Передаем за проезд
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Больше 20 лет назад Chanel запустили программу поддержки 11 ремесленных ателье (от Lemarié и Lesage до Desrues и Michel) — и, обращаясь к их мастерам, начали создавать почти кутюрные специальные коллекции Métiers d’Art, которые в итоге стали посвящать разным городам мира. Нью-Йорку повезло уже дважды: вслед за Карлом Лагерфельдом шоу туда привез Матье Блази. Транспорт выбрал не совсем очевидный — метро. Редактор моды Нелли Асриян бывает в московском метрополитене регулярно — и жалеет, что не с такими попутчиками.
Chanel Métiers d'Art 2026
Chanel Métiers d'Art 2018
Символично, что последнее шоу Métiers d’Art Карла Лагерфельда тоже проходило в Нью-Йорке — в декабре 2018-го дизайнер привез коллекцию Chanel в Метрополитен-музей. Матье Блази же для проведения своего дебютного Métiers d’Art спустился: не только из Верхнего Ист-Сайда в Нижний, но и из Метрополитен-музея в просто метрополитен. «Я думаю, что это единственный город в мире, где им пользуются все слои общества, — пояснил свой выбор Блази. — И это единственное место, в котором нет иерархии». Так, на заброшенную платформу станции «Бауэри» (популярное среди голливудских продюсеров место) вечером прибыл только один поезд — привез чуть больше 80 моделей, которые постепенно разбежались по своим делам под звуки джаза. Казалось, все они куда-то опаздывают: одни — на учебу, другие — на работу, третьи вовсе не ночевали дома и спешат поскорее смыть потекшую тушь. «Коллекция ориентирована на очень разных персонажей», — поясняет Блази.
@chanelofficial
И продолжает: «Мне понравилась идея сделать шоу, в котором нет ничего линейного. Наполнить его случайными образами — показав то, что мы видим каждое утро, когда идем на работу и не знаем, что ждет за углом». Так, пожалуй, и родился сюжет тизера шоу Chanel Métiers d’Art 2026, снятого режиссером Мишелем Гондри: в нем бывалая амбассадорка бренда Маргарет Куолли едет под землей на работу — пока новоиспеченный амбассадор A$AP Rocky пытается обогнать ее поезд по земле на своих двоих, чтобы неожиданно сделать ей предложение руки и сердца на выходе из метро. В итоге под роликом в соцсетях Chanel прилетело и актрисе, и рэперу, и модному дому — мол, негоже брать на роль молодоженов уже состоявшихся порядочных семьянинов (хоть Раким, он же Rocky, и не женат на Рианне — по крайней мере официально). Впрочем, после шоу огреб и Блази — пока Николь Фелпс из Vogue и Шанталь Фернандес из The Cut хвалили дизайнера, а Леандра Медин называла шоу «лучшими 35 минутами в жизни», соцсети полнились диванными рекомендациями в духе «ему пора вспомнить, кто клиент модного дома».
@matthieu_blazy
Все очевиднее, что это скорее молодые девушки, внимание которых в век клипового мышления трудно удержать нескончаемой чередой одинаковых твидовых юбок и жакетов — нужно подавать новое и разное. «Но будет ли кто-нибудь из них на самом деле носить Chanel? Учитывая нынешнюю абсурдность цен — $22 000 за жакет, $7000 за сумку, $2000 за туфли, — маловероятно. Но во вселенной модного дома метро — это кинематографическая фантазия», — констатирует Фернандес. Просто теперь эта фантазия не о состоятельной клиентке с личными водителем, косметологом и тренером по верховой езде, а о каждой студентке. О том, что рано или поздно она вырастет, разбогатеет и позволит себе шопинг в модном доме. И когда в нее никто не будет верить, Chanel и Матье Блази — будут. И не только в нее:
Студентка
Та, что спешит на учебу с вместительной сумкой, а еще в простой белой футболке и голубых джинсах. Только вот джинсы Chanel на ней сделаны не из обычного денима, а из шелка — и в ателье Lesage. По сути, прием, который Блази «перетащил» из Bottega Veneta, — вспомнить его фланелевую рубашку, которая на самом деле была пошита из кожи.
