А я иду такая вся
в Dolce & Gabbana


А
Я
от
до
В октябре 1985 года на сборном показе начинающих дизайнеров в Милане состоялся дебют никому не известного тандема Доменико Дольче и Стефано Габбаны. Так началась история бренда, которому было суждено стать одним из флагманов итальянской моды. За сорок лет существования марки Dolce & Gabbana не раз оказывались как на вершине успеха, так и на грани репутационного краха. Накануне юбилея модного дома Антон Копылов задокументировал главные вехи профессиональной и личной биографии дизайнеров — с помощью алфавита.
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

























A
Alta Moda
В 2012-м, когда Доменико Дольче и Стефано Габбана запустили кутюрную линию — Alta Moda, — число ее клиентов насчитывало не более сотни человек. Сегодня, если верить Vogue, их чуть больше семисот: их объединяет тяга к неприкрытой роскоши, воплощенной в расшитой кристаллами и расписанной вручную одежде — по цене от 50 тысяч евро за платье. В 2015-м появилась мужская версия кутюрной линии — Alta Sartoria. Темы ее коллекций часто зеркалят темы Alta Moda, но более брутально: дизайнеры обращаются за вдохновением то к античной мифологии, то к ремеслам, а в коллекции 2024-го вовсе вспоминают праздничные шествия в честь избавления Сардинии от чумы в XVII веке.
Формально Dolce & Gabbana не могут называть эти линии Haute Couture (для этого нужно состоять во французском Синдикате высокой моды), но все техники, которые дизайнеры используют при создании коллекций в миланском ателье, безусловно, относятся к портновскому искусству. Показы Alta Moda проходят исключительно в Италии — и места, где планируются шоу, становятся их главными источниками вдохновения. Так, в представленной в Венеции коллекции 2021-го паттерн на платьях из жоржета напоминал витражи из муранского стекла и орнаменты плитки собора Святого Марка. А показ, прошедший на Сардинии в 2024-м, закрывала модель в платье-пальто, вдохновленном элементами традиционных сардинских нарядов (а точнее их яркими цветочно-геометрическими орнаментами) и выполненном с помощью ремесленных технологий родом из ковроткачества. «В этой линейке бренда мода выходит за рамки привычного, погружает в мир фантазий», — рассуждал Флоренс Миллер, куратор выставки «Dolce & Gabbana: От сердца к рукам», прошедшей в прошлом году в Милане и Париже. В погоне за этими дорогостоящими фантазиями на первый ряд показов Alta Moda с удовольствием слетаются гости А-листа — вроде семейства Кардашьян, Хелен Миррен или Дженнифер Лопес. Ведь каждое шоу — будь оно в Венеции, Неаполе или Таормине, — дуэт дизайнеров превращает в шумный городской праздник с фейерверками, ужинами и концертами в древних амфитеатрах или старинных палаццо. «Alta Moda — это не просто метры жемчуга и роскошной ткани, — заявил Доменико Дольче перед показом на Сицилии в 2022-м. — Это стиль жизни».




Б
Барокко
Если описывать эстетику Dolce & Gabbana одним словом, то «барокко» приходит на ум одним из первых. Театральная избыточность на грани гротеска, помноженная на страсть к декорированию, — по сути то, что сделало марку успешной в середине нулевых. Вообще, самой высокой концентрации барочная тема достигла в осенне-зимней коллекции Dolce & Gabbana 2012-го. «Это было бесстыдно роскошно. Не было ни одной вещи, с которой не стекала бы капля золота» — так описала шоу критик Vogue Николь Фелпс. На показе в рамках недели моды в Милане дизайнеры обрушили на зрителей волну из платьев и кейпов, золотой узор на которых напоминал средневековые гобелены, а еще включал в себя кружева, жемчуга и вышивки с херувимами. Модные снобы морщились, но универмаги спешили делать заказы — как призналась в одном из интервью легендарный байер ЦУМа Алла Вербер, та «барочная» коллекция стала одной из самых коммерчески успешных на российском рынке. Впрочем, еще один яркий всплеск барокко случился в 2018-м — в коллекции под названием Fashion Devotion, показ которой прошел в декорациях, напоминающих барочные интерьеры церкви Санта-Чита в Палермо. Тогда шоу открыла русская модель Катя Курдупова в платье с инкрустированной жемчугом надписью Fashion Sinner, а перед ее выходом над подиумом пронеслись дроны с расшитыми стразами сумками Dolce & Gabbana.
В
Г
Вуди Аллен
Габбана


