Vivat, MHPI! vs. Студенты РГУ им. Косыгина
Главной интригой второго дня Московской недели моды стали показы студентов главных государственных творческих вузов: МХПИ и РГУ им. Косыгина. В расписании стоят и еще несколько шоу учащихся: это и коллективный показ студентов SERGEY SYSOEV Fashion school KOSYGIN UNIVERSITY, и показ выпускников БВШД, и еще несколько выступлений косыгинцев. Для начала сравниваем Vivat, MHPI! в честь 350-летия Петра I в «Зарядье» и шоу третьекурсников РГУ им. Косыгина на Тверской площади.
ПРОЛОГ

Vivat, MHPI!
По мокрой сцене Большого амфитеатра в «Зарядье» ходит человек со шваброй. Льет дождь, но он не оставляет попыток — еще одно падение на подиуме эта неделя моды не переживет. Здесь, под открытым небом, вот-вот начнется шоу студентов Московского художественно-промышленного института. На шоу, точнее, «грандиозном коллективном показе ‘Vivat, MHPI!’», нам обещают представить творческое переосмысление наследия Петра I. Почему студенты МХПИ решили поразмышлять именно на эту тему, вопрос открытый: то ли решили сами, то ли это разнарядка в честь 350-летия российского императора (впрочем, в свете последних высказываний В. В. Путина вопрос это скорее риторический).

Показ студентов РГУ им. Косыгина
(Технологии. Дизайн.Искусство)
Через несколько часов на Тверской площади показ других студентов, РГУ им. Косыгина. На подиуме — работы 16 учащихся третьего курса Института искусств РГУ под руководством доцента кафедры «Искусство костюма и моды» Виктории Владимировны Джанибекян (ее авторские вещи мы тоже увидим). Их коллекции объединили в одно шоу «Сломанные куклы», что проявится в ряде прямых и чуть более изящных метафор. Подиумом станет дорожка вокруг фонтана — прямо у сцены, которая через несколько дней, согласно планам МНМ, станет импровизированной студией проекта «Позавчерашние новости». Мы усаживаемся в первом ряду и оглядываемся. Почти все места заняты, кроме того, что слева — туда капает вода с потекшей крыши декоративной перголы «Московских сезонов», под которой расположили гостей. Честно надеемся, что никто не сядет хотя бы в эту лужу.
ГОСТИ
Vivat, MHPI!
На показе ждут всех, кто не побоялся дождя: вход свободный. Зрители в основном кучкуются на самых верхних рядах, под навесом. Те, кто предусмотрительно вооружился зонтиком, занимают места ближе к сцене, прямо за армией фотографов, завернувшихся кто в дождевики, кто в мусорные мешки (да, настоящие черные мусорные мешки). Аудитория шоу разношерстная. Вот ребята-студенты, вот девушки в классных косухах и модных очках, а вот школьницы в форме с шевронами «кадетское образование» и белыми бантами в прическах. Много мужчин средних лет в спортивных штанах и женщин за пятьдесят с детьми и внуками. Одна из них признается: услышала про неделю моды по радио, вот и пришла; вчера была на шоу Зайцева, от всего в восторге, завтра пойдет на что-нибудь еще. Две девушки узнали о МНД из запрещенной соцсети: оповестил бренд-участник It’s personal. Еще одной зрительнице пришла на почту рассылка от ГУМа, другой о мероприятии рассказали друзья, третья попала сюда случайно — просто гуляла по парку и решила заглянуть на огонек. Почему нет? На Московской неделе моды рады всем.
Показ студентов РГУ им. Косыгина
(Технологии. Дизайн.Искусство)
Университет Косыгина, кстати, вообще захватил Тверскую площадь на время недели моды: преподаватели, лучшие студенты, а еще партнеры из Международной академии KEUNE DESIGN проводят здесь мастер-классы и лекции на самые разные темы, от типов экоматериалов до осознанного потребления в бьюти-индустрии. После одного такого мастер-класса по fashion-иллюстрации на показ осталась одна из наших соседок по front-row-лавке, Лариса, преподаватель технологии с 15-летним стажем — из школы на окраине. Говорит, очень хотела привести на показ учениц, но те наотрез отказались. «Почему-то им это не интересно», — сетует она.