Индивидуальная предпринимательница
Сделки она заключает в удобном трикотажном бежевом кардигане или черной атласной рубашке — не пытаясь продемонстрировать власть избитым способом: жакетом с мужского плеча. Хотя важнее всего этого в образе тонкая и иногда длинная цепочка — вместо нити жемчуга, не покидающей шею женщины-политика.
Журналистка
Кожаный тренч, который, кажется, с хозяйкой живет уже десяток лет, костюм из тонкой фланели глубокого синего оттенка, почти незаметная оправа очков и акцентные серьги — для нарядности. Так, по мнению Блази, и выглядит образцовая журналистка 1970-х, которая может все — и репортаж с выставки «Слава русского костюма» в Метрополитен-музее написать, и фото Человека-паука достать в обеденный перерыв. Молли Роджерс и Дэнни Сантьяго, художникам по костюмам второй части «Дьявол носит Prada», на заметку.
Жена мафиози
Ее ролевая модель — жена Тони Сопрано. А любимая сцена с ней, очевидно, та, в которой Кармела примеряет новую шубу на голое тело. В реальности же в нью-йоркском метро в таком виде не очень безопасно — немного выручает алое платье, расшитое пайетками.
Вдова
Но некогда жена мафиози. Траур держит исключительно в черном твиде — и пряча лицо за черными очками и вуалью. Вероятно, скрывает слезы — верим, что слезы счастья после чтения завещания.
Городская сумасшедшая
Одевается так, что у каждого встречного возникает немой вопрос — «что она на себя нацепила?». И гордится этим. Здесь и клетчатые юбки в пол, и броши с цепочками и бусинками, и шляпы — в форме головы то ли кошки, то ли пантеры, то ли вовсе питбуля.
МАМА
Вязаный свитер с детским рисунком, надетый вместе с роскошным костюмом из жакета и юбки, переливающихся пайетками. Или трикотажный кардиган с вышивкой цветов и птиц, сочетающийся с почти таким же костюмом — но из кожи. Полное (и теплое) ощущение, что так идут забирать детей из сада.
Поклонница винтажа
Которая откопала в очередной комиссионке юбочный костюм и пальто с принтом в духе старых афиш. На самом деле рисунок — действительно афиша фильма «Сегодня вечером или никогда» Мервина Лероя, для которого Габриэль Шанель в 1931-м разрабатывала костюмы.
Горожанка
«У вас два аксессуара в Нью-Йорке: собака и стакан кофе», — сказал как отрезал Блази — и пришил к некоторым сумкам подстаканники. Впрочем, и про еще один главный аксессуар горожанки не забыл — любовь к Нью-Йорку выражена футболкой с соответствующей надписью.
Работница бухгалтерии
Свой профессионализм она демонстрирует идеальной укладкой, леопардовым костюмом и «водолазочкой». И шея в тепле, и калькулятор в сумке.
Героиня
Хельмута Ньютона
А точнее модель Алекс Консани, которая в какой-то момент показа оказалась сидящей на лавочке с газетой и широко расставленными ногами — прямо как на культовом кадре Хельмута Ньютона 1978-го. Впрочем, и костюм на ней, расшитый бисером в полосочку, — все равно что с каждого второго снимка Ньютона.
Сбежавшая
со свидания
Так стремительно и задумчиво, что не успела накинуть пальто хотя бы на плечи — и оно так и осталось в руке. Тем лучше видно, например, усыпанное стеклярусом и стразами платье на бретелях: с градиентом от насыщенно-красного до бледно-розового.
И просто женщина
Называть ее Супервумен не хочется — по крайней мере потому, что вязаный свитер с перекрещенными C, отсылающими к эмблеме Супермена, куда уместнее смотрелся бы в Moschino времен Джереми Скотта. Героиня Блази мир спасет и без него — даже если добираться придется на метро.