Blueprint
T

USHATÁVA показали вторую подиумную коллекцию Vertigo. В этот раз бренд отказался от офлайн-показа в пользу видеоперформанса, в котором прошлое встретилось с настоящим, хаос — с порядком, а немного отчаяния — с надеждой о светлом будущем. Настя Сотник, несмотря на легкое головокружение, рассказывает, из чего состоит коллекция.

ЭФФЕКТ ВЕРТИГО

Коллекция называется «Вертиго» — в честь визуального эффекта, придуманного Хичкоком в «Головокружении». Суть его в том, что объекты на переднем плане остаются на месте, в то время как задний резко отдаляется. Так у зрителя создается впечатление, что он падает в пропасть, при этом оставаясь на месте. «Мы как-то обсуждали с Нино (Шаматавой), что наша жизнь превратилась в кино, причем какое-то сюрреалистическое. Слово „вертиго“ очень подходит для описания того, как мы себя сейчас ощущаем. Ты живешь в своем темпе, а вокруг все сыпется друг на друга, и ты пребываешь в постоянном фоновом шоке немножечко», — вспоминает сокреативный директор USHATÁVA Санан Гасанов. С латинского «вертиго» переводится не только как «головокружение, но и как «вращение», «поворот». Об этом напоминают все составляющие Vertigo USHATÁVA. Это и формат тизеров показа — повторяющиеся по кругу видео с природными сюжетами, например, с распускающейся розой. И само видео с зацикленными фрагментами. И, собственно, сами вещи.


ПО СПИРАЛИ

Что если бы эффект вертиго проявил себя в вещах? Санан дает ответ с помощью винтового кроя. Это метод конструирования, при котором швы идут по спирали сверху вниз. «Я как-то ресерчил в интернете и вдруг наткнулся на такой метод кроя. Не то чтобы это гениальная идея, но мне очень близка ее простота. И то, как благодаря такому, казалось бы, примитивному приему усложняются вещи», — рассказывает Санан. Метод отлично лег в «спираль идей», по которой пошли дизайнеры в мудборде коллекции. Так в коллекции появился целый блок сшитых по спирали вещей: от макси-платьев и топов до юбок и брюк. В отдельных предметах винтовой крой не использовался, но работал как принцип. Имея его в виду, дизайнеры придумали многослойные платья-майки, обернутые вокруг тела. «Это тоже очень про USHATÁVA, про наши истоки. Про изначальную идею того, что ты покупаешь одну классную вещь — а получаешь 10, поскольку есть много вариантов, как ее можно носить», — добавляет Нино Шаматава, соосновательница и сокреативный директор бренда.


ГИПНОЗ И ИЛЛЮЗИЯ


За образ воронки и спирали в мудборде коллекции отвечают и произведения художников, работавших в жанре оп-арта. Особенно Нино и Санана заинтересовала выставка «Отзывчивый глаз», которая состоялась в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1965-м. В ее экспозицию среди прочих вошли работы Йозефа Албеса и Бриджет Райли. Все их проекты буквально гипнотизируют зрителя, создавая ощущение иллюзорного мира. В новой коллекции Санан и Нино тоже погружают нас в мир иллюзий. И дело не только в том, что «последний год мы слишком часто используем слово „сюр“», но и в том, что принцип «не то чем кажется» опять же полностью соответствует ДНК USHATÁVA. Это и вещи с оптическими эффектами, например, буквально пульсирующие полосатые платья-колонны, и фирменные вещи-трансформеры, в частности, платья и плащи. «Я вообще горжусь нашим лаковым плащом, не зря это carry-over, который переходит из сезона в сезон. Мне кажется, это совершенная вещь по пропорциям и материалам. Он держит объем, такой скульптурный, монолитный. В этой коллекции мы слегка изменили крой и выпустили его в трех разных цветах: сером, горчично-зеленом и голубом», — говорит Санан. Иллюзия кроется и в материалах, которые выдают себя за другие. «Например, у нас есть вещи, при взгляде на которые кажется, что они сделаны из суровой джинсы, а на самом деле это тяжелый лен. Просто он прошел все обработки, которые прошел бы деним, и получился такой материал-обманка в хорошем смысле», — объясняет Нино.



