Ну, началось
О том, что Сергей Собянин собрался проводить первую Московскую неделю моды, мы узнали 20 апреля. Прошло ровно два месяца, и вот мы здесь: в «Зарядье», на Тверском бульваре, на ВДНХ и в других местах проведения модных гуляний. Прошел всего один день, а нам уже есть что сказать.
«Началась застройка Московской недели моды в „Зарядье“! Вас ждут бесконечные подиумы в индастриал-эстетике», — написали в телеграм-канале «Московская неделя моды» 16 июня. В принципе, с этого момента стало понятно, что ни парковка «Зарядья», ни Бульварное кольцо, ни любые другие места, заявленные в программе Московской недели моды, точно не станут эпицентром российской моды на время с 20 по 26 июня. Опыт подсказывает нам, что бесконечность подиума и индустриальную эстетику — на вешалку не повесишь, в витрину не поставишь и байеру не продашь. А пока в витрине Московской недели моды на одном из бульваров вместо достижений отечественной легкой промышленности красовался видавший виды Щелкунчик, имеющий к фэшн-индустрии примерно такое же отношение, как будки с фестиваля варенья, брендированные отныне логотипами МНМ.
Ладно, не будем делать выводы — ставим в расписание первый показ недели, Lena Karnauhova в 13:00, который по плану пройдет на одном из тех самых индастриал-подиумов. По пути к «Зарядью» думается о том, что, возможно, не все так плохо, ведь местная парковка вполне может быть модной локацией. Здесь в декабре 2021-го мы отлично веселились на вечеринке Pasha de Cartier под хиты Ивана Дорна. Сегодня такое и любое другое выступление Дорна сложно представить не то что у стен Кремля, а в принципе в России; Cartier временно приостановили работу — и теперь на парковке «Зарядья» идут показы российских дизайнеров.
Кого-то из них мы знаем, многие — участники The Blue Store (таких насчитали 17 из 73). В ответ на вопрос, зачем участие в этом мероприятии, одна из дизайнеров говорит: «Там будут байеры и СМИ. В целом это неплохой пиар и возможность показать нас. В рамках Московской недели моды проводится еще бесплатный шоурум для байеров в Музее моды. И маркет с локальными продажами, который будет проводиться три дня, — застраивают корнеры под каждого дизайнера. Все бесплатно». Другой участник The Blue Store, дизайнер Рома Уваров, в своем Telegram-канале, наоборот, пишет о том, что не видит никакой ощутимой поддержки. «Почему бы Палате моды не помочь по-настоящему реальным настоящим крупным игрокам индустрии моды: крупным брендам и производствам? Крупные игроки индустрии снабжают рабочими местами, развивают залежавшуюся сферу и поддерживают экономику страны, отгружают тоннами налоги и поддерживают близкие связи между странами и континентами... Ведь весь застроенный центр Москвы стоит пустой, предложить модному бизнесу временную бесплатную аренду, а после прошедшего срока аренду по сниженному ценнику под расширение производства или шоурум — не весомее ли эта помощь? Почему бы до лучших времен не снизить налог с продаж с 20% хотя бы до 15%? <...> Показ и эмоциональное локальное веселье сейчас ничего не решает, ничего не дает, показ даже не продает», — пишет он.
Телеграм, кстати, почти единственное поле, на котором Московская неделя моды может обеспечить себе и дизайнерам-участникам информационную поддержку. В условиях закрытого Instagram (компания Meta которой принадлежит соцсеть признана в России экстремистской организацией и ее деятельность запрещена) и наскоро собранного сайта, у которого, по данным SimilarWeb, нет и 14 тысяч уникальных посетителей в месяц, оргкомитет, судя по всему, решил взяться за телеграм по-крупному. Кроме регулярных постов в собственном канале на 2,5 тысячи подписчиков МНМ позаботилась о размещениях в сторонних и куда более популярных каналах (так, например,анонсы про неделю моды выходили в телеграм-каналах Peopletalk, Golden Chihuahua и «Дьявол носит H&M»).
