Иконы стиля: ABBA
Фото: Getty Images, архив пресс-службы
В сентябре шведский квартет ABBA объявил о выходе нового — первого за 40 лет — альбома Voyage 5 ноября и старте концертного тура. Их музыка — гарантированные хиты. Их стиль — сплошное противоречие. В том, как имидж ABBA возник, устарел и вновь вернулся, разбиралась Лиза Золотухина.
Хиты ABBA звучали на вечеринках бумеров, иксеров, миллениалов и зумеров. Кажется, что группа не только была, но и будет с нами всегда. На самом же деле шведский квартет активно выступал и записывал альбомы всего 10 лет, с 1972 по 1982 год, и за это время успел сформировать не только европейскую музыкальную сцену, но и главные модные тренды 1970-х. Спустя почти 40 лет ABBA возвращается с полноценным альбомом, а пока у нас есть время вспомнить, из чего состоит стиль шведских поп-идолов и почему он считается одновременно синонимом моды 1970-х и полной безвкусицы.
От эротических фильмов — к «Евровидению»
«АББА» началась с двух «Б» — Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона. Бьорн был певцом и гитаристом в фолк-ансамбле Hootenanny Singers, а Бенни — клавишником в поп-группе Hep Stars. Летом 1966 года музыканты встретились и поняли, что хотят сочинять и играть музыку вместе. Чуть позже к дуэту присоединились две «А»: Анни-Фрид Лингстад, популярная певица, с которой Бенни познакомился на концерте, и Агнета Фельтског, выступление которой Бьорн увидел в телевизионном шоу.
ABBA не стала популярной за одну ночь — она даже ABBA стала не сразу. Был и промежуточный период, когда квартет назывался Björn & Benny, Agnetha & Frida, и голосование за новое название, где среди вариантов были «Алибаба» и «БАБА». Ситуацию осложняло еще и то, что ABBA в Швеции уже была — так назывался большой комбинат по переработке морепродуктов. По легенде, когда участники обратились в компанию, чтобы им разрешили использовать такое название, комбинат поставил условие — за группу не должно быть стыдно. Возможно, если бы компания знала, что первой серьезной работой дуэта Björn & Benny была музыка для эротического фильма Inga II, они бы так легко не согласились.
Как и название, уникальный стиль ABBA — эксцентричные, сочетающиеся друг с другом наряды — тоже сложился не сразу. Участники пришли из разных музыкальных жанров: Агнета — из поп-музыки, Анни увлекалась джазом, Бьорн был солистом фолк-группы, а Бенни вообще исполнял каверы. Каждый из них привнес в имидж группы что-то от себя: жилетки, рубашки в стиле кантри, комбинезоны, высокие платформы, летящие юбки в пол, как у хиппи.
За пару лет группа «сыгралась» и к 1974 году написала свой первый большой хит — Waterloo. Декларацией их китчевого стиля стал выход на «Евровидении» в том же 1974-м, а стилеобразующим элементом — белый жакет с цепями, который Анни-Фрид нашла в шведском концепт-сторе Gröna Moln Och Blått Gräs («Зеленые облака и голубая трава»). Владелица магазина Ингер Свеннеке (ее часто называли скандинавской Вивьен Вествуд) так понравилась Анни-Фрид, что она привлекла ее к созданию остальных образов для выступления. Анни-Фрид в итоге досталась еще и юбка с асимметричным подолом, сшитая в «хипповой» технике петчворк, а Агнета появилась в голубом бархатном бомбере, широких брюках, заправленных в серебряные сапоги на высоких платформах, и вязаной шапочке. Бенни и Бьорн, хоть и выбрали менее яркие цвета, но выступали также в пиджаках с цепями.
Группа заняла первое место на «Евровидении», а вместе с текстом Waterloo на цитаты начал расходиться и их визуальный стиль. ABBA попала в главные тренды 1970-х: в то время сапоги на платформах, блестящие ткани и широкие брюки начал носить весь модный мир.
Дабл-дрессинг в квадрате
После победы на «Евровидении» ABBA начала выпускать хит за хитом. SOS, Mamma Mia, Fernando, Dancing Queen и Money, Money, Money появились в 1975–1976 годах. По воспоминаниям группы, практически все это время они постоянно находились в туре. Причем ABBA сразу сделали ставку не на аудиторию в зале, а на телезрителей — так концертные костюмы стали еще важнее, а в команде появились сразу два человека, ответственные за внешний вид участников: дизайнер Уве Сандстрем и Ларс Вигениу.
