Blueprint
T

Стиль в фильме «Прошлой ночью в Сохо»

текст:

Евгения Каплиева-Дьякова

«Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта — одна из самых ожидаемых премьер сезона. Чем дальше она двигалась из-за пандемии, тем сильнее авторы подогревали интерес, то выпуская новые кадры бэкстейджа, то интригуя дополнительными материалами, например, кавером исполнительницы одной из главных ролей Ани-Тейлор Джой на Downtown. Теперь фильм наконец-то вышел в прокат в России — мы его уже посмотрели и заявляем, что это самый модный триллер, который видели за последнее время.

Свингующий Лондон

По сюжету «Прошлой ночью в Сохо» — это история о том, как за красивой оберткой может скрываться настоящий кошмар. А по визуальной части — ода свингующему Лондону 1960-х. За костюмы отвечала лауреат BAFTA и многократная номинантка на «Эмми» Одиль Дикс-Мирье, которая работала над фильмами «Один день», «Большие надежды» и сериалом «Чернобыль». Про моду 1960-х она знает не понаслышке: карьера Дикс-Мирье началась как раз в 1960-е, когда она еще была студенткой лондонской Школы искусства и дизайна (The Central School of Art and Design). Сохо художница прониклась тоже задолго до «Сохо». «Я живу не очень далеко от Сохо. Мы с Эдгаром [Райтом] соседи. Сама идея съемок в этом районе была захватывающей, как и работа над стилистикой 1960-х годов. Поэтому я с радостью приняла участие в проекте», — рассказывала художница по костюмам в одном из интервью.

Время  

В «Прошлой ночью в Сохо» действие происходит в двух временных измерениях — в наши дни и в 1960-е. События современности в основном происходят днем. По костюмам XXI век более кричащий — все покрыто принтами, причем всеми сразу: клеткой, леопардом, полоской, горохом, цветами, геометрическими фигурами и абстрактными формами. В ход идут блестящие фактуры, шифон, сетки, кружево. События 1960-х разворачиваются в ночное время. По сюжету это мир грез, и цветовая гамма будто переносит нас в «Алису в Стране чудес». Красный, черный и белый в интерьерах, зеркала, длинный туннель — винтовая лестница, по которой главная героиня Элли (Томасин Маккензи) «проваливается» в мир Сэнди (Ани Тейлор-Джой).

Newspaper Dress

В самом начале (и в нашем времени) мы знакомимся с Элли. Она живет в пригороде Лондона с бабушкой, мечтает поступить в Лондонский колледж моды (London College of Fashion) и стать дизайнером, периодически шьет себе вещи, вдохновляясь любимыми 1960-ми. Впервые мы видим ее как раз в самодельном платье — узкая талия, пышная юбка, все из газет. Это, как называет его Одиль Дикс-Мирье, newspaper dress по версии «Прошлой ночью в Сохо». Впервые появившийся на платье как раз в 1960-х, газетный узор вошел в историю моды как авторский принт Джона Гальяно. Пока Элли только мечтает о моде, она подражает тем, кем по-настоящему восхищается, и делает все как умеет — на уровне поделок, своими руками. В этом смысле Дикс-Мирье было важно показать искренность и непосредственность героини. По задумке образ Элли вдохновлен иконой 1960-х Одри Хепберн.

Сама Одиль в работе над этим платьем пошла тем же «поделочным» путем. Прежде чем найти нужную форму, которую уже можно было отшивать в ткани, художница сделала много маленьких макетов из обычной бумаги. Благодаря этим моделям Эдгару Райту было проще понять, как выстроить кадр так, чтобы акцент в нем был на силуэте. «Так Эдгар видел все сразу в трехмерном пространстве, а не просто на рисунке. Некоторые детали можно разобрать только так. По задумке дверной проем должен был обрамить платье», — вспоминала Дикс-Мирье. Сама художница по костюмам признается, что никогда до этого не делала одежду из бумаги, поэтому потребовалось несколько ютьюб-тьюториалов, прежде чем заняться этим.

В повседневных образах Элли преобладают теплые оттенки и сложные принты. Под коричневым пальто (ровно такое же, кстати, можно купить прямо сейчас и всего за 269 долларов) она носит джинсовое платье с геометричным узором, перетянутое красным ремнем, а под ним — рубашку с леопардовым и цветочным принтом сразу. В таком виде Элли набивает чемодан старыми пластинками, вываливает сверху гору носков с принтами и отправляется покорять столицу моды.

Студенты 

Чтобы понять, как должны выглядеть в кадре студенты Лондонского колледжа моды, Одиль Дикс-Мирье провела целое исследование. Вместе со своей ассистенткой она отправилась в поля, а точнее, в лондонские художественные школы, где просто фотографировала всех подряд. В итоге у них на руках было около 500 фотографий, которые легли в основу мудборда для костюмов студентов LCF.


При том, что студенты сливаются в единое фоновое полотно для главных персонажей, образ каждого из них проработан отдельно. Мы видим много разных причесок, смешение принтов и цветовых акцентов, например, кислотных, которые по-настоящему выделяются. Причем этот фон не только оттеняет ключевых для истории героев, но и выполняет сюжетную функцию — визуально разграничивает реальность и безумный мир грез.