В 2012-м индустрию взбудоражила новость о том, что режиссер Вуди Аллен пригласил Доменико Дольче и Стефано Габбану сняться в нескольких эпизодах его фильма To Rome With Love (или «Римские приключения» в российской адаптации). Итальянские дизайнеры сыграли самих себя, что, в общем-то, логично: главная героиня ленты Анна, роль которой досталась Пенелопе Крус, на протяжении всего действия появляется на экране в нарядах Dolce & Gabbana. И хотя в кадре Доменико и Стефано «засветились» впервые, кинематограф в их карьере играл огромную роль примерно всегда. Дизайнеры — настоящие фанаты итальянской классики: шедевров Феллини, Пазолини, Антониони. Так, например, прическа Клаудии Кардинале в фильме «Леопард» режиссера Лукино Висконти стала референсом причесок моделей показа коллекции Baroque 2012-го. А образ итальянской дивы Софи Лорен, в котором она играла в фильме «Такая женщина» режиссера Сидни Люмета, послужил главным вдохновением хита марки — платья в горох Va Va Voom. Да и в целом вещи Dolce & Gabbana регулярно мелькают как в фильмах, так и в сериалах: от «Кожи, в которой я живу» Педро Альмодовара до «Секса в большом городе» шоураннера Даррена Стара. Впрочем, самым массовым появлением на экране бренд обязан Ким Баррет — художнице по костюмам «Ромео и Джульетты» База Лурмана 1996-го: она выбрала одежду из демократичной линейки D&G, запущенной в 1994-м, чтобы одеть в нее всю банду Капулетти. К слову, эту линию бренд закрыл в 2011 году — чтобы сконцентрироваться на основной: «Мы считаем, что, для того чтобы хорошо работать, долго оставаться на рынке и оставить что-то после себя, должен существовать только один бренд, а не два», — сказал тогда Габбана.
Если верить официальной версии, Стефано Габбана родился в Милане 14 ноября 1962 года. Его отец Лино работал в городской типографии, а мать Пьетра была прачкой. Правда, в сети периодически всплывает слух о том, что Стефано — на самом деле внебрачный сын некоего известного в Милане стилиста. Сам дизайнер эту версию никак не комментирует — как и свое детство. Известно лишь то, что после школы Стефано поступил в миланский художественный институт ISIA, но очень скоро бросил учебу. После чего под давлением родителей сдал экзамены в местный колледж — поступил на направление «Графический дизайн». В 1980-м, получив диплом, молодой специалист устроился ассистентом в студию к популярному тогда дизайнеру одежды Джорджо Корреджари, где и случилась его судьбоносная встреча с Доменико Дольче. Но тогда будущие столпы итальянской моды друг другу не понравились. И лишь обстоятельства — их сольные проекты не имели никакого успеха — свели двух дизайнеров вместе.
Д
Дольче
Доменико Дольче появился на свет в старинном городке Полицци-Дженероза неподалеку от Палермо 13 августа 1958 года. Родился будущий модный гений в довольно обеспеченной и относительно творческой семье: его мать Розариа владела небольшой лавкой одежды, а отец Северио был портным. Свое образование Доменико начал в Палермо в Архитектурном институте, но вскоре разочаровался в учебе. При поддержке отца 19-летний юноша переехал в Милан, чтобы поступить в Институт Марангони. Но и там не задержался: спустя два года Дольче вновь бросил учебу — из-за мечты о карьере в Giorgio Armani. Но сбыться ей было не суждено — после пары отказов на собеседованиях у Джорджо Армани Доменико оказался в той самой студии Корреджари, где познакомился со Стефано.
Джорджо Армани
В 2009-м после показа весенне-летней коллекции Dolce & Gabbana на неделе моды в Милане дизайнеры столкнулись с обвинениями в плагиате. И не абы от кого, а от самого Джорджо Армани. Гранд итальянской моды в разговоре с журналистами заявил, что дуэт беззастенчиво скопировал стеганные брюки Armani, представленные на подиуме год назад: «Сейчас они просто копируют. Может, когда-то научатся создавать свое», — заявил тогда Джорджо. Доменико и Дольче, конечно, поспешили с опровержением, тут же перейдя от обороны к наступлению: «Мы перестали ходить на показы Armani много лет назад. Его эстетика уж точно не вдохновляет нас».

