Blueprint
T

Костюм,
без которого

не было бы

USHATÁVA

1 июня USHATAVA проводят показ осень-зима 2023. На приглашениях, которые получили все гости, — фотография топа в горох. Настя Сотник рассказывает, как из него (и прилагающейся к нему юбки) вырос и сам бренд, и его новая коллекция.

НАЖИМАЙТЕ НА ЗАГОЛОВКИ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

ЦВЕТА

У топа, который сшила Нино, А-силуэт. Она хотела, чтобы он не сковывал движения, чтобы человек чувствовал себя в нем свободно. В COLOR BLOCK эта же идея прослеживается во всей коллекции. Расстегнув рукава-крылья или разрезав сшитые рукава платья из лайкры (дизайнеры намеренно оставили открытый срез по ткани), получить глоток свободы может каждый.


А-силуэт топа повторяют плоские «бумажные» майки и платья. «По факту, топ — это верхушка многих изделий. Мы их будто достраивали от него, продолжая пропорции, например, до пола», — рассказывает Санан Гасанов. Этот прием считывается в макси-платьях, а еще в двойном платье-майке, которое дизайнеры предлагают носить поверх черного каркасного платья из кринолина. Да, у USHATAVA появилось свое маленькое черное платье, которое, по сути, увеличенная версия того самого топа. «В конструкции платья все упрощено, как и в топе. Взят точный крой, который мы удлинили. Этот кринолин — примета того, что бренду важна история моды, и он как бы вписывает себя в мировой контекст», — объясняет Санан.



Этот топ — первое, что Нино Шаматава сшила своими руками. Сегодня он хранится в кабинете Нино и Алисы Ушаковой, соосновательниц USHATAVA, в екатеринбургском офисе — когда-то, в 2015 году, когда еще ни о каком офисе не было речи, именно с него и начался бренд. «Это вещь, на которой я училась шить, работая с преподавателем. Я жила этим процессом. Шила очень много, по 3-5 часов в день. Это было все, что меня увлекало. И еще это первая вещь, на которой я отстояла свое видение», — вспоминает Нино.

   

Итак, перед нами топ А-силуэта. Кто когда-либо сидел за швейной машинкой, сразу поймет, что вещь явно сшита не по учебнику: пропорции чуть искажены, а вытачки отсутствуют. «Это плечевое изделие сделано вообще не по правилам. Когда ты приходишь шить в академическую школу, там есть каноны и принципы. Так вот самое сложное было доказать преподавателю, что можно их не придерживаться, отстоять собственную свободу. У нас с ней был серьезный разговор о том, почему она так сопротивляется, почему заставляет шить „как надо“, а не как мы хотим. И после долгих бесед концепт все же удалось отстоять. Так что с этого топа начался долгий путь отстаивания свободы самовыражения, с которого мы не сходим по сей день», — говорит дизайнер. С него же началась коллекция осень-зима 2023, которую мы увидим сегодня: отсылки к топу проявились во всем, от цветов до кроя.

Сложно сказать, какого цвета этот костюм. Что-то между медным и пыльно-розовым, с вкраплениями желтого, кораллового и голубого. «Первое, что мы сделали, — сфотографировали ткань, сделав максимальный Zoom-In, — рассказывает Санан Гасанов. — Это жаккард, то есть он создан путем переплетений нитей разных оттенков — их тут десятки». Из получившегося набора цветов дизайнеры и составили палитру коллекции.


Помните, мы, рассказывая о предыдущей коллекции USHATÁVA, VERTIGO, писали, что это самая яркая коллекция бренда за всю историю? Так вот забудьте. USHATÁVA COLOR BLOCK легко даст ей фору. Неоново-желтые, оранжевые и голубые пальто. Ярко-синие и розовые «бумажные» платья. Коралловые, горчичные, нежно-зеленые, голубые, сиреневые платья, боди и юбки из лайкры — они продолжают «танцевальную» тему USHATÁVA, начатую еще в первой подиумной серии DACHI. Буйство цвета во всем, от сумок до верхней одежды. «Честно, когда мы заказывали ткани, думали, что сошли с ума и нас никто не поймет. Но эти оттенки просто не отпускали, и мы подумали — надо рисковать!» — вспоминает
Санан Гасанов.

