Ольга Михайловская о показе Chanel Métiers d’Art в замке Шенонсо
Во французском замке Шенонсо состоялся показ Chanel Métiers d’Art. Шоу прошло лишь с одной зрительницей — актрисой и давней подругой бренда Кристен Стюарт. Остальным пришлось устроиться поудобнее перед экранами. Модный критик и автор телеграм-канала Front Fashion Ольга Михайловская тоже присоединилась к трансляции — и не увидела ничего нового.
Очередную коллекцию Chanel Métiers d’Art показали без зрителей в знаменитом замке Шенонсо. Почему именно там? Потому что в XVI веке он был резиденцией Екатерины Медичи, а биографы Шанель очень любят странным образом сопоставлять этих двух героинь, находя в их судьбах нечто общее. А именно — что обе были сиротами, получившими образование в стенах монастыря, любили черный цвет и покровительствовали искусству. Могло бы сойти за красивую легенду с большой натяжкой, но дальше в замке Шенонсо были обнаружены еще оконные переплеты в виде двух переплетенных «С», которые якобы стали прообразом знаменитого логотипа Chanel. Но тут уж все путаются в показаниях, потому что вообще-то всегда считалось, что это витражи аббатства в Обазине подсказали идею для логотипа сиротке Шанель.
В действительности все это совершенно не важно — куда важнее, что коллекция была абсолютным продолжением всех предыдущих. Эту одну нескончаемую коллекцию нам показывают уже далеко не первый год. И если при жизни Карла [Лагерфельда] многое в этих коллекциях хотя бы возмущало наше спокойствие, потому что порой было просто «кровь из глаз», то сейчас уже и обсуждать нечего. Ну да, Виржини Виар продолжает дело своего учителя, ну да, все так называемые коды Chanel всякий раз повторяются практически в неизменном виде, так что мы их уже выучили назубок. Только по ощущениям это уже коды Карла, а не Шанель. Если бы Виржини как следует поработала с архивами самой Коко, все то же самое получилось бы легче, моложе, живее и, уж простите, моднее. И все эти твиды, которые у самой Шанель были мягкими и подвижными, как трикотаж, и кружева, которые не топорщились, а струились, и пропорции, которые были куда современнее, что уж и вовсе парадоксально!
Понятно, что темой коллекции, показанной в замке Шенонсо, было именно Cредневековье — пыль веков поднималась в воздух при каждом выходе. Но это самое Средневековье многие нынешние дизайнеры цитируют удивительно современно — с отсылками и к 1980-м, и к 1970-м, у Виар же историческая реконструкция выходит буквальной и неловкой. Банты сомнительного свойства на разрезах брюк под коленками, уродующие ногу, накидки одна на другую, твид поверх твида, здание замка, вышитое золотом на корсаже платья. Во всем этом столько усилий, столько труда, столько эстетики не то сувенирной лавки, не то салона платьев для выпускниц, что чувство досады не покидает ни на секунду. Даже фотографии Юргена Теллера, которого позвали снимать шоу, зрителя не утешают. Ведь все эти часы, дни и месяцы труда уникальных мастеров Métiers d’Art могли быть потрачены с куда большей пользой.
Ну и конечно, вишенка на торте — Кристен Стюарт, единственная «гостья» показа, изображающая, так полагаю, саму Шанель, которая сидит на скамье и смотрит шоу. А в финале она вскакивает и аплодирует Виржини Виар, как бы приветствуя преемницу. Драматургия, достойная школьного утренника. Тот случай, когда ты сам ни при чем, но почему-то испытываешь неловкость.