Ж
Жилье
Линия Casa (то есть для дома) есть почти во всех исторических модных домах Италии. И Dolce & Gabbana не исключение. Правда, долгое время интерьерное направление в бренде развивалось исключительно «для себя»: мебель дизайнеры производили только для собственных бутиков. Дебют же полноценной домашней линии случился в Венеции в 2021-м во время презентации очередной коллекции Alta Moda. В том же году бренд открыл два магазина с мебелью и предметами декора в центре Милана. Текстиль и утварь (конечно, обильно украшенные яркими узорами цвета «средиземноморский синий» или традиционными сицилийскими) Dolce & Gabbana создают самостоятельно, а вот мебель производится по лицензии на предприятиях компании Luxury Living Group. Хотя на линии Casa владельцы бренда останавливаться не собираются — недавно дизайнеры объявили об экспансии на рынок недвижимости. Теперь Dolce & Gabbana строят элитные виллы в Марбелье вместе с испанским девелопером Sierra Blanca Estate, а еще разрабатывают небоскреб (320 метров, на минуточку) в Майами в сотрудничестве с нью-йоркской архитектурной студией Sofield. В индустрии гостеприимства итальянский лейбл тоже активничает: в тандеме с саудовским застройщиком Dar Global вовсю возводит люксовый отель Dolce & Gabbana на Мальдивах.


З
Звезды
«С Доменико и Стефано рядом меня никогда не покидает ощущение, что мода — это искусство», — говорит Моника Беллуччи со страниц посвященного ей фотоальбома Monica, выпущенного Dolce & Gabbana в ноябре прошлого года. Итальянская дива познакомилась с дизайнерами в начале 1990-х — и с тех пор она не просто амбассадор бренда, но и преданная подруга, которая поддерживала и поддерживает дизайнерский дуэт даже в самые мрачные времена их карьеры (см. К — Китайский бойкот, Р — Расизм, Х — Харассмент). Вообще, Доменико и Стефано удалось сделать звездный маркетинг главным драйвером бизнеса — и во многом благодаря личным отношениям. Первые знаменитости вроде Стинга, Шерон Стоун, Мадонны, Виктории Бекхэм и Вуди Харрельсона появились в портфолио бренда после устраиваемых дизайнерами закрытых вечеринок, частных ужинов и коктейлей на яхтах. Многие такие встречи переросли в дружбу, ставшую якорем стабильности бренда на десятилетия вперед. При помощи таланта «угодить всем» Dolce & Gabbana собирает на показах звезд, которых в других обстоятельствах труднее представить вместе, вроде Софи Лорен, Зендеи, Хелен Миррен, Марины Абрамович и Doja Cat. За 40 лет существования Dolce & Gabbana не случилось еще той красной дорожки, на которой бы не было селебрити в образах бренда. Вспомнить хотя бы белоснежные наряды Виктории и Дэвида Бекхэм на церемонии MTV 2003 — теперь увековеченные в Музее Тюссо. Или то, как короткое платье-бюстье Дженифер Энистон на церемонии вручения Премии Гильдии киноактеров в 2012-м стало одним из самых цитируемых в «модной» биографии актрисы. Ну или выход Machine Gun Kelly за своей первой статуэткой «Грэмми» в 2023-м — в сияющем костюме Dolce & Gabbana.
и
Итальянская сексуальность
Зачем прятать то, что красиво? Этим принципом на протяжении вот уже четырех десятилетий руководствуются дизайнеры бренда, часто идя вразрез с общемировой модной повесткой. Dolce & Gabbana всегда воспевают итальянский тип женской красоты — подчеркнуто сексуальной, без намека на андрогинность, «героиновый шик» и идущую об руку с ним чрезмерную худобу. Один из трендов, который в 2018-м марка подхватила, кажется, с удовольствием, — приглашение на показы моделей с пышными формами: в том числе популярных Эшли Грэм и Тесс Холлидей, которых дизайнеры облачают в платья-бюстье и полупрозрачные юбки. «Мир меняется, но одно остается неизменным: мужчины и женщин хотят выглядеть сексуально», — безапелляционно заявил Стефано Габбана в разговоре с Тимом Бланксом.

