Ксения Чилингарова об излишествах и свободе
Соосновательница марки Arctic Explorer и колумнистка The Blueprint Ксения Чилингарова продолжает анализировать, что происходит в модной индустрии прямо сейчас. На этой неделе, насмотревшись на последние достижения Haute Couture, Ксения обнаружила в нем сходство с детскими утренниками.
Периодически замужние подруги приглашают меня на дни рождения своих детей. Это, как правило, роскошные тематические праздники с артистами для ребят и открытым баром для их родителей. Дабы избежать неловких вопросов «Ну что у тебя?» или советов вроде «Тебе тоже пора», я обычно делаю вид, что очень интересуюсь спектаклем про Человека-паука, и жмусь поближе к сцене. Однако недавно, во время очередного такого праздника, когда я с умным видом изучала причудливые декорации сцены, ко мне подошла моя знакомая и спросила, когда я выступаю? Она хотела посмотреть, как я танцую.
Я немного растерялась и сказала, что пока не вышла в бальных танцах на уровень «звезда едет в большой тур по стране». Она удивилась и спросила, почему же тогда я в танцевальном платье. Я нервно провела рукой по синей драпировке платья Marine Serre и подумала, что, видимо, выгляжу слишком нарядной для домашнего праздника, но в то же время в самый раз для паркета. Я никогда не страдала ложной скромностью, но в последнее время желание быть экстранарядной в разы обострилось. Откуда эта страсть к преувеличению? Кто снова разрешил все лучшее сразу? Вспомнив кутюрные показы, за которыми следила всю прошлую неделю, я, кажется, получила ответ.
Schiaparelli Couture
Весна-лето 2021
Area Couture
Весна-лето 2021
Charles De Vilmorin Couture
Весна-лето 2021
В то время как модная индустрия наращивает капитализацию, заставляя дизайнеров клепать как минимум по четыре коллекции в год, кутюр как бы существует отдельно. Он как Монако — страна, где главные достопримечательности — казино и автомобили «роллс-ройс». Здесь можно официально не стесняться денег, ходить по магазинам и носить неприличного размера бриллианты. Здесь все свои, а чужие просто туристы. И в этом году сюда на ПМЖ будто хлынули не только признанные мэтры высокой моды, но и молодые бренды, например, Area или Charles de Vilmorin. Для них излишество равно свобода, особенно в этом сезоне. А как иначе? Пир во время чумы никто не отменял. Дайте праздник, дайте всего много, даже (точнее, особенно) если этого в реальности очень мало.
Отсюда — золотые сапоги на платформе в коллекции Valentino или золотые «мышечные» корсеты Schiaparelli. Эти излишества — манифест дизайнеров. Как и золото, драгоценный материал с очень сложной символикой, который имеет определенную стоимость на бирже. Это всегда надежное вложение, а значит, стабильность, которая сегодня растоптана пандемией. А что мы делаем, когда покой разрушается паникой? Мы либо пытаемся отвлечься, либо стараемся обезопасить себя и близких, вкладываясь в ликвидные активы.
Большие дизайнеры, как и художники, сверхчувствительны к внешней среде. Как осмыслить кризис и при этом не показывать на него грубо пальцем? Показать его обратную сторону. Во времена исторического разлада, кризиса и перемен классика всегда сменяется более хаотичным, «аляпистым», чрезмерным искусством, усиливающим волнение. Мода следует этому же принципу. Показывает нам красоту на грани, и мы интуитивно тянемся к ней. Именно это упорядоченное излишество притянуло меня в очередной раз в кутюр, и впервые — в бальные танцы. Перья, стразы, прозрачные рубашки, супервечерний макияж в восемь утра. Строгие линии, минимализм, скромность, в конце концов, — все это считается здесь дурновкусием. Это модное зазеркалье завораживает, особенно когда полгода некуда ходить и нечего носить.
Valentino Couture
Весна-лето 2021
Фильм-презентация Maison Margiela, весна-лето 2021
Мода увлекается танцами дольше меня. Перерабатывая, очищая эту вычурность, но все же придерживаясь заданного ритма и эстетики. Но сегодня речь, скорее, о важном интеллектуальном коде, о свободе, которую мода видит в танце. Которая достигает абсолюта, когда парни двигаются, словно пауки, под техно Ричи Хоутина на показе Prada, или когда модели танцуют аргентинское танго в нарядах Гальяно для фильма Maison Margiela, или когда Альбер Эльбаз бросается в танец по случаю долгожданного запуска AZ Factory — и весь модный мир вместе с ним.
PRADA MENSWEAR, ОСЕНЬ-ЗИМА 2021
Особенно эта тяга к свободе во всех ее воплощениях актуальна в реалиях современной России. Мы вынуждены заново переосмыслить подтекст и понятие этого слова, «свобода». Свобода в движении, свобода в самовыражении, свобода в смыслах — и свобода в мыслях. Однако важно не забывать: чтобы распоряжаться этой свободой, нужно владеть ее инструментами. И это домашнее задание для всех нас.