Уве и Ларс создали для группы несколько нарядов, которые затем вошли в историю музыки и моды. Именно они создали костюмы для клипа Mamma Mia, похожие на смесь «Снежной королевы» и ковбоев с Дикого Запада, и поставили на платформы не только Агнету и Анни-Фрид, но и Бьорна с Бенни. Им же принадлежит идея разноцветных бархатных комбинезонов для видео на Dancing Queen, голубых брючных костюмов с нарисованными цветами для тура в 1976 году и обтягивающих фиолетовых нарядов для концерта на легендарном лондонском стадионе «Уэмбли» в 1979-м. В интервью на Стокгольмской неделе моды Уве Сандстрем отмечает, что группа тоже принимала активное участие в создании костюмов, а не полагалась полностью на его идеи. Участникам было важно, как наряды передают настроение альбома или конкретной песни.
Концерт на лондонском стадионе Уэмбли, 1976
Пожалуй, это настроение проще всего было описать словосочетанием «легкое безумие». Группа легко миксовала шведские народные песни с Моцартом, а стразы — с денимом. Но, кажется, публику облегающие комбинезоны, сапоги на платформах, глиттер, невероятные разрезы и вырезы не пугали.
Кстати, вся эта эклектика объяснялась не только стремлением привлечь как можно больше внимания к группе, но и желанием сэкономить. В 1970-е в шведском налоговом законодательстве существовала лазейка, которая позволяла делать налоговый вычет на костюмы и реквизит, если их невозможно было носить и использовать нигде, кроме сцены. В наше время такой фокус уже никому бы не удался.
Забвение и возрождение (в TikTok)
Казалось бы, у ABBA было все, чтобы выпускать новый материал и радовать поклонников еще долгие годы. Но вместе с 1970-ми как будто закончился и карнавал, который всюду сопровождал шведский квартет. В своих поздних работах группа, вместо того, чтобы двигаться дальше — в зарождающуюся эру синти-попа и нью-вейва, — начала повторять саму себя. Окончательно испортились и отношения между участниками: Бенни и Анни-Фрид развелись после нескольких тяжелых лет брака, Агнета сосредоточилась на сольных проектах, а бессменный менеджер группы и соавтор песен Стиг Андерсон прекратил представлять интересы ABBA. И хотя участники никогда не объявляли об официальном распаде группы, фактически ABBA перестала существовать почти на 40 лет.
На какое-то время образ группы и ее экстравагантные концертные костюмы перешли в разряд дурного вкуса и стали в плохом смысле квинтэссенцией карикатурного образа поп-артиста. Это признавали и сами участники — в интервью для книги ABBA: The Official Photo Book Бьорн Ульвеус признавался: «В то время никто на сцене не выглядел настолько плохо».
Имидж группы исправили, нисколько его не изменив, гламурные 2000-е, узаконившие стразы на джинсах (и вообще на чем угодно), а затем и пост-пост мета-мета 2010-е. Смесь блесток, денима, бохо, хиппи и самоиронии отлично вписались в явление «фестивального лука» (он же Coachella-style). К эклектичному миксу всевозможных музыкальных архетипов и жанров, который можно наблюдать на современных крупных музыкальных фестивалях, от Coachella до Reading and Leeds, ABBA прибегали еще на старте — брали самое лучшее и яркое из своей сольной карьеры и добавляли к общей ДНК группы.
А судя по прошедшим модным показам, постепенно возвращаются и главные тренды 1970-х. Chanel и Louis Vuitton одели моделей в серебряные, как платформы Агнеты на «Евровидении» 1974-го, платья. Облегающие комбинезоны мы видели у Prada, Rick Owens и Marine Serre. А люрекс и сочетания нескольких ярких цветов продемонстрировали Tom Ford, Batsheva и Valentino.
На этом фоне воссоединение шведского квартета выглядит логичным, долгожданным — и, да, немного безумным. Впервые о своем воскрешении коллектив объявил с помощью вирусного видео в тиктоке. Позже, во время трансляции уже на ютьюбе, участники сообщили, что помимо полноценного студийного альбома Voyage готовят еще и тур. Но непростой. Как и в 1970-х, они сосредоточены не на живых выступлениях: ABBA собирается открыть в Лондоне собственную площадку, на которой будут выступать «аббатары» — голограммы шведской четверки в молодости. За их создание отвечает режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас. Кто будет работать над сценическими костюмами, пока неизвестно. Но после таких новостей хочется сказать только одно — Gimmi! Gimmi! Gimmi!