К
Китайский бойкот
Самый громкий имиджевый провал в истории бренда произошел в 2018-м — хотя был вызван на первый взгляд безобидными роликами рекламной кампании #DGLovesChina, где модель-китаянка в дорогих украшениях и платье пытается есть палочками блюда традиционной итальянской кухни. В одном из видео девушка тщетно пробует отведать канноли, а закадровый голос произносит: «Он слишком большой для тебя?». Китайцы увидели в этом распространение стереотипов и насмешку над своими традициями — и потребовали бойкотировать бренд. Китайскому офису марки пришлось срочно удалить все ролики и, более того, за несколько часов до начала отменить грандиозное шоу Dolce & Gabbana в Шанхае. Но и это ситуацию не спасло: масла в огонь разгорающегося скандала подлили слитые в сеть комментарии Стефано Габбаны к посту Diet Prada, где дизайнер в перепалке с одним из подписчиков использовал выражение «грязная тупая китайская мафия». Как итог — волна «ответок» от блогеров Поднебесной, которые начали на камеру демонстративно разрезать одежду и аксессуары Dolce & Gabbana.
Несмотря на извинение дизайнеров, которое было опубликовано на следующий день, и уверение, что расистские высказывания основателя бренда появились в результате взлома его личного аккаунта, китайские ретейлеры убрали товары бренда из ассортимента. Волна бойкота докатилась и до международных онлайн-платформ вроде Farfetch и Net-a-Porter, которые отказались от дистрибуции Dolce & Gabbana на территории Китая. В итоге важнейший для бренда рынок был фактически потерян (пусть и временно), и продажи итальянского лейбла в Азии по итогам 2019-го (по данным Reuters) упали на 4%. Ну а согласно данным Daxue Consulting, выручка Dolce & Gabbana в Поднебесной даже спустя три года, на момент 2021-го, так и не вернулась к показателям 2018-го.


Л
Леопардовый принт
Хищный паттерн — возможно, самый узнаваемый из визуальных символов бренда после логотипа. Его центральная роль в ДНК марки закрепилась в октябре 1996-го на показе весенне-летней коллекции Dolce & Gabbana, вошедшей в историю бренда под названием Animal Prints. В том памятном шоу леопардовый принт (который позже возникал в самых разных итерациях) был везде: и на бархатных портьерах, из-за которых выходили модели, и на вещах — часть образов были покрыты им с ног до головы. Манекенщицы дефилировали в соблазнительных облегающих платьях, зауженных книзу, обтягивающих юбках-карандаш и приталенных костюмах-двойках, сплошь украшенных черными пятнами. К слову, трибьют этой знаковой коллекции случился в Венеции в 2022-м — на осенне-зимнем показе Alta Moda. Тогда на одной из моделей был надет длинный плащ с капюшоном и леопардовым принтом, повторяющий легендарный принт 1996-го. Еще один яркий камбэк анималистичного орнамента случился в ноябре прошлого года, когда в свет вышла коллаборация Dolce & Gabbana и бренда Ким Кардашьян Skims, большинство вещей которой (например, облегающие комбинезоны и платья мини) были щедро расписаны любимым паттерном дизайнеров.