Сама же Лариса выбрала шоу РГУ им. Косыгина, буквально разрываясь между ним и лекцией Тима Ильясова в Fashion Tech-хабе недели моды на ВДНХ (оба события начинались в 18:00). Но так как парой часов ранее Лариса успела посмотреть Vivat, MHPI!, решила все же выбрать Косыгина, чтобы сравнить. Таких же желающих здесь довольно много — дамы в возрасте, мамы с детьми и пара модных подростков. Особенно обращает на себя внимание молодой человек в солнцезащитных очках и широкополой шляпе. За несколько минут до начала становится ясно, что сидячих мест хватит не всем, поэтому в проходе у фонтана образуется толпа. Даже на месте лужи теперь аж две зрительницы. Так с другой стороны от нас оказалась еще одна очаровательная посетительница — она сегодня была на всех гуляньях Недели моды на Тверском бульваре и, как только та программа завершилась, переместилась на одноименную площадь.
На часах уже 18:05, в проходе появляются четверо мужчин в почти одинаковых синих костюмах — один из них ректор РГУ имени А. Н. Косыгина Валерий Белгородский — так становится ясно, что это не опаздывающие, а задерживающиеся. Можно начинать.
ДЕФИЛЕ

Vivat, MHPI!
Точность — вежливость императоров, поэтому ровно в заявленные 13:00 на все «Зарядье» начинает громыхать музыка. Под пафосные скрипки на сцену, которую так и не удалось осушить, выходят две балетные танцовщицы. Облаченные в юбки и жакеты, в которых угадываются отсылки к военной форме петровского времени, они сражаются на рапирах в танце. Откланявшись, уступают место моделям — начинается историческое дефиле. На импровизированный подиум друг за другом выходят девушки в костюмах морячек. Решительно вышагивая по мокрому полу на высоких каблуках, они несут на головах целые конструкции в виде корабля. В качестве сет-дизайна — золотящиеся купола и Кремль на фоне. Поэтично.
Впрочем, уже вскоре тема петровской моды иссякает. Переосмысление наследия заканчивается на двух образах: том, что показали балерины, и том, что надели на десять разных манекенщиц, с кораблями. Гораздо больше студентов МХПИ, очевидно, вдохновляли просто-напросто тренды. Поэтому рапиры, флот и пафосную музыку довольно быстро сменяют бодрые биты и вступает повседневная мода. Много платьев из тюля и рюшей, пестрый кэстьют, как у Prada, и платье с вырезами, как у Mônot, корсеты и брюки с эффектом торчащего белья. По-настоящему интересны здесь, например, платье-бюстье с юбкой, напоминающей воздушное соцветие одуванчика, и таким же головным убором, и симпатичный мужской костюм с воланами на одном рукаве. Обувь, похоже, — собственность моделей, и с образами она сочетается не всегда.
На сцене снова появляются корабли на каблуках: финальный проход. Студенты МХПИ выбегают на сцену. Показом они явно довольны, улыбаются и машут. Довольны, на удивление, и юные модели из агентства Top Secret, что носили на себе все эти хитровыдуманные конструкции. «Как вам ходить под дождем?» — спрашивают их чуть позже за кулисами. «Поскользнулись, но нам понравилось, — отвечают те. — Главное, что выполнили задачу».
Показ студентов РГУ им. Косыгина
(Технологии. Дизайн.Искусство)
По задумке, коллекции студентов РГУ имени Косыгина объединила тема детства и, в частности, кукол. Это было понятно по первым образам и без кураторских текстов. Парад высказываний открыли две девушки в кукольных образах: на одной из них чепчик и розовое платье с воротником «Питер Пэн», на другой — белое платье из стеганой ткани с надетым поверх контрастным топом. Это работы Анны Марии Синолицыной; по ним не очень ясно, есть ли у нее авторский почерк, но очевидно, что она следит за трендами (пусть и не весна—лето 2022/2023). О том, что дизайнер в курсе западной повестки, свидетельствует и кастинг: в показе участвуют несколько темнокожих моделей. Увы, в размерной сетке diversity не наблюдается, но такой крой непросто посадить без погрешностей и на «стандартную» фигуру. Дизайнер еще раз подчеркнет название показа «Сломанные куклы» в аксессуарах и декоре: оторванные ручки, ножки и головы кукол украсили футболки в виде аппликаций, сумки и даже подвески. Прием броский, но вспоминается, как оригинально в свое время поступила Женя Баркова в выпускной коллекции Jackson DeVille — «распоров» головы кукол «Барби» и используя их как аппликации.