Ткань подсказала дизайнерам не только палитру, но и декоративные приемы. В частности, 3D-эффект, которым славится жаккард, они повторили в объемных (а в некоторых случаях, вообще огромных) свитерах ручной вязки с узором из цветов и гороха. Причем узор есть как с лицевой, так и с обратной стороны. Получились двусторонние свитера. Над ними работало подразделение USHATAVA MOMS, объединяющее вязальщиц со всей России под руководством мамы Нино, Ольги Андреевны Толстошеевой.



ЖАККАРД

ПЕРВАЯ ВЕЩЬ

Топ дополняет юбка. Опять же сшитая не по учебнику — вытачки, что должны быть на бедрах, уведены вниз. Линия бедра чуть увеличена. «Эта юбка стала иконой. Мы продавали ее версии разных цветов и из разных материалов до 2020 года и позже лишь слегка видоизменили», — вспоминает Нино. В коллекции COLOR BLOCK тоже есть вариации на ее тему. Вместе с сокреативным директором Сананом Гасановым USHATÁVA Нино переосмыслила этот предмет в «зацикленных» юбках, которые лишь на первый взгляд «карандаш». На самом деле они сшиты из цельного полотна ткани, в котором в нужных местах сделаны разрезы. Предполагается, что через них человек может «вырваться» из цикличности рутины — и, поскольку это вещь-трансформер, самовыражаться с ее помощью как вздумается.

Плоский крой — принцип, по которому выстроен костюм. То есть это вещь лаконичного силуэта, в которой нет ничего лишнего, никаких драпировок и минимум швов — она обретает объем, лишь когда ее надевают. Причем на каждой фигуре она будет смотреться по-своему. Вещи на основе плоского кроя есть в каждой коллекции USHATÁVA, и COLOR BLOCK — не исключение. Самый яркий пример — бланковые рубашки из бумаги. «Это настоящая бумага, она ничем не обработана. Мы долго искали и наконец нашли настолько крепкую, что из нее можно натурально шить вещи», — уточняет Нино. «Но апогей работы с плоским коем — блок вещей из тайвека», — дополняет Санан. Это серия драматичных платьев-скульптур, будто созданных из бумаги. «Вся драма в объеме, в длине в пол. От обычных рубашек из бумаги мы переходим к почти кутюрным платьям», — говорит Санан. Прямо как от простого костюма-упражнения USHATÁVA выросли в экспериментальный модный дом.

ПЛОСКИЙ КРОЙ

«Не знаю, почему, но у меня горох всегда ассоциируется с грузинскими женщинами. С духом чего-то постсоветского. Это был мой личный выбор ткани, настоящий порыв души», — вспоминает Нино. С годами USHATAVA отошли от использования гороха, но вот он снова с нами. Украшает не только свитера, но и шифоновые юбки.



ГОРОХ

Самое интересное вещи зачастую рассказывают не с лицевой стороны, а с изнанки. Этот костюм тоже. Вывернув его, можно увидеть заломы на подкладке. Санан Гасанов разглядел в них «какую-то небрежность, бумажность, которую захотелось вывести на первый план». «Эта идея легла в основу обработки вещей путем их запекания под прессом. Таким манипуляциям подверглась вся костюмная группа. Мы подбирали специальную ткань с полиэстеровыми нитями в составе, чтобы она могла бы запечься и держать форму. Шерсть, например, не запечется. Честно говоря, испортили примерно шесть пиджаков, прежде чем достичь нужного эффекта», — рассказывает Санан. Хотя процесс отлажен, очевидно, что каждая вещь запечется по-своему — и будет за счет этого уникальна. Тем не менее, у складок есть общий сценарий, своего рода схема: они обязательно есть на воротниках, в зоне пуговиц и на рукавах, будто вещи сложили и придавили прессом. Так «дефекты стали спецэффектами», украсившими костюмы (особенно обращаем внимание на лимонный, оверсайз-силуэта), тренчи и даже джинсы и куртки из денима.

ЮБКА

МЯТАЯ ПОДКЛАДКА

А-СИЛУЭТ

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}