М
Мадонна

Пожалуй, самой судьбоносной встречей в истории Доменико и Стефано стало знакомство с Мадонной. Произошло это в 1991-м, когда поп-королева выбрала расшитое разноцветными кристаллами боди с корсетом Dolce & Gabbana для премьеры документального фильма Madonna: Truth or Dare («В постели с Мадонной»). По словам самих дизайнеров, тогда они узнали об этом из газет — и уже спустя сутки вылетели в Нью-Йорк на обед с певицей. Она приехала на встречу в черной сицилийской шляпе, чем окончательно влюбила в себя дуэт, который, конечно, не упустил шанс и пригласил певицу на показ в Милане. Вскоре приятельские отношения переросли в деловые: Мадонна заказала у Доменико и Стефано костюмы для своего тура The Girlie Show 1993-го. Полторы тысячи сценических нарядов были созданы в итальянских мастерских бренда меньше чем за три месяца. Правда, часть вещей пришлось подгонять по фигуре прямо во время шоу — в угоду перфекционизму секс-иконы.
Мадонна дружит с дизайнерами уже более тридцати лет — и когда Доменико и Стефано впутываются в очередной скандал, отказывается от комментариев. В благодарность за такую преданность итальянцы посвятили диве коллекцию весна—лето 2025. Модели дефилировали на подиуме в образах, вдохновленных нарядами Мадонны 1980–1990-х: атласных корсетах, брючных костюмах в полоску и полупрозрачных плащах. Да и стилист шоу по волосам Гвидо Палау надел на манекенщиц парики с объемными кудрями — точь-в-точь как в клипе Мадонны Vogue.
Н
После того как Доменико и Стефано уволились из студии Джорджо Корреджани в 1983-м, они пробовали заниматься консалтингом. Но быстро смекнули, что гораздо большего успеха можно добиться, не помогая другим дизайнерам создавать одежду, а работая над собственным брендом.
«Настоящие женщины»

Первый показ Dolce & Gabbana состоялся 22 октября 1985 года на неделе моды Милане. Это было коллективное шоу начинающих творцов, которое организовала Национальная палата моды Италии. У Доменико и Стефано не нашлось средств на оплату моделей, поэтому в качестве манекенщиц по подиуму дефилировали подруги дизайнеров. А вместо декораций использовались обычные простыни, которые Дольче принес из дома. Коллекция Real Women («Настоящие женщины») была посвящена природной красоте — и воспевала разные типы женской фигуры. В ней преимущественно были минималистичные черные платья приталенных силуэтов, к которым дизайнеры добавили яркие акценты — вроде массивных накидок из красной тафты. Поэтому на фоне вычурных коллекций других дизайнеров она смотрелась весьма необычно и свежо — но это отметили критики, байеры же не оценили. Заказов на коллекцию не поступило, и дуэт даже подумывал закрыть бренд. Ситуацию спасла обеспеченная семья Дольче, которая решила поддержать дизайнеров, оплатив им закупку ткани и аренду студии для работы над следующей коллекцией.



О
Вторая после моды страсть Доменико и Стефано. «Опера — это настоящая итальянская драма: страстная и великолепная», — уверены дизайнеры. На протяжении более двадцати лет они — почетные меценаты оперного театра La Scala в Милане. И часто обращаются к классическим постановкам за вдохновением: например, в 2019-м в преддверии нового театрального сезона бренд представил в La Scala коллекцию Alta Moda, посвященную оперным шедеврам — от «Тоски» до «Мадам Баттерфляй». А годом позже на подмостках театра состоялась премьера обновленной оперы «Травиата», костюмы для которой разработали Дольче и Габбана, используя исключительно кутюрные техники ручной вышивки и драпировки. Да и что уж далеко ходить — в этом году на экраны вышел фильм The Opera (в российском прокате «Дольче!»), основанный на фабуле мифа об Орфее и Эвридике. Специально для художницы по костюмам Марианны Фракассо дизайнеры открыли архивы марки, и та одела всех героев ленты, включая главных персонажей в исполнении Фанни Ардан и Венсана Касселя, в одежду Dolce & Gabbana.
Опера
П
Р
Парфюм
Расизм


