T

Главное об «Антверпенской шестерке»

30 сентября на Парижской неделе моды пройдет показ Dries Van Noten, а на следующий день там же свою новую коллекцию представит бренд Ann Demeulemeester (совсем недавно удачно проданный итальянцу Клаудио Антониоли). Обе марки — детище двух из шести легендарных бельгийских дизайнеров, ворвавшихся в мир моды в середине 80-х. А вот остальных участников «Антверпенской шестерки» знают куда хуже. Кто они? Что делают сейчас? В чем их заслуга? Рассказывает Алла Анацко.

Кто был в «Антверпенской шестерке» и почему она так называется?


Antwerp Six или The Six — группа выпускников Антверпенской королевской академии изящных искусств, в которую входили дизайнеры Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Дирк ван Саен и Марина Йи.

По одной из версий, «шестеркой» дизайнеров окрестили журналисты, освещавшие их участие в лондонской Неделе моды в 1986 году, — ради удобства, чтобы не запутаться в написании бельгийских фамилий. Однако известно, что годом ранее дизайнеры в том же составе организовали собственный показ в Антверпене, уже используя выражение «шестеро из Антверпена» как весьма расплывчатое самоопределение — на приглашении они вшестером позируют в одинаковых костюмах с галстуками и канотье, изображая гребцов в лодке. После показа фламандская газета De Standaard уже величала дизайнеров просто «шестеро» — de zes.

А разве Маржела не входил в «шестерку»? Почему тогда его постоянно приписывают к ней?


Нет, Мартин Маржела не был частью Antwerp Six, хотя и окончил ту же академию, что и все члены «шестерки» (немногим ранее). Его карьера развивалась независимо: он отправился в Париж стажироваться у Жан-Поля Готье в 1984 году — до того, как «шестерка» сформировалась. Ближе всего к семерке они были в 1983-м. Тогда вместе с дизайнерами, позднее ставшими The Six, Мартин Маржела участвовал в конкурсе «Золотое веретено» (Gouden Spoel) — все семь имен были напечатаны на одном приглашении. Победил Дирк ван Саен.


Имя Мартина часто упоминается вместе с участниками «шестерки», так как все они стояли у истоков феномена бельгийской моды и были так называемым первым поколением дизайнеров, принесшим славу Антверпенской академии.

Кажется, что бельгийская мода появилась внезапно и ниоткуда. В чем тогда заключается ее феномен? Все дело в качестве образования?


Безусловно, академия сыграла свою роль, но успеху бельгийцев сопутствовало и множество других факторов. Начало 1980-х, когда члены будущей «шестерки» один за другим выпустились из академии, было расцветом новой, передовой культуры: в частности, запускаются журналы i-D и The Face, Рэи Кавакубо и Йоджи Ямамото показывают свои коллекции в Париже.


На волне этого энтузиазма набирает обороты и бельгийская модная индустрия: появляется первый национальный журнал мод Flair, открываются магазины Crea и Coccodrillo, владельцы которых Дженни Майренс и Гирт Брюло (Geert Bruloot) сыграют ключевые роли в успехе бельгийских дизайнеров. Дирку ван Саену удается основать собственный магазин Beauties & Heroes сразу после выпуска из академии. Позже его примеру последует Дрис ван Нотен.

Правительство Бельгии запускает программу поддержки легкой промышленности: пятилетний план, согласно которому бельгийские текстильщики получают субсидии на модернизацию производства, а модельеры — возможность показывать свои работы в Японии. Вскоре для молодых дизайнеров организовывают конкурс «Золотое веретено» (первая победительница — Анн Демельмейстер).


В академии тихая революция проходит стараниями самих студентов. Основанный в 1960-х, факультет моды Королевской академии изящных искусств уже не следует принятой в Бельгии традиции копирования французских нарядов, но все еще подвержен влиянию парижской элегантности. Глава факультета Мари Прийо, известная своим суровым нравом и строгостью преподавания, настаивает, чтобы студенты были «гармоничными, как Моцарт». Под гармонией Прийо понимала буржуазную моду Chanel, в то время как поколение «шестерки» уже интересовалось культурным авангардом и панком, восхищалось японскими дизайнерами. На их стороне выступала не менее строгая, но более дальновидная наставница — Линда Лоппа, позднее сменившая Прийо на должности декана. В столкновении высоких стандартов академии и неизбежного бунта молодости родился особый бельгийский почерк. Критик моды Кэти Хорин охарактеризовала его как смесь крепкого чувства идентичности, столь редкого для эклектичной европейской моды, с интеллектуальностью и «очень простым, прямым взглядом на вещи».

Как и когда в итоге случился прорыв «шестерки»? И как вообще вышло, что дизайнеры с такими разными стилями могли объединиться?


Поворотным моментом для дизайнеров (и бельгийской моды в целом) стало упомянутое участие «шестерки» в лондонской Неделе моды. Собрались они тем же, что и на антверпенском показе, составом и по таким же причинам: тесный круг общения, экономия и взаимопомощь.


Идея отправиться в столицу Англии принадлежала приятелю дизайнеров Гирту Брюло. Владелец обувного магазина Coccodrillo устал убеждать местных байеров, что авангардные ботинки Биккембергса — это новое слово в дизайне, и предложил Дирку заявить о себе в Лондоне. Чтобы не ограничиваться только обувью, которой всерьез увлекся Дирк, Гирт также пригласил Вальтера ван Бейрендонка. Следующим участником стал Дрис ван Нотен — ему Гирт делал дизайн приглашений и каталогов. В итоге Брюло решил, что «шестерка» должна воссоединиться, и позвал всех остальных.

