И это нормально
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Новость о том, что Дрис ван Нотен покидает пост креативного директора собственного бренда, застала врасплох даже тех, кто давно морально готовился к пенсии дизайнера. Его решение уйти из большой моды было встречено всеобщей грустью, однако на смену ей довольно быстро пришла радость. По просьбе The Blueprint Марина Прохорова объясняет, почему, и заодно напоминает, за что нам стоит сказать бельгийцу спасибо.
«Дрис», 2017
У нас всех, искренне любящих творчество Дриса ван Нотена, эта новость вызывает смешанные чувства. То, что теперь мы будем лишены прекрасных придуманных им вещей — очень обидно. Но за него самого можно только порадоваться. Я это точно знаю — за тот год с небольшим, что я на пенсии, эта свобода выбора занятий и отсутствие жесткого календаря стали источником лучших эмоций в моей нынешней жизни. А у Дриса к тому же остаются другая степень свободы и другой, лучший и самый естественный в мире календарь — ухода за растениями. Наверное, все ценители его творчества знают о прекрасном саде дизайнера. И видят по его коллекциям, как он понимает и ценит красоту цветов. Это видно и в документальном фильме «Дрис», снятом Райнером Хольцмером в 2017 году.
И эта биография, и, собственно, творчество Дриса ван Нотена удивительны своей выдающейся, здоровой нормальностью. Родился в семье, занимающейся созданием и продажей одежды. Закончил Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, вошел в знаменитую «антверпенскую шестерку», в их составе прогремел на Лондонской неделе моды 1986 году — и, в принципе, притормозил, основав в том же году собственный небольшой бренд. Никакого особенного эпатажа и задора. В 1990-х вообще казалось, что Дрис — это тот из знаменитой шестерки, кто отвечает за этнический стиль в дизайне. Прекрасный, изысканного вкуса, интеллектуально насыщенный, но без особого драйва. Конечно же, подобное мнение оказалось значительным преуменьшением его таланта. Просто Дрис ван Нотен не устраивал революций и развивал свое творчество эволюционно.
Dries Van Noten Menswear, осень-зима 2001
Dries Van Noten Menswear, весна-лето 2014
Dries Van Noten Menswear, осень-зима 2014
При всей визуальной ясности вещи Dries Van Noten имеют сложный, отступающий от традиционного крой. Разный для каждой коллекции. Это можно было бы назвать вариацией деконструктивизма — но все-таки у Дриса ван Нотена мы видим очень бережное выстраивание конструкции одежды, а не ее разрушение. В ней всегда поражали воображение материалы и сложные вышивки — недаром Дрис еще ребенком ездил с отцом на закупки тканей в Париж, а став успешным дизайнером, приобрел в Индии мануфактуру, на которой создавались ткани по его собственному дизайну, исключительно для бренда Dries Van Noten. И конечно, нельзя не вспомнить об изумительной, по-фламандски драгоценной цветовой гамме вещей Дриса. Источниками вдохновения для Дриса ван Нотена были исторические эпохи, художники, народные костюмы. Но главным всегда оставался сад и цветущие в нем цветы. Всегда разные и всегда прекрасные. Всегда украшающие нашу жизнь. Собственно, как и одежда Dries Van Noten. Ее очень легко носить, дизайнер всегда умел обращаться с красивым и эффектным замыслом, не выпуская из виду, что одежда — это очень прикладное искусство, и живет оно в движении.
Dries Van Noten Menswear, осень-зима 2016
Сейчас совершенно понятно, что Дрис ван Нотен входит в число самых интересных и значительных дизайнеров нашего времени и покидает свой пост в расцвете сил. И этот уход по собственному желанию, такой редкий в невротическом мире фэшн-дизайна, лишний раз подчеркивает самую важную в сегодняшнем мире особенность вещей с лейблом Dries Van Noten. Они красивы, они цепляют взгляд, в них хочется ходить. И они нормальны. Эту нормальность и душевное здоровье трудно описать, не прибегая к отрицаниям. Талант Дриса ван Нотена не предусматривает ни надлома, ни сарказма, ни вызова, ни перфекционистского снобизма. В его коллекциях из сезона в сезон мы наблюдали очень красивые, сложные, наполненные множеством аллюзий вещи для нормальной счастливой жизни. Конечно же, в них чувствовались и эмоции, даже тревожные или печальные. Но повторюсь — без надлома. Для тех, кто справляется и хочет справляться.
И конечно, при всем вышесказанном главное в Dries Van Noten — это очень красивые вещи сложного, но отличного кроя, из прекрасных материалов (собственного производства в Индии), вневременные. Конечно, каждый сезон мы все видели, что Дрис учитывает модные тренды, но его стиль все же всегда оставался рассчитанным на жизнь, а не на короткую демонстрацию. Мы еще долго будем носить эти прекрасные неустаревающие вещи. Спасибо.