Blueprint
T

Issey Miyake весна 1995

5 августа на 85-м году жизни скончался великий Иссей Мияке. Ироничный визионер, он научил индустрию мыслить и работать не так, как она привыкла в ХХ веке. Вспоминаем знаменитый показ Issey Miyake весна 1995 — одно это шоу отвечает на вопрос, в чем гениальность ушедшего от нас дизайнера.

«Меня больше всего интересуют люди и человеческая фигура, — говорил он. — Одежда — это самое близкое всем нам». Из этого неподдельного интереса и родились в конце 1980-х первые эксперименты Мияке с машинной плиссировкой. Один из самых успешных — костюмы для балета «Потеря маленькой детали» Уильяма Форсайта — их Мияке создал в 1991 году. Они положили начало линии Pleats Please Issey Miyake, которую дизайнер официально запустил в 1993 году. Так родилась прочная ассоциация, занесенная в учебники по истории моды: Иссей Мияке — это плиссе. Математически выверенное, скульптурное, высокотехнологичное, танцующее. Дизайнер разработал метод обратной плиссировки, при котором полиэстер ужимается с помощью термообработки, и формируются вечные складки. После Мияке многие пробовали воссоздать тот же эффект, но почти ни у кого не выходило ничего даже близко похожего. Его плиссе будто сделано из рисовой бумаги и напоминает инсталляции американского скульптора японского происхождения Исамы Ногучи. В этой инновации много любви к Японии, к архитектуре и технологии, к моде и человеку, к будущему и почти никогда не к прошлому.

Свою любовь Иссей Мияке в полной мере отразил в показе весна 1995. Почти 150 образов, ровно половина которых — гимн плиссе. Пальто, платья и костюмы, в которых используется не более двух цветов — а больше и не нужно. На контрасте с богатой принтами первой частью коллекции чувствуется, насколько плиссе Мияке самодостаточно. Оно подыгрывает динамике тела, принимая новые формы при каждом шаге. Оно может быть игривым, как в образах с топами поверх платьев мини. Или роскошным, как в блестящих платьях с объемными рукавами, лаконичных черных костюмах и блузах и завершающем показ белом трио — в финале шоу модели вышли с выбеленными лицами, будто подчеркивая, что характер тут выражает одежда. Это плиссе уже на показе воспринимается как классика, как будто оно всегда было неотъемлемым элементом однотонных скульптурных пальто и блуз и юбок разных оттенков. И оно же — шаг в будущее моды, в которое Мияке всегда смотрел, не забывая отдавать дань прошлому (этот пиетет воспитан не только характером дизайнера, но и опытом работы у великих французских модельеров Ги Лароша и Юбера де Живанши, а после у Джеффри Бина,

известного как «архитектор американской моды»).

Во второй половине показа на подиум вышли девушки в платьях с обручами, которые критики сравнивали то ли с минаретами, то ли со знаменитым платьем-абажуром Поля Пуаре. Платья поразили публику тем, что, пока модели стояли на месте, почти не шевелясь, они двигались. Они будто жили своей жизнью под звуки оркестра, исполнявшего традиционную японскую музыку. В этом приеме много иронии — человек в плиссе Issey Miyake вообще выглядит в той же мере забавно, сколь и интеллектуально. А еще в нем много радости (шоу Issey Miyake всегда жизнеутверждающие — в этом, кажется, кроется терапия травмы, вызванной трагедией в родной для дизайнера Хиросиме, которую он застал в возрасте семи лет). Мы потом еще не раз увидим танцующие платья на других показах Issey Miyake — и каждый раз они будут вызывать такой же восторг, удивление и улыбку. Тема танца вещей вообще завораживала дизайнера: он досконально исследует ее, много лет сотрудничая с Уильямом Форсайтом. Кстати, тогда, на показе весна 1995, способность плиссе «жить и дышать» демонстрировали не только модели. Музыканты тоже были одеты в вещи Иссея Мияке. Как говорил дизайнер, ему было важно показать, что его одежда должна и может жить не только на подиуме, но и вне его — «в целом мире».

Иссей Мияке совершил революцию в мире моды за несколько десятилетий до того, как его поклонник Стив Джобс показал миру свой первый iPhone. При всем изобилии экспериментов с тканями, которые мы наблюдаем из года в год, никому из дизайнеров пока не удалось создать настолько универсальную технологию, которая будет делать вещи футуристичными и вечно актуальными одновременно. Технологию, которая оставит конкурентов далеко позади и навсегда станет синонимом имени своего создателя. Показ Issey Miyake весна 1995 — самое выразительное тому подтверждение.



{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}