Задиры

Как и во многих фильмах о подростках в колледже, в «Прошлой ночью в Сохо» есть банда модных девчонок-задир, которую возглавляет Джокаста (​​Сюннёве Карлсен). Ее любимый бренд — Lanvin, а черный цвет разбавляют лишь несколько белых вещей (подтверждение стереотипа о том, что все модники носят черное). Впервые она появляется перед нами в черной кожаной куртке и брюках с лампасами, а ее крутость подчеркивают солнцезащитные очки, которые она не снимает даже вечером. И естественно, Джокаста и другие модницы, признающие только брендовые вещи, сразу начинают шеймить Элли за самодельную одежду.

В первую же ночь Джокаста заваливается в комнату с парнем — и Элли ничего не остается, как завернуться в одеяло, надеть наушники и пойти спать в общий холл, где остальные студенты устроили вечеринку. На следующий день Элоиз снимает у старушки мисс Коллинз (ее играет покойная Дайана Ригг, одним больше известная как девушка Бонда в «На секретной службе Ее Величества», а другим — как леди Олена Тирелл в «Игре престолов») комнату на чердаке, которую не ремонтировали десятилетиями. Идеальный вариант для девушки, слушающей старые пластинки и мечтающей жить в прошлом. Так получается, что отныне каждую ночь Элли засыпает и переносится в 1960-е, где встречает начинающую певицу Сэнди. Постепенно реальный образ Элли подстраивается под стиль незнакомки из снов.

Сэнди

Роль Сэнди сыграла обладательница «Золотого глобуса» Аня Тейлор-Джой. С собранными в бабетту волосами, огромными накладными ресницами и широкими стрелками — ее можно назвать местной Твигги. Впервые мы видим Сэнди в образе, который почти полностью скопирован с одного из знаковых снимков Твигги. Форма розового платья-колокола, кстати, пришла в голову Дикс-Мирье совершенно случайно. Она нашла в своих архивах похожий бумажный макет и вспомнила, что в 1960-е ее мама шила себе подобные простые платья сама из недорогих тканей. Это и нужно передать в костюме Сэнди. «Когда мы начали рассматривать платья 1960-х, то поняли, что нужна простая форма. Еще мне нравится, как свет проникает сквозь одежду, — я хотела, чтобы ткань работала, поэтому использовала шифон», — рассказывала художница по костюмам.

И платье действительно блестяще работает в кадре, оставляя за каждым движением Ани Тейлор-Джой розовый шлейф. Позже Дикс-Мирье поняла, что повторила еще и образ Моники Витти из фильма «Модести Блэйз» (1966). Вообще, стиль Сэнди продиктован целой плеядой икон 1960-х: кроме Твигги и Моники Витти это, например, актриса Джули Кристи, обладательница «Оскара» за «Лучшую женскую роль» в картине «Дорогуша» (1965). Этот фильм Эдгар Райт включил в список обязательных к просмотру, который перед началом съемок разослал всей команде. «В первую рабочую неделю я смотрела фильмы и старалась прочитать весь материал, который собрал Эдгар. И это было здорово. Приятно, когда режиссер просит посмотреть десять фильмов, не правда ли?» — вспоминала Одиль.

Если сложить все появления Сэнди в фильме, то получится, по сути, модный показ на тему 1960-х. В сцене с танцами в Cafe de Paris костюмы сменяются один за другим — героиня то в платье с летящими рукавами, то в вязаном топе и юбке, то в мини с лаковыми сапожками в стиле Мэри Куант, легендарной дизайнера-революционерки. Отдельная примета образов Сэнди — бант. Он есть и на спине розового платья, в котором мы видим героиню впервые, и на груди бело-голубого платья — в тот момент Сэнди будто Алиса из Зазеркалья. Учитывая ключевую для фильма тему грез, это продуманный ход, а не просто совпадение.

Бурлеск

Любая сказка когда-нибудь заканчивается — «Прошлой ночью в Сохо» же превращается в ночной кошмар. С костюмами происходит обратное: их в кадре становится все больше, и каждый — все зрелищнее. Мир сломанных игрушек и разрушенных надежд Эдгар Райт и Одри Дикс-Мирье преподносят в красивой упаковке. Художнице по костюмам помог ее большой опыт работы в театре: в сцене бурлеска становится ясно, что этот туз в ее рукаве — козырной. «Это напомнило мне о 1980-х и моих лучших годах на BBC, когда я придумывала костюмы для Адама Анта», — вспоминает она.

Белый макинтош

Две вселенные рано или поздно должны соединиться в реальности. Как и в любой сказке, для этого необходим волшебный артефакт — здесь это белый макинтош. Первой в лаковом тренче появляется Сэнди. Недолго думая, Элли приходит в винтажный магазин и покупает похожий, правда, не глянцевый, а попроще. Изначально именно этот макинтош должна была надеть Аня Тейлор-Джой, но после примерок и репетиций было решено сделать для нее более яркий, лаковый вариант. «Как раз этот образ навеян фильмом „Дорогуша“ и сценой, в которой Джули Кристи надевает белый макинтош, возвращаясь из Парижа. Я хотела сделать просто блестящий плащ, потому что нашла изображение Петулы Кларк, поющей песню Downtown [ее же по сюжету исполняет Сэнди] в черном макинтоше. Я подумала: „О, как здорово, разве это не отличная идея? Сэнди споет ту же — пусть на ней будет и похожий макинтош. Добавлю в мудборд!“ Но макинтош из мудборда был черным, а он смотрелся бы немного скучно. Красный — было бы слишком. А белый подошел идеально», — рассказывала художница по костюмам.


На «белую» сторону в итоге переходит и сюжет — сквозь кошмар на грани триллера просматривается светлая сказка о силе моды, таланта и веры в свою мечту.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}