары Бернар, 1879 г.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}