Архивный показ: Givenchy весна-лето 2016
Ровно 20 лет назад, 11 сентября 2001 года, США — и весь мир — пережили одно из самых страшных событий в новейшей истории. Столкновение двух пассажирских самолетов с башнями-близнецами Всемирного торгового центра унесло почти три тысячи жизней (зафиксировано 2996 жертв) и оставило глубокую рану не только в виде знаменитого мемориала 9/11, но также в культуре и моде. Вспоминаем показ Givenchy весна—лето 2016, в котором Риккардо Тиши, тогда креативный директор бренда, решил отдать дань памяти жертвам трагедии и попросил помочь в этом свою близкую подругу, художницу-перформансистку Марину Абрамович.
Дату для показа своей десятой коллекции в качестве креативного директора Givenchy Риккардо Тиши выбирал не сам: на 11 сентября его поставили CFDA. Но дизайнер был волен в выборе сокуратора шоу — и позвал свою давнюю подругу, художницу-перформансистку Марину Абрамович. Это была далеко не первая их коллаборация. Тиши создал мантию для знакового перформанса Абрамович «В присутствии художника» 2012 года. Уже будучи креативным директором Burberry, Риккардо создал костюмы для оперы «7 смертей Марии Каллас» Абрамович, премьера которой состоялась 1 сентября 2020-го. Наконец, Тиши — один из немногих дизайнеров, чьи вещи художница, не искушенная в модных брендах, любит носить. Но самым трогательным и, безусловно, знаковым совместным проектом Тиши и Абрамович стал тот самый показ Givenchy весна—лето 2016 11 сентября 2015 года.
Марина Абрамович и Риккардо Тиши в съемке для журнала Visionaire
«Дорогой Риккардо,
Когда ты попросил меня поработать с тобой над этим показом, я была польщена, но и почувствовала большую ответственность. 11 сентября — это самый грустный день в новейшей американской истории. В качестве арт-директора я хочу создать что-то наполненное уважением и скромностью», — написала Абрамович Тиши в ответ на его просьбу поработать над показом.
Она сразу назвала место проведения шоу — Пирс 26 на реке Гудзон, откуда открывается вид на Башню Свободы, построенную в 2014 году совсем рядом с местом, где раньше возвышались башни-близнецы. В сценографии художница хотела использовать только предметы из переработанных материалов, чтобы «монтаж и демонтаж не оставили после себя ничего лишнего». Всех гостей усадили на деревянные поддоны, вручив каждому брошюру с подробным описанием концепции шоу (его автором была сама Абрамович).
Объяснять было что. Вокруг царила атмосфера торжества и скорби одновременно. Естественно, был арт-перформанс: кто-то из его участников стоял с ребенком на руках, глядя на Башню Свободы, кто-то держал ветви как символ оборванной жизни, кого-то обливали водой в знак перерождения. Дефиле моделей тоже было своего рода перформансом и напоминало одновременно парад и грустное шествие. Они шли на закате по почти 300-метровому подиуму под песни шести мировых религий, от католической Ave Maria до иудаистской Shalom Aleichem. «Музыка будет достаточно мощной, чтобы объединить людей, не дискриминируя никого. Это событие, создаваемое нами совместно, говорит о прощении, присутствии в моменте, новой жизни, надежде, но больше всего — о любви», — писала Абрамович.
Любовь и скорбь пронизывали и сами вещи. Риккардо Тиши сделал всю коллекцию в черно-белой гамме, будто подчеркнув, что в жизни не бывает зла без добра, горя — без радости, и наоборот. Кружево и летящие ткани он уравновесил кожей, строгими линиями и силуэтами: если мужская рубашка с кружевной отделкой, то с туго затянутым строгим галстуком; если летящее платье-комбинация, то под плотным жакетом. Лица некоторых моделей закрывали маски ручной работы.
11 сентября 2015 года, безусловно, было днем скорби. Но тогда, на причале на реке Гудзон, нашлось место и радости. «Это очень честная коллекция. Она пришла ко мне естественным образом, она полна любви. Она очень, очень романтическая, потому что сейчас в моей жизни романтичный период. Я счастлив как никогда», — говорил он после шоу. И это ощущение счастья и любви, по воспоминаниям очевидцев, передалось всем, кто присутствовал на шоу.