Blueprint

Chalayan
осень-зима 2000


T

Chalayan

осень-зима

2000


Пока многие зарубежные бренды приостановили работу на территории РФ, торговые центры спешат занять пустующие площади и рассматривают альтернативы. На прошлой неделе Российский совет торговых центров заявил, что ретейлеры активно смотрят в сторону иранских дизайнеров, до этого мы слышали, что байеры думают заменить европейские марки китайскими и турецкими. Надежды на турок особенно велики — спасибо и сверхпопулярному канадскому турку Эрдему Моралиоглу, и признанному клаcсику турку-киприоту Хуссейну Чалаяну, который давал фору многим еще в начале 2000-х. Вспоминаем показ Chalayan осень—зима 2000.

Белая комната, экран телевизора на одной из стен, полка с посудой и разными вазами, два стула и два кресла расставлены вокруг стола. Бытовая сцена, не то что знакомая, а даже родная многим, сегодня вместо подиума. Фоном звучат балканские распевы Bulgarka Junior Quartet и больше ничего не происходит, но это пока.


В один прекрасный момент из-под сцены появляются пять фигур на белых стульях — пожилой мужчина, пожилая женщина, взрослая женщина, девушка и девочка. Когда свет зальет гостиную, они встанут и слегка поменяют ход, а точнее, крой вещей. Зеленая рубашка мужчины станет платьем, подол длинной юбки пожилой женщины отстегнется и превратится в шаль, длинное платье взрослой женщины — наоборот, укоротят и подвяжут на поясе. Этим эффектным началом Хуссейн Чалаян не ограничится. Все шоу, как принято у дизайнера, будет подчинено идее трансформации — не только вещей, но и людей, которые их носят, обстоятельств, которые их окружают.

Основная часть, впрочем, окажется спокойнее пролога. Черные пальто-трапеции, крой которых сбивают лишь объемные рюши, расширяющиеся к подолам, лаконичные костюмы с белой каймой, однотонные платья-футляры. Иногда этот ровный ритм будут прерывать неожиданные решения, например, платье-облако из рюш с жесткой структурой. В другой раз во время проходки модели возьмут с полки понравившиеся предметы, которые сразу положат в карманы жакетов/платьев/пальто. Потому что так же играючи мода заимствует что угодно от понравившихся культур? Потому что так же легко люди забирают с собой частички родных мест, боясь потом никогда не вернуться? Потому что так же просто домашнее становится уличным, родное — чужим и наоборот?


Но совсем не многозначные трактовки и точное попадание в ощущение момента заставляют нас пересматривать это шоу снова и снова. И даже не работа визажистов и стилистов по волосам, которая и сегодня кажется прогрессивнее многих (голографические патчи на лицах моделей и вовсе напоминают микроигольные патчи Blom). Конечно, Чалаян одним из первых начал высказываться в своих шоу о проблемах расизма, национальной идентичности и эмиграции — но сегодня на этом поле умело играют дизайнеры разных поколений. Мы же здесь собрались, чтобы восхититься Чалаяном-изобретателем, инноватором. Дизайнером, который придумал, как превратить самолетное крыло в платье. Который спустя пару сезонов пролил дождь над подиумом — и таким образом окрасил белые платья уникальным узором. Но все это позжа, а для показа осень—зима 2000 он приготовил кое-что совершенно особенное и немного сентиментальное.

Через 35 выходов после первой сцены нас ждет новый акт: на подиуме появятся девушки в трех одинаковых черных платьях А-образного силуэта, обозначив точку отсчета для следующей трансформации. Им на смену придут четыре модели в одинаковых светло-серых платьях-футлярах. Каждая подойдет к столу и снимет с него чехол — окажется, что каждый чехол — платье. Каждое платье — трансформер с акцентными цветами (красный, оранжевый, фиолетовый) и деталями (молнии, накладные карманы, заклепки и прострочки). Оставшиеся без чехлов кресла и стулья тоже не останутся в первоначальном виде: их «соберут» в чемоданы и этюдники, которые каждая девушка возьмет в руки, чтобы отправиться в новую жизнь. На сцене появится пятая модель — в голубом асимметричном топе-корсете и черной узкой юбке. Она подойдет к столу и наденет его как юбку. Не пытайтесь представить, что это значит — нужно увидеть, чтобы поразиться красоте мысли Чалаяна, в свое время похожим приемом он поразил жюри выпускной коллекции Central Saint Martins. Показ осень—зима 2000 дизайнер назвал «После слов» — и собственно слов после финала шоу не остается.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}