ПОВЕЛИТЕЛИ ХАОСА

Постоянный хаос — еще одно состояние, в котором Нино и Санан обнаружили себя в 2022-м. Хаос, с которым ты ничего не можешь сделать, кроме как принять его как новый порядок. В Vertigo USHATÁVA берут хаос под контроль, превращая его в инструмент повествования и способ создания вещей. В саундтреке к перформансу, как говорит Санан, «мы смешали эмбиент Biosphere — это такая музыка, которую ты включаешь в самолете, чтобы уйти в свои мысли и над чем-то серьезно подумать (всем нам полезно сейчас так отключиться). Есть фрагмент оперной арии Марии Каллас, есть монолог из „Алисы в Стране чудес“. Это смесь разных состояний, которые ты будто испытываешь одновременно».


На языке вещей хаос отлично срифмовался с приемом петчворк, который использован не только в вещах, собранных по спирали из лоскутов, но и в предметах, сшитых из стоковых тканей USHATÁVA. «Я не хотел подстраивать коллекцию под какую-то конкретную идею, поэтому она производит впечатление разрозненной. Это не только петчворк в вещах, это петчворк эмоций», — говорит Санан.


Хаосом продиктован и разный подход к стилизации образов из коллекции. Одни вышли очень чистыми, например, макси-платье в зеленую полоску или горчичное платье-колонна. Другие — наоборот, нарочито перегруженными. Из таких — «закрученные» асимметричные платья-топы с вырезами, надетые поверх брюк, или телесные платье, футболка поверх него и брюки. «У нас еще и творческий процесс довольно хаотичный. Мы все время немного перебиваем друг друга, перебрасываем друг другу вопросы и ответы. Я решил отразить этот хаос и в стайлинге. В начале шоу есть вещи, поданные почти без него, в середине очень сложные, будто перестилизованные образы, они специально такие. А в конце снова чистая простота. Это и про цикл жизни в какой-то степени, который опять же идет по спирали: ты рождаешься, спокойно впитываешь весь мир, потом молодеешь, бьешься в конвульсиях в поисках своего Я и в конце возвращаешься в тишину, успокаиваешься», — расшифровывает Санан. «В этом ощущении есть свет, и нам его тоже важно было заявить в коллекции как обещание надежды, которое мы даем прежде всего себе», — признается Нино.


ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Обещание надежды в Vertigo во многом передается через яркий цвет. Горчичный, травянисто-зеленый, голубой, глубокий синий, охра, беж, много белого. Может показаться, что в этот раз USHATÁVA позволили себе гораздо больше красок, чем обычно, но это не совсем так — цвет присутствовал в бренде всегда. Более того, большинство тканей, задействованных в коллекции, взяты из архивов марки. «Я сидел в нашем офисе в Екатеринбурге, крутил в голове мысли про винтовой крой, про новую коллекцию и смотрел при этом на наши архивные ткани (они у нас прямо на стене развешаны). И вдруг понял, что надо вернуть прошлую USHATÁVA. Марка всегда была солнечной, доброй, позитивной — это очень видно, если посмотреть все старые коллекции сразу. Такой мы ее и показываем в этом сезоне», — рассказывает Санан.


«Я уверена, что многие наши давние клиенты узнают и архивные модели, слегка переработанные в новые, и отдельные ткани. Особенно полоску, это вообще очень USHATÁVA, и классно, что в этот раз она такая „поломанная“. Какие-то вещи из архивов приносили сотрудники, какие-то ткани мы дублировали по фотографиям. Получается, мы так восстанавливали, по сути, историю, прошлое, чтобы создать что-то для будущего», — говорит Нино. Дизайнеры уверены, что, чтобы хаос, происходящий в настоящем, не разрушил тебя, необходимо опираться на свое прошлое, потому что, только найдя эту опору, получится поверить в светлое будущее. Эта мысль в Vertigo визуализирована буквально — в новых вещах, созданных на базе старых моделей и тканей, и метафизически — в ощущении, которое проходит через всю коллекцию и остается с тобой надолго после показа.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}