Если верить красивой легенде, в 1992-м, когда Доменико и Стефано искали идеальную формулу своего первого аромата, они разбили флаконы с пробными образцами о стену студии и посмотрели, какой эффект это произведет. Когда запахи смешались, Стефано воскликнул: «Вот оно!». Официальные же источники утверждают, что разработкой дебютного парфюма бренда занимались два выдающихся «носа» — Жан-Пьер Мари и Мартина Палликс. В итоге они придумали чувственную цветочную формулу с альдегидными нотками базилика, плюща и фрезии, которая впечатлила жюри Международной академии парфюмерии, и Dolce & Gabbana pour Femme получил престижную премию — как лучший аромат года. После этого марка, конечно, продолжила завоевывать рынок, выпуская все новые версии ароматов для мужчин и женщин, многие из которых, включая Light Blue и The Only One, стали бесспорно культовыми. Более того — в 2024-м бренд представил первый парфюмерный мист для собак Fefe. Бесспиртовой аромат с нотками сандала и иланг-иланга (чувствуют ли это четвероногие?) разработала известный парфюмер Эмили Копперман.
Обвинения в расизме, неполиткорректности и буллинге с незавидной регулярностью обрушиваются на головы Доменико и Стефано. Во время показа весенне-летней коллекции 2012-го Dolce & Gabbana вывели на подиум моделей в сережках, напоминающих статуи колониальных рабов. Годом позже Габбана посетил миланскую вечеринку Disco Africa, где с удовольствием фотографировал гостей (в том числе дизайнера Александра Делл’Аква) с карикатурным гримом black face — лица были покрашены черным цветом, а губы белым. А в 2016-м бренд объявил о запуске модели обуви с провокационным названием Slave Sandals («Сандалии рабыни»). В эпоху, когда о новой этике еще мало кто слышал, откровенные репутационные промахи бренду удавалось замять, а иногда и превратить в не совсем удачный троллинг. Например, на критику поддержки Мелании Трамп в 2017-м марка отреагировала безвкусной рекламной кампанией футболок #BoycottD&G. Не забудем и про необдуманные комментарии Стефано в соцсетях. В 2017-м он назвал Леди Гагу «жирной», написал «нет!» под фото Кейт Мосс в платье Saint Laurent, а в 2018-м обозвал Селену Гомес «уродиной». Последняя на такой выпад сначала никак не отреагировала — но через несколько месяцев опубликовала в своем аккаунте картинку со словом Ugly, выложенным столь любимыми Dolce & Gabbana стразами.
С

Сицилия
«Сицилия — самое красивое место на земле», — часто повторяют в разных интервью Доменико и Стефано. И не устают воспевать итальянский остров и его культуру в своих коллекциях: в 2012-м дуэт вдохновился сицилийским рынком и напечатал сочные перцы и помидоры на летящих платьях, в 2013-м нашел прекрасную керамику в городке Кальтаджироне и перенес ее пестрые орнаменты и узоры на пышные юбки, а в 2014-м вовсе вспомнил о греческом влиянии на Сицилию — и создал, например, платья с «мозаиками» из византийских базилик. Несколько раз остров становился и площадкой для шоу: в разные годы модный десант Dolce & Gabbana высаживался в Сиракузах, Таормине и Палермо. Наконец, самая популярная модель сумки в линейке аксессуаров — трапециевидной формы — ожидаемо называется Sicily. Да и одну из своих первых рекламных кампаний бренд снял именно на Сицилии. В 1987-м фотограф Фердинандо Скианна запечатлел моделей в черных кружевных платьях вместе с простыми жителями итальянской глубинки — сочетание, которое надолго станет частью визуального языка Dolce & Gabbana. «Сложно найти дизайнеров, которые были бы так преданы своей стране и так рьяно пропагандировали ее в своем творчестве», — подмечала колумнистка Vogue Стефф Йотка.

Т
Традиционные ценности
«Старомодный дуэт», «Социальная пощечина от Dolce & Gabbana», «Моралисты моды», — такие заголовки появились в СМИ в марте 2015-го, когда в интервью журналу Panorama Доменико и Стефано высказались против искусственного оплодотворения и усыновления детей однополыми парами. «Никаких химических потомков и матки в аренду: жизнь имеет естественное течение, и есть вещи, которые не должны меняться. Ты родился от отца и матери. Или, по крайней мере, так должно быть. Зачатие должно быть актом любви. Очень скоро психиатры могут столкнуться с последствиями этих экспериментов», — заявили модельеры. Такие слова ожидаемо вызвали бурную реакцию не только в СМИ, но и среди звездных клиентов бренда. Элтон Джон призвал бойкотировать продукцию марки, а Кортни Лав и Рикки Мартин назвали итальянских дизайнеров «мракобесами». Остро воспринимающий критику Стефано тут же в Twitter обозвал хейтеров «идиотами», а британского певца «фашистом». Страсти улеглись лишь к лету, когда сначала Дольче, а затем Габбана извинились за свои слова и помирились с артистическим бомондом. «По своей глубинной сути Dolce & Gabbana — бренд, тяготеющий к итальянским семейным традициям, за что его и любят клиенты, зачастую весьма консервативные», — сделала вывод Сидни Эмбер из The New York Times.
Уклонение от налогов
У

А вот скандал с финансовыми махинациями Dolce & Gabbana начал разгораться в 2008-м, когда итальянские фискальные власти активизировали борьбу с уклонением от уплаты налогов. Дизайнеров обвинили в проворачивании схемы по уходу от налоговых выплат: для этого Доменико и Дольче создали в Люксембурге (где действует льготная система налогообложения) фиктивную компанию Gado, которой номинально продали лейблы D&G и Dolce & Gabbana за подозрительные 360 миллионов евро — при их реальной стоимости около 1,4 миллиарда евро. При этом деятельность компания вела в Италии, но перевод активов в юрисдикцию Люксембурга помог искусственно занизить прибыль, которую Dolce & Gabbana получала на родине — и с которой должна была платить итальянские налоги (которые могут доходить до 43% против 4% в Люксембурге). Суд высшей инстанции тогда признал дуэт невиновным в преступлении, однако два года спустя делу вновь дали ход, и суд приговорил дизайнеров к крупному штрафу в 340 миллионов евро и десяти месяцам исправительных работ. И хотя апелляция, поданная адвокатами бренда, была удовлетворена и все обвинения в мошенничестве с модельеров были сняты, Dolce & Gabbana еще долго пришлось работать над восстановлением репутации прилежного налогоплательщика.

Ф
Футбол
«Я стал фанатом футбола еще в детстве, — рассказывал в 2010-м Доменико Дольче на конференции Reuters — И сейчас, если мне позволяет график, я не пропускаю ни одного матча ФК “Милан” на стадионе “Сан-Сиро”». При этом броманс итальянского футбола и модного лейбла образовался в 2003-м — тогда Dolce & Gabbana наняли пять игроков итальянской сборной, включая Антонио Де Наталезо, Винченцо Яквинта и Федерико Маркетти, для рекламы линии нижнего белья. В том же году одним из главных референсов мужской весенне-летней коллекции марки стал стиль Дэвида Бекхэма: дизайнеры даже вывели на подиум модель в красной футболке с надписями Numero 7 (номер Бекхэма в «Манчестер Юнайтед») и David. А уже в 2004-м бренд официально объявил о начале сотрудничества с футбольным «Миланом», а немного позднее и со сборной Италии. Дизайнеры создавали для футболистов парадные синие костюмы, а с 2014-го шьют и одежду «на вход» — блейзеры с итальянским триколором, свитеры, поло, джинсы и дорожные сумки. Отметились дизайнеры и на родине футбола — в Англии. С 2010-го по 2013-й Dolce & Gabbana производили костюмы для игроков клуба «Челси», который в то время принадлежал Роману Абрамовичу. Наконец, к чемпионату мира по футболу 2018 года, который проходил в России, Доменико и Стефано выпустили небольшую капсулу футболок с... золотыми куполами.
Х
Ц
Харассмент
Цена бренда


Dolce & Gabbana — частная компания, которая, согласно итальянскому законодательству, может не публиковать публичную финансовую отчетность. Но по данным Forbes, 80% акций компании принадлежат самим дизайнерам, а остальные 20% распределены между членами семьи Дольче: братом Альфонсо (генеральный директор Dolce & Gabbana), сестрой Дорой (дизайн женской линии), Джузеппиной (племянница Доменико, возглавляющая направление Alta Moda) и ее братом Кристианом (заведует линией обуви и аксессуаров). По приблизительным подсчетам аналитиков, выручка Dolce & Gabbana растет на 12–15% в год на протяжении последних трех лет, вопреки общим трендам стагнирующего рынка роскоши, — и по итогам этого года может перевалить за 2 миллиарда евро. При этом самый большой прирост выручки компании обеспечивает не одежда, а парфюмерия и косметика. Альфонсо Дольче в интервью Business of Fashion отметил, что в этом году выручка от продажи бьюти-средств может составить около 600 миллионов евро, что на 20% больше, чем годом ранее.
Если возвращаться к скандалам, которые время от времени сотрясают итальянский дом, то их зачинщиком чаще всего выступает Стефано Габбана. В ноябре 2017-го, когда в Vogue вышло его большое интервью, дизайнер рассуждал о сексуальном насилии — явно идя против общепринятой повестки. На вопрос интервьюера про секс в моде и опасность харассмента сооснователь Dolce & Gabbana ответил: «Это не ново! Так было всегда, причем не только в моде, но и, например, в кино. Но, послушай, ты сам решаешь, согласиться или нет. Это правда, и это все знают. А потом через 20 лет все вдруг вспоминают: “Ах, он коснулся моей задницы!”. Так что это вовсе не насилие». После выхода в свет этих слов несколько журналистов, в том числе из американских Glamour и Vanity Fair, обратились в пресс-службу бренда за комментариями, но так их и не дождались. А уже через пару месяцев спорные высказывания Габбаны померкли на фоне расистского скандала в Китае (см. К — Китайский бойкот).

Ч
Чокер KIM
«Союз, созданный на небесах маркетинга» — так критики окрестили совместную коллекцию Dolce & Gabbana и Ким Кардашьян, представленную осенью 2022-го. Показ оказался самым обсуждаемым на неделе моды в Милане — ведь бренду активно припомнили скандальное высказывание Стефано Габбаны: в 2004-м дизайнер назвал семейство Кардашьян «самыми дешевыми людьми в мире». Впрочем, обсуждение давних склок не помешало подиумным образам — эффектному попурри хитов из архивов Дольче и Габбаны 1987–2007 годов — завируситься в сети. Одним из самых виральных оказался образ с чокером KIM — почти точной копией знаменитого чокера SEX из коллекции весна—лето 2003.

Щ
Ю
Щедрость
Ювелирная линия

Несмотря на непубличность компании Dolce & Gabbana не отмахиваются от социальной ответственности — и участвуют в ряде благотворительных программ. Например, в годы пандемии дизайнеры делали щедрые пожертвования в фонд миланского института Humanitas, который занимался изучением роли иммунной системы в борьбе с ковидом. Бренд в том числе направил часть прибыли от продажи сумки Devotion на финансирование работы ученых. «И мир, и наши жизни изменились, — говорили тогда Доменико Дольче и Стефано Габбана. — Мы надеемся, что все это ведет к возрождению, поэтому хотим внести свой вклад, чтобы все мы, и в особенности будущие поколения, почувствовали пользу от этих фундаментальных научных открытий». Кроме того, в 2023-м Доменико и Стефано объявили о запуске двухлетней программы поддержки молодых дизайнеров, в рамках которой те могут получить доступ к производственным возможностям Dolce & Gabbana, а также средства на запуск коллекций.
«Когда я ношу украшения Dolce & Gabbana, я ношу с собой кусочек Италии, — рассказывала Vogue Наоми Кэмпбелл. — Я узнаю в них краски этой страны, ее барочную архитектуру, картины Ренессанса и залитые солнцем пляжи Средиземного моря». В целом ювелирный бизнес бренд начал в 2011-м, и сегодня он включает в себя два направления: линию высокого ювелирного искусства Alta Gioielleria и более демократичную линию. Так, «кутюрные» коллекции драгоценностей создаются мастерами Dolce & Gabbana почти полностью вручную с применением редких техник, например, филиграни — когда тонкие золотые нити переплетаются в орнамент, напоминающий кружево. За идеями дизайнеры часто обращаются к культуре Италии, используя иногда и не совсем очевидные референсы. Например, некоторые украшения коллекции 2024-го напоминают узоры из древних церковных книг региона Апулия — или узоры, которые сицилийские пекари вырисовывают на хлебе. Одна из самых популярных ювелирных линеек Dolce & Gabbana, к слову, Rainbow Family — отсылает к детским воспоминаниям дизайнеров о лете: она пестрит яркими красками сапфиров, желтых бриллиантов, турмалина и аметиста.

Я
«Допускаю ли я ошибки в моде? Да, но я не скажу какие»
Доменико Дольче