Что вы видите на этой картине?
Неделю высокой моды в Париже по традиции открыли Schiaparelli. В сезоне весна—лето 2022 шоу Дэниела Розберри стало еще и первым офлайн-показом бренда за долгое время. На подиуме в Малом дворце мы увидели отсылки ко всем главам истории бренда, но теме взаимовыгодной дружбы Скиап с сюрреалистами дизайнер уделил отдельное внимание.
Честно скажем, мы испугались. В начале шоу показалось, будто Дэниел Розберри сдержит обещание, данное накануне WWD, и ограничится простыми силуэтами и монохромной гаммой, которую лишь слегка разбавит золотом и драгоценными камнями. Но нет, буквально на пятом образе дизайнер вволю разгулялся — и выдержал зрелищный темп вплоть до финала. Розберри вновь показал блестящую работу с архивами, пройдясь по главным увлечениям основательницы дома, от анатомии до астрологии. Фигурные корсеты деликатно открывали голую грудь, по подимум проплывали платья — небесные светила, а самыми эффектными деталями стали шляпа без скальпа (оголяющая золотые мозги), золотые кольца Сатурна и сумка-планета (да, серьги, созданные Розберри специально для концерта Адель в Обсерватории Гриффита, получили роскошное продолжение). Но больше всего нам понравилась сумка-голова с выдвижными ящиками — в чертах лица которой угадывается главная муза дизайнера, модель Мэгги Маурер. В этом звучит и высокая мода, и ода связи художник—муза, и дань сюрреализму, в частности, дружбе Скиапарелли с Сальвадором Дали.
Так, главной отсылкой в коллекции стала работа Сальвадора Дали 1936 года «Антропоморфный шкафчик». Небольшая картина (всего 25 на 43 см) — продолжение сотрудничества Дали и Дюшана, которые в том же 1936 году показали публике скульптуру «Венера Милосская с ящиками». Дали придумал сделать из классической древнегреческой скульптуры «шкаф», а его старинный боевой товарищ по авангардному искусству, идеолог ready made Марсель Дюшан изготовил форму для отливки.
И скульптура, и картина — дань уважения Дали Зигмунду Фрейду, чье «Толкование сновидений», по словам художника, в свое время полностью перевернуло его сознание. Ящики, которые буквально выдвигаются из человеческих тел, впоследствии стали, наряду с «мягкими часами», одним из любимых мотивов Дали. Они символизировали тайники подсознания, открыть которые стало возможно только благодаря работам отца психоанализа. По Дали единственная принципиальная разница между древнегреческим и современным искусством — это именно Фрейд, который показал, как подобрать ключ к человеческому «черному ящику».
Здесь нельзя не упомянуть сумку в виде замочной скважины, с которой на показ пришла актриса и девушка Канье Уэста Джулия Фокс, за чьим преображением (под контролем Йе) мир сейчас наблюдает в прямом эфире. В некотором смысле этот сюжет — апофеоз фрейдистских мотивов и в работах модного дома, и в популярной культуре в общем, которая все еще одержима историей Пигмалиона и Галатеи, несмотря на очевидную устарелость подобного дискурса.
Что касается других отсылок в работе Дали, Дюшана и, как следствие, креативного директора Schiaparelli Дэниела Розберри — это работы художника-маньериста и гравера Джованни Баттисты Брачелли. В XVII веке он создал серию гравюр, на которых человеческие тела были собраны из геометрических фигур. Тем самым Брачелли предвосхитил и кубизм, и сюрреализм. Розберри спустя почти четыреста лет триумфально перерабатывает в высокой моде все эти мотивы.