При этом, критиковать Московскую неделю моды — удовольствие не для слабонервных, в чем быстро убедилась основательница канала MUR Мадонна Мур, просто поделившаяся в канале своими наблюдениями: «Узнала тут, что на первой Московской неделе моды в парке „Зарядье“ маршировать дизайнеры будут с вывесками Z. Плюс несколько ура-патриотических паблик-токов. К слову, часть дизайнеров-участников мне действительно импонируют. А часть просто проплачены, как того требуют собянинские мероприятия: Игорь Гуляев, несчастный Слава Зайцев, имя которого используют уже все кому не лень». Асимметричный ответ не заставил себя ждать — Мур получила яростную комсомольскую отповедь в телеграм-канале политолога Сергея Карнаухова, бывшего зампреда правительства Кировской области, инициатора дела «Кировлеса», закончившегося условным сроком для оппозиционера Алексея Навального. Дальше с перепостом выступил товарищ Карнаухова — телеведущий Владимир Соловьев и целая сеть телеграм-каналов, ему подпевающих. И тут, кажется, обошлось без медиабюджетов МНМ. Просто так вышло, что неделю моды открывает не абы какой дизайнер, а «настоящая патриотка России, коллекционерка портретов В. В. Путина» Елена Карнаухова — жена Сергея. Сама она себя называет арт-инженером, основательницей одного из самых изысканных и необычных брендов в российской моде. Что ж, в «патриотизме» семейства Карнауховых сомневаться не приходится, а посмотреть коллекцию — придется.
Так что спускаемся на парковку «Зарядья». Как оказалось, не на ту — спасибо охраннику, который, пожурив, все же провел в верное место нас и еще одного заплутавшего фотографа («Ну тут не написано, на какую именно идти парковку!» — сетует фотограф по пути и ловит наши понимающие взгляды). Наконец находим стойку с бейджами для аккредитованных журналистов. Они разложены на столе в несколько рядов, среди которых нужно найти свою фамилию — тот еще квест! Чуть дальше — пресс-волл. Желающих попозировать возле него нет, зато есть много скучающих фотографов. Проходим дальше и видим среди менеджеров знакомые лица, по которым становится понятно, что с точки зрения организации Московская неделя моды — та же Mercedes-Benz Fashion Week, только с переклеенными логотипами. Вспоминаем, как Айсель Трудел настаивала, что Фонд моды (постоянный организатор MBFWR) никак не связан с Московской неделей моды, любуемся логотипом фонда рядом с «Проектом правительства Москвы» и «Московскими сезонами» на всех рекламных материалах и не можем сдержать улыбку. Увы, но она не помогает растопить сердца организаторов, которые говорят, что с одним лишь бейджем «Пресса», без приглашения от дизайнера, садиться нельзя. Так что нам предлагают выбрать место в «стоячей» зоне с фотографами, где-то за тонной съемочной аппаратуры. Впрочем, за несколько минут до показа, грустно взглянув на несколько человек в первом ряду, организаторы все-таки предлагают нам присесть — прямо на front row, как и другим журналистам и даже фотографам.
Кроме нас на этом показе не видим знакомой прессы — авторов телеграм-каналов, которые наперегонки делились долгожданным расписанием недели моды, тоже нет. Напротив сидят парень и девушка, как выясняется, из компании TodesWear. Говорят, их на это шоу пригласило начальство. По правую руку от нас — подросток, который называет себя лицом Brunello Cucinelli: странно, что он здесь, а не на неделе мужской моды в Милане. Ровно за нами — две поклонницы Lena Karnauhova, которые получили приглашения, потому что «когда-то что-то купили у дизайнера». В разговоре с нами они признаются, что очень верят в импортозамещение и в то, как талантливым российским дизайнерам поможет талантливое правительство Москвы. «Сказала она, сидя с сумкой Chanel», — не обошлась без самоиронии одна из подруг.
На показе арт-инженер Лена Карнаухова, разработавшая «собственную формулу создания одежды путем „сворачивания“ материала», показала коллекцию Silence. «Создание коллекции началось с размышления о том, что первостепенно важно для внутреннего комфорта, — приводят нам слова Лены Карнауховой. — Это тишина, отсутствие лишних слов и ненужной смысловой нагрузки. В таком состоянии рождаются образы и силуэты, в которых хочется просто жить. Тишина — это как любимая вещь, которую хочется носить не снимая». К чести дизайнера, слова не разошлись с делом — на подиуме мы и вправду увидели вещи без лишней смысловой нагрузки. Sapienti sat.
