Ксения Чилингарова — о том, как мода снова пытается стать недоступной
Соосновательница марки Arctic Explorer и колумнистка The Blueprint Ксения Чилингарова продолжает анализировать, что происходит в моде прямо сейчас. На этой неделе она присмотрелась к магии фэшн-индустрии повнимательнее и обнаружила вместо волшебства — фокусы.
Мне очень нравится сказка «Василиса Прекрасная». Особенно главная героиня — за ее удивительные способности: эффектно появиться, переодеться из натуральной кожи в расшитый кафтан ручной работы, в танце во время пира наколдовать озеро с лебедями — и все это чтобы отвлечь внимание суженого и его родни от своих токсичных отношений с бывшим. Чудеса да и только. Удивительно, но мне героиня этой сказки сегодня напоминает модную индустрию. Вводные данные таковы: офлайн-торговля не становится безопаснее, ограничения никто не снимает, а слухи о новой мутации вируса лишь подогревают всеобщую панику. Мировую экономику сотрясают конвульсии, и модным домам разного калибра приходится к ним адаптироваться. Старые инструменты не работают: попытки раздать блогерам всех мастей и видов по it-bag раздражают потенциального покупателя, многие коллаборации выглядят нелепо. Как тогда выживать? Ловкость рук и никакого мошенничества.
Главный секрет любого хорошего фокуса — в умении отвлечь ваше внимание. Ваши глаза и слух направляют в противоположную сторону от исполнителя, прячут суть, отдавая взамен магию. В моде — так же. Вот, например, бренд, интерес к которому падает: из-за отсутствия живых показов, вечеринок по случаю запуска новых продуктов, поп-ап-сторов и, главное, стритстайла. Чтобы скрыть это, рождается новый жанр: онлайн-мистификации.
delete
Аккаунт Bottega Veneta в Instagram до удаления
В один прекрасный день бренд Bottega Veneta удаляет свой аккаунт в Instagram без объяснения причин. В современном мире, где ко всему выдается бумажка с пояснениями и инструкциями, это беспрецедентный шаг. Вопрос зачем? Неопытный зритель захвачен врасплох. Он миллион раз вводит аккаунт любимого бренда в поисковике соцсети, но пусто. Он, не теряя надежды, идет на сайт — в результате трафик посещений и кликов потихоньку растет. Есть над чем подумать.
Показ женской коллекции Saint Laurent весна-лето 2021 в пустыне
Или, например, великолепный бренд Saint Laurent, который в пандемию слегка растерял свои позиции, придумывает отменный фокус. Показ в пустыне. Шествие женщин в черном по ванильному песку завораживает. Невероятно красиво и таинственно, особенно в преддверии выхода нового фильма по культовой книге «Дюна», где место действия происходит в пустыне планеты Арракис. Я посмотрела показ не меньше трех раз. После задумалась: настоящая пустыня или нет, правда или имитация, возможности диджитала или нескромный бюджет? Эти же вопросы мучили меня и после показа мужской коллекции Prada. Диджитал ли это пространство или специально построенные комнаты? Где они взяли такие классные ковры? Один мой знакомый, молодой и талантливый видеохудожник, после просмотра нескольких мистификаций с текущей недели моды задал мне вопрос: «Зачем такое простое действие, как показ одежды, оборачивать в столь сложную форму? Речь о вещах, крое, ткани или на худой конец цвете? Мы в кадре прячем смыслы, а мода — розничную цену». Пожалуй, я могла бы даже с ним согласиться. Очень устала, например, от бесконечных коллабораций брендов с художниками. Единицы из них реально достойны внимания. В основной массе это неудачные «фокусы». Но я верю в моду как часть искусства, которая к тому же все время пытается вступить в контакт с другими членами группы. Желание меняться, мутировать восхищает. Мода как бы синтезирует все, что есть хорошего в материальном и нематериальном мире. Хорошо это получается или плохо, зависит от таланта дизайнера. Но без моды мы бы, например, не узнали многих великих фотографов XX века. А сегодня, возможно, речь идет о видеохудожниках.
Показ мужской коллекции Prada осень-зима 2021
В мире иллюзий, а я позволю себе называть диджитал именно так, существуют свои правила игры и свои инструменты. Вопрос в умении ими пользоваться. Просто статичная, чистая картинка никому не интересна, она очень редко трогает зрителя. Нужно зацепить внимание, заинтриговать. А что может быть привлекательнее неизвестности? Любопытство и человеческая вера в волшебство играют сегодня на руку модной индустрии, которая, безусловно, находится в кризисе. Признаки этого недуга, как ключи в компьютерной игре, разбросаны повсюду. Главные из них, пожалуй, это отсутствие героя и адресата — для кого это все? Аккаунты большинства брендов в тиктоке выглядят по большей части нелепо, как милые комментарии моей мамы под моими постами в инстаграме. Попытки вернуть старых звезд в рекламные кампании пока кажутся достаточно скучными, но точно обозначают направление движения индустрии. Это как показ Chanel для одной голливудской актрисы. Больше нет «мы», снова есть «я». Возрождается эксклюзивность, недоступность и рождается жадность, желание быть единственной для модного дома — точно как для любимого человека. Еще одна удачная мистификация.
Кристен Стюарт на показе Chanel Métiers d’Art в замке Шенонсо
Мода потихоньку удаляется от того, «как есть», и приближается к тому, «как может быть», — от реальности к фантазии. А за это, кстати, долгое время отвечал кутюр. За счет диджитала приобретаются масштабы вещания, но из-за карантина бренды возвращаются к идее индивидуального пошива, к частым встречам, предзаказам и тет-а-тет с дизайнером. Идущая мужская неделя лишь подчеркивает это виртуальное раздвоение. Доступность контента и недоступность формы.
Моя подруга любит повторять, что в женщине должна быть какая-то загадка. Мне искренне кажется, что мода сегодня уже все показала, разделась, переоделась, отдалась кому надо и не очень. И вот пришло время спрятаться, укрыться и позволить нам помечтать. Ведь мы почти разучились это делать.