Другие дизайнеры на показе сыграли примерно на том же поле. Все они в целом знают, что модно, но пока не понимают, как это сделать. Кому-то не хватает хороших тканей. Кому-то, как Елизавете Филипенко, умеренности в «бриджертонизации» (и совета, как выбрать между огромным бантом, драпированной юбкой, рукавами-воланами, баской и декоративной подкладкой). Кому-то, как Михаилу Герасимову, опыта работы с кринолинами и корсетными костями. Чувствуется, что вместо вдумчивой работы с архивами и историей моды многие выбирают прямое копирование. Прогресс все же есть: если раньше копировали Dior и Chanel, то сегодня студентам, судя по увиденному, по душе более сложные молодые бренды, например, JW Anderson и Molly Goddard (на Тверской площади мы буквально увидели локализованную версию знаменитого платья «Вилланель»). И всем точно не хватает консультации опытного стилиста.
Впрочем, было и приятное открытие — коллекция Дарьи Пивоваровой «Жизнь с опилками в голове». «Мой главный герой — „Страшила“ из Страны Оз. Он бесстрашен, естественен и самобытен. Моя коллекция — про природную красоту с ее нюансами и несовершенством. Она про пикник с яблоками в саду и теплый грибной дождь. Я старалась передать свои ощущения от маленькой летней жизни, когда материалы для идей тебе дарит сама природа», — объяснила дизайнер. Еще лучше говорят об этом техники плетения макраме и гобелена, с помощью которых созданы брюки, пончо и юбки; а также палитра, в которой действительно угадываются и яблоки в саду, и теплый грибной дождь. Ну и умение редактировать себя так, чтобы отсекать лишнее, но не главное. Будем следить.
ЛАЙК ИЛИ НЕТ?

Vivat, MHPI!
«Извините, а вы не знаете, какие отметочки ставить?» — внезапно окликает нас женщина сзади. Поворачиваемся и узнаем в ней актрису Любовь Толкалину. Она показывает на экран телефона: там ждет публикации почти готовая сторис. Объясняем ей, чей это показ, и выясняем, что Любовь пришла поддержать свою дочь Марию Михалкову-Кончаловскую — та сегодня выступает в роли модели. Группа поддержки обнаруживается и по правую руку от нас. Пожилая женщина с девочкой, с которыми мы решили обсудить шоу, всем довольны, ведь на сцене — их внучка и мама, тоже модель. Парень и девушка чуть поодаль тоже выпаливают «Очень все нравится». Выполнить задачу привлечь новую аудиторию, стоит признать, удалось и тем, кто это шоу поставил. Многие ждут продолжения. «Все, здесь больше не будет никакого показа?» — разочарованно обращается к нам мужчина за сорок в спортивном костюме. Пожимаем плечами и направляемся к выходу: тряпичные кеды уже можно выжимать.
Показ студентов РГУ им. Косыгина
(Технологии. Дизайн.Искусство)
— Как вам показ?
— Я вот об одном думаю. Если самим дизайнерам предложить надеть их наряды и выпустить по улице гулять, они как вообще отреагируют? Вот они сами вышли на поклон — ни один ведь не надел своих авторских вещей, и сразу видно, нормальные люди! Вон и преподавательница нормально выглядит. Зачем же тогда моделей одевают не пойми во что?
Это реплика звучит по левую руку от нас. Справа — технолог Лариса, и она не столь категорична. «Очевиден полет фантазии, она у ребят отлично развита. Но вы видели эти необработанные швы? Они будто ткани не чувствуют, не умеют работать с ней, это сразу понятно», — с сожалением делится впечатлениями учительница. Остается только присоединиться.