Дизайнеры готовились показать свои работы в шоуруме наравне с главной молодой звездой лондонской Недели Джоном Гальяно, однако организаторы поместили бельгийский стенд на второй этаж — в отдел со свадебными платьями, куда не заглядывали ни важные байеры, ни пресса. На второй день работы участники решили взять все в свои руки: распечатали флаеры, начинавшиеся со слов «Шесть бельгийских дизайнеров...», и сами раздали их посетителям на первом этаже. Первыми пришли байеры культового нью-йоркского магазина Barneys (ныне закрыт, продан компании Authentic Brands Group) и сразу сделали заказ, следом за ними — журналисты, потрясенные не только передовым дизайном, но и наличием в Бельгии моды как таковой.


Кстати, после успеха в Лондоне «шестерку» пригласили принять участие в выставке моды Pitti Trend. Поскольку у дизайнеров не было достаточно денег на билеты, они арендовали два трейлера, погрузили в них коллекции и поехали во Флоренцию через Альпы.

Можно ли сказать, что они были первыми бельгийскими дизайнерами на международной арене?


Справедливо будет назвать «шестерку» бельгийским чудом, феноменом, парадоксом, символом новой эры в дизайне (или любым другим штампом на ваш вкус, если не придумаете ничего лучше). Но официально первым бельгийским дизайнером, получившим признание за пределами страны (пусть и недолгое), была Анн Саленс, чьи платья в конце 1970-х носила французская певица Жюльетт Греко.

Почему «Антверпенская шестерка» так важна для моды?


Потому что особая оптика этих бельгийских дизайнеров, их непривычный взгляд на одежду навсегда изменили модный ландшафт Европы. «Шестерка» не только прославила Антверпен и дала ход «второму поколению» бельгийцев (среди которых были A.F. Vandevorst, Вероник Бранкино, Бернар Вильгельм, Оливье Тискенс, Раф Симонс и другие), но и показала, что дизайн одежды может быть неразрывно связан с культурой — музыкой, литературой, философией, молодежными движениями, национальной идентичностью, — стать транслятором этих ценностей, а не только показателем социального статуса.


Пожалуй, главным достижением бельгийцев стало внедрение в современную моду принципов деконструкции, которые не спорили с основами кройки и шитья, но стирали грань между устойчивыми понятиями мужского, женского, повседневного, нарядного, нового, старого и отменили восприятие «красивого» как неизбежно элегантного.

Я толком ничего не знаю про Марину Йи и Дирка ван Саена. Они закрыли свои бренды?

Марина Йи отделилась от коллектива в 1988 году и постепенно отошла от дел — свою последнюю коллекцию она показала в Париже в 2005 году. В 2018 году Йи организовала выставку в токийском винтажном магазине Laila, где представила три новые модели пальто и две рубашки.


Дирк ван Саен предпочел управлять небольшой компанией. Он выпускал коллекции малыми тиражами и продавал в избранные магазины — дабы снизить нагрузку, заниматься разными интересными ему делами (которых было предостаточно) и преподавать в академии вместе со своим многолетним партнером Вальтером ван Бейрендонком.

Коллажи Марины Йи для Laila Tokio

Я правильно понимаю, что «шестерка» в итоге развалилась?

Когда британское консульство из-за страха конкуренции закрыло бельгийцам путь в Лондон, «шестерка» отправилась покорять более дружелюбный Париж. После двух совместных показов Дирк Биккембергс примкнул к мужской Неделе моды; Дрис ван Нотен быстро набирал популярность, и ему стал нужен отдельный показ. В итоге пути бельгийцев разошлись.


Надо сказать, что далеко не все дизайнеры считали «шестерку» организованным коллективом и название Antwerp Six почти не использовали как бренд. Пожалуй, распад «шестерки» больше всех переживал собравший дизайнеров вместе предприниматель Гирт Брюло — для него это был «развал рок-группы».

А что все они делают сейчас?


Дрис ван Нотен продолжает выпускать сезонные коллекции; его бренд с предполагаемым оборотом 30 млн евро в 2018 году купила испанская компания Puig (ван Нотен остался миноритарным акционером). В свободное время Дрис со своим партнером выращивает розы в загородней резиденции. С 2017 года носит титул барона.


Анн Демельмейстер ушла с должности креативного директора собственного бренда в 2013 году, однако право на использование имени Ann Demeulemeester осталось за ней. Должность креативного директора марки после ухода Анн семь лет занимал Себастьен Менье (в июле он объявил о своем уходе — о том, кто займет его место, пока не известно).


В 2019 году Демельмейстер выпустила коллекцию посуды и светильников вместе с бельгийской фирмой Serax.

Ann Demeulemeester & Serax

16 сентября 2020 года подтвердилась информация о продаже бренда Ann Demeulemeester Клаудио Антониоли — владельцу итальянской сети бутиков Antonioli, основателю New Guards Group (среди компаний группы — Off-White, Heron Preston, Ambush, Palm Angels и другие), а также большому фанату Анн. Синьор Антониоли планирует «вернуть одежде прежнее качество», утраченное при Себастьене Менье. Демельмейстер не будет заниматься дизайном одежды; компания находится в поиске креативного директора. Сама Анн последние несколько лет предпочитает жить за городом со своим супругом, фотографом Патриком Робином. Она владеет единственным в Бельгии домом, построенным по проекту Ле Корбюзье, — в нем проживает ее сын.


Вальтер ван Бейрендