Узелок завяжется
ФОТО:
Варвара Топленникова
Недавно на самом примечательном ташкентском базаре — Чорсу — под голубыми куполами открылась «лавка чудес» J.Kim, оказавшаяся вовсе не фирменным магазином одноименного бренда. Нелли Асриян созвонилась с Женей Ким, чтобы выяснить что же такое J.Kim Objects, а заодно обсудить увлекательное прошлое и светлое будущее ее марки.
Базар Чорсу
Базар Чорсу, что в Ташкенте, один из старейших и крупнейших во всей Средней Азии. В XIX веке он был важной точкой Великого шелкового пути, а в XXI стал важной точкой не менее великой модной карты Узбекистана. Прежде всего благодаря дизайнеру Жене Ким, которая открыла под его знаменитыми голубыми куполами, спроектированными в 1980-х архитекторами Владимиром Азимовым и Сабиром Адыловым, магазин — первый за 10 лет существования ее именного бренда J.Kim. «Помещение я нашла случайно — идея создания пространства для бренда именно на этом базаре меня очень увлекла. Поэтому не могу сказать, что я долго анализировала, нужно оно нам или нет, или придумывала стратегию. Тем более что Чорсу — это очень красивое место с интересной архитектурой, куда я часто приезжаю просто вдохновиться: там до сих пор ходят женщины, что носят многослойные образы из платьев, брюк и жилеток, напоминающих о традиционной узбекской одежде. В центре Ташкента таких редко встретишь. А там еще остались», — рассказывает Женя, успех бренду которой, по сути, и принесли вещи с отсылками к национальным узбекским и корейским костюмам. Вроде топов, лонгсливов и даже курток с узелками, напоминающими четырехлистники (а на самом деле корейские тюки).
Впрочем, дизайнер корейского происхождения, родившаяся в Ташкенте и выросшая в Москве, пришла к ним не сразу. Свою первую коллекцию, вдохновленную оригами, конструктором и мебелью итальянского дизайнера Этторе Соттсасса, выпускница московских Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже и Художественно-промышленного института показала в 2013-м дипломной комиссии последнего и инстаграму — уже под брендом J.Kim. До 2016-го вещи ее дизайна мелькали то там, то здесь: например, на Наталье Водяновой и Анке Цицишвили или в нью-йоркских и парижских шоурумах, о сотрудничестве с которыми Женя договаривалась самостоятельно во время поездок на недели моды — на скопленные от не очень активных продаж деньги. Их, впрочем, хватило и на аренду маленького цеха из трех портных и одного конструктора в Москве, и на короткие курсы в Central Saint Martins в Лондоне. В 2017-м Жене удалось добраться до полуфинала престижной модной премии Woolmark Prize, однако, оставшись без награды, дизайнер поставила на паузу выпуск коллекций и осела в родном Ташкенте.
Второе дыхание открылось в 2019-м — Женя, наглядевшись на узбекские сундуки и узелки для приданого, вернулась в Москву и показала коллекцию J.Kim весна-лето 2020, в которой предложила современное осмысление культурного наследия родного Узбекистана. И в будущем сделала это еще не раз — на радость Vogue, i-D и W, а еще Малии Обамы, Кайли Дженнер и Розалии. Впрочем, плодотворную работу в Москве прервал февраль 2022-го: тогда Ким решила перевезти бренд в Ташкент, где спустя еще год запустила так называемый J.Kim House, объединивший студию, цех и офис в одном здании — с белоснежными стенами и люстрой из дорожных фонарей, созданной совместно с бюро Anza.
ОТКРЫТИЕ J.Kim Objects
Правда, отшиваемой там одежды в магазине J.Kim найти не удастся. Вместо нее предметы, созданные Женей в сотрудничестве с ташкентскими ремесленниками, — собственно говоря J.Kim Objects. Так что магазин справедливее называть «лавкой», а то и «лавкой чудес». «Концепция такая: вы гуляете по Чорсу, случайно набредаете на наш магазин, заходите и попадаете в абсолютно другой мир — мир J.Kim. Придумала я все это в настроении, которое хорошо описывает аниме “Шепот сердца” Хаяо Миядзаки. В нем есть магазинчик, который переносит в магический мир. Вот и я хотела, чтобы наш служил таким телепортом». Впрочем, главное, чем торгуют в лавке J.Kim, — опытом взаимодействия с самим базаром. «Спустя 10 лет мне захотелось заниматься чем-то помимо одежды. К тому же наконец появилась возможность реализовывать экспериментальные, некоммерческие проекты». Так появились расшитые тканевые мешочки, в которые местные торговцы отсыпят вам барбариса, куркумы или просто муки. Или деревянные узорные чекичи — специальные штампы для лепешек, что вы испечете из той самой муки. Запивать их сможете чаем из глянцевой керамической пиалы. Такие специально для бренда обжигают в Риштане — одном из самых древних городов Ферганской долины, что называют «главной гончарной мастерской» Центральной Азии, в том числе за богатые месторождения глины красного оттенка и уникальную роспись зелеными и синими глазурями. Там же созданы украшения стола, керамические вазы и фигурки птицы Хумо, местного символа счастья и свободолюбия. Украсить себя же помогут кольца и броши из цветного стекла с кузмунчками — так в Узбекистане называют обереги от сглаза, формой напоминающие, собственно, глаза. И эти украшения, кажется, единственное, что в лавке J.Kim создано без участия ремесленников. «Сколько проект просуществует — я не знаю. Пока у меня есть примерно пять идей для коллабораций. Например, с женщинами, продающими корейские салаты».
Особое место в проекте J.Kim Objects отведено, естественно, текстилю. Во-первых, в лавке можно найти отреставрированные винтажные сюзане, найденные Женей в путешествиях по Узбекистану гобелены с вышивкой — разной для каждой области страны. Ким приглядывалась в основном к «наивным» сюзане, ставшим популярными в 1960-х в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях: невесты расшивали их к свадьбам трогательными изображениями и пожеланиями. Во-вторых, деревянный прилавок в магазине спроектирован так, что его можно перетягивать тканями. Дизайнер выбирает, конечно, местный винтаж. «Для меня очень важно, чтобы в каждом объекте J.Kim была маленькая деталь, передающая тепло. Потому что Узбекистан про теплых, добродушных и гостеприимных людей. Винтажные ткани — как раз та деталь, которая хорошо это транслирует». К слову, деревянный прилавок, занимающий почти все пространство магазина, вдохновлен узбекской и корейской традиционной архитектурой — и это задумка самой Жени, реализовать которую помогло ташкентское бюро Joy. Оно же придумало уложить на пол панно из битой плитки разных текстур и оттенков и битой посуды — все той же риштанской керамики. «Экстерьер мы старались не трогать, чтобы не портить ландшафт самого базара. Но это было достаточно сложно, там все уже немного сыпется».
Вообще кажется, что магазин J.Kim Objects — своеобразная проба пера. «Раньше я категорически не хотела открывать магазин, потому что меня сильно пугали его операционные процессы — я в первую очередь творческий человек, который делает все по зову сердца, а не бизнеса. Сейчас я могу делегировать их людям с опытом. Чувствую, что дожила до того момента, когда готова довериться привлеченным профессионалам индустрии», — рассказывает Женя, одежда и аксессуары авторства которой продаются в основном через интернет-магазин и концепт-сторы вроде КМ20 и Ssense. «Правда, я замечаю, что оптовые партнеры не всегда правильно доносят наши концепции, смыслы и настроения. Именно поэтому я бы хотела собственное пространство. Мы задумываемся о том, чтобы открыть, возможно, в 2025-м магазин в Алматы — в Казахстане бренд очень любят».
Как и в Восточной Азии: недавно, например, бренд представили в японском департмент-сторе Isetan и сеульском Empty — рядом с марками вроде Marine Serre и Y/Project. «Мы всеми силами пытаемся расширить географию. Потому что хотим не только быть, условно, самым классным брендом в СНГ, но и стоять наравне с классными мировыми брендами. Важно, что мы выходим за рамки локального комьюнити. Нас продают около 15 магазинов — хочется к этому числу приписать еще хотя бы ноль». А к списку магазинов, признается Женя, хочется добавить еще культовый лондонский Dover Street Market. «Мы близко к этому уже много лет, байеры вроде отвечают, вроде интересуются. Но нужно еще поработать».
Не уверены, как оно видно из Лондона, но и из Москвы, и из Ташкента кажется, что бренд Жени уже абсолютно самодостаточный. Да и сама она с этим не спорит: «Мне кажется, J.Kim уже сложно называть молодым брендом. Мы этот этап перешагнули. И, наверное, если описывать его сейчас, то надо говорить, что это бренд, который внес весомый вклад в заметность Центральной Азии. Многие клиенты из Америки говорят, мол, мы вообще ничего не знали про Ташкент до тех пор, пока не познакомились с вашим брендом. И мне хотелось бы верить, что с помощью J.Kim мы не просто одежду создаем, а вдохновляем других ребят не стесняться своего происхождения и проявлять свой уникальный голос».