Куда логичнее было бы поручить открытие Московской недели моды дому Вячеслава Зайцева, решившемуся на большой показ впервые за три года. Но нет — шоу Slava Zaitsev заявлено только в 17:00. Проходит оно не на парковке, а в амфитеатре «Зарядья», рассчитанном на 1600 человек. После начала показа на территорию пускают строго по приглашениям и аккредитациям: в ответ на просьбу посмотреть шоу «одним глазком» и «с краю» компания нарядных туристов получает безапелляционное «нет». Интересно, осознает ли собственные привилегии пара случайных прохожих, оказавшаяся в «Зарядье» до сбора гостей и решившая остаться на показ?
Кстати, о гостях. Первые 10 из 20 с лишним рядов плотно заполнены. Много журналистов с брендированными микрофонами, фотографов, операторов и... семей с детьми. Неужто у молодого поколения проснулся интерес к знаковому российскому дому моды? Увы: копаться в гальке маленьким зрителям оказалось интереснее, чем смотреть шоу pret-a-porter de luxe «Ноктюрн» (так гласило официальное название показа Slava Zaitsev). Впрочем, почитателей таланта Вячеслава Михайловича на показе тоже достаточно. Елена, художница по сценическому костюму на пенсии, признается, что пришла на Московскую неделю моды за компанию с подругой-актрисой и «только ради маэстро», с которым она познакомилась во время работы над спектаклями в Малом театре. Елена с гордостью показывает совместную фотографию с Вячеславом Зайцевым и многозначительно добавляет: «А еще я пришла сюда, потому что думаю, что это его последний показ».
Модели из агентства Егора Зайцева чинно шагают по тротуару, изредка спотыкаясь, когда экстремально высокие каблуки попадают в швы между старательно уложенной плиткой. «Мы приехали на площадку в 8:30, все-таки локация новая, нужно было хорошо все отрепетировать, — говорит участница показа Slava Zaitsev Екатерина Москвина. — Все прекрасно организовано, просто праздник! Вещи прекрасные, как и всегда у Вячеслава Михайловича». Если вы видели коллекции Slava Zaitsev с золотыми костюмами, платьями с вышивкой и платьями в духе Диора, то легко сможете представить, что показывали в «Зарядье» в первый день Московской недели моды.
Дарья Мельникова, модель на показе Зайцева, которая также уже много лет работает в режиссерской команде Mercedes-Benz Fashion Week под руководством Николая Затылкина и Александра Шумского, признается, что ходить на показе было непросто из-за погодных условий. Яркий мейк — точь-в-точь как на манекенах из флагмана Slava Zaitsev на проспекте Мира, в который мы наведывались пару месяцев назад — и правда героически выстоял под палящим солнцем. Наверное, примерно так же себя чувствуют участники Миланской недели моды в сегодняшние +34.
После финального выхода у стоянки (там начинается импровизированный подиум) вмиг образовывается толпа. Вячеслава Зайцева и его помощника Олега Катели окружают модели, журналисты и гости показа. «Браво, маэстро!» — аплодирует стоящий прямо напротив него Сергей Зверев (в шляпе отечественного бренда Lana Anisimova Studio и черном галстуке с российским флагом, украшенным стразами). Под громкие аплодисменты публики Олег Катели увозит с площадки Вячеслава Зайцева, и все внимание достается Сергею Звереву. «Я знаю, что это состоялось при поддержке правительства Москвы, так вот получилось прекрасное, достойное мероприятие. Показ выше всяких похвал», — заявляет он всем телеканалам одновременно.
В ГУМе у главного фонтана проходит большой показ российских брендов одежды. Это событие уже без всякого намека на демократизм. Для избранных и дорогих гостей — все почести, включая кейтеринг ресторана «Пушкинъ» с коктейлями «легкий» fashion Spritz и «терпкий» Dandy. Для прочих — возможность следить за показом с галерки — опираясь на перила верхних этажей. Публику описать сложно, так что пусть говорят имена — вот певица Валерия и продюсер Иосиф Пригожин, вот стилист и инфлюенсер Влад Лисовец, вот основательница агентства Lobanov PR Мария Лобанова, а вот пара мужчин, которые, похоже, оказались на показе случайно. «А что все стоят на воду смотрят?» — спрашивает один из них. Подходим к одной из менеджеров, понадеявшись, что она прояснит, для кого все-таки этот показ:
— Я отвечаю только за правительственную часть [гостей], — говорит она.
— А кто есть от правительства?
— Не могу говорить, это конфиденциальная информация.
Для кого этот показ, мы понимаем смутно, а чей это показ — не понимаем вовсе. Это точно совместное шоу нескольких брендов, но никто не объявлял, как они называются, — даже дизайнеры в конце не вышли. Знаем точно, что был Masterpeace Евгении Линович — их вещи заметно отличались, как и узнаваемые невесомые платья LES’ Леси Парамоновой, а еще одежда ROGOV, выделявшаяся брошами Big Brooch. Остальное же — сплошное импортозамещение, от твидовых костюмов, очень похожих на копии Chanel, до джинсовых комбинезонов наподобие Isabel Marant. «Прикинь, на это все налепить огромный логотип Balenciaga. Все то же самое получится», — слышится реплика за спиной. Спорить не станем. С моделями будто забыли лишний раз порепетировать проходки: кто-то спотыкается, кто-то сразу идет босиком (хотя, возможно, это ход), одна девушка и вовсе падает. Поздравляем, у Московской недели моды теперь есть свое падение Наоми у Vivienne Westwood, только кто здесь Наоми, а кто Вивьен — остается загадкой.
Тем временем на парковке идут последние приготовления к показу Julia Dalakian. Охранник, терпеливо сдерживающий пытающуюся протолкнуться к подиуму группу людей, доходчиво объясняет: «Это топовый показ, поэтому сначала вход только для VIP’ов». Например, для Сергея Зверева, который проходит в зал и приземляется на первый ряд. По обе стороны от него — сестры Полина и Анастасия Амосовы, общественные деятельницы, члены партии ЛДПР и обладательницы титулов Miss Europe 2018 и Miss Europe Continental 2019 соответственно. «Ну что, главные модные критики в сборе», — резюмирует Анастасия Амосова, наводя камеру на сестру, Сергея Зверева и Александра Белова — если верить соцсетям, ТВ-стилиста и модного эксперта, который всего пару часов назад на фоне ЦУМа давал интервью «России-1» про «самые дорогие вещи» (что бы это ни значило). Их соседки по первому ряду делятся друг с другом лайфхаками: «Если вас сажают на третий ряд, но вы видите, что на первом ряду не лежит пригласительный, значит, место пока свободно. Быстро садитесь с важным видом и отказываетесь вставать». Новая коллекция называется Together. На ее создание дизайнера вдохновила «атмосфера Rock Cafe, где встречаются незнакомые мужчины и женщины». Видимо, поэтому в финале показа модели кружились по подиуму, разбившись на пары.
Понедельничная программа завершена, но во вторник нас ждет нечто поинтереснее. На ВДНХ стартует тематический блок Tech in Fashion, где обещают паблик-токи экспертов о технологиях в моде, 20 работающих решений уникальных стартапов и даже Fashion-Tech-забег. Согласно анонсу Peopletalk, среди выступающих будут «Карина Нигай, Тимур Ильясов, Алиса Ушакова, Сергей Наумов, Чума Вечеринка, Катя Клэп, Александр Арутюнов, Алиса Боха, Юрате Гураускайте и многие другие медийные персоны, готовые поделиться своими знаниями и опытом со слушателями». Историк моды и основательница авторского продакшена Team Chuma Чума Вечеринка, которая сейчас находится в Сингапуре, впервые услышала о своем участии от нас. Соосновательница Monochrome Алиса Боха, которая на самом деле Алеся, не подтвердила участие. Дизайнер Александр Арутюнов сказал The Blueprint, что отказался и от показа на неделе моды, и от участия в каких-либо приуроченных дискуссиях, потому что ему это просто-напросто неинтересно. «Мне позвонила помощница помощника помощника помощницы и предложила участвовать в этой неделе моды. Я считаю, что это некрасиво, потому что нужно иметь капельку уважения, чтобы официально пригласить дизайнера и предложить нормальные условия. Я уже давным-давно не молодой дизайнер, и просто предложить мне площадку — слишком мало. Потому что мне площадки предлагают много кто, и эти локации получше, нежели те, что мне предлагали в рамках этой недели. На ВДНХ меня не будет, потому что мне это не интересно и не охота ехать так далеко. Мне в целом не интересна эта неделя моды. Так просто не делается».
Один из спикеров, подтвердивший свое участие в этих мероприятиях, в ответ на наш вопрос «Зачем?» ответил: «За большие деньги». На этой ноте запиваем увиденное (и услышанное) за сегодня бокалом Fashion Spritz и готовимся к следующему дню Московской недели моды. Судя по всему, нас ждет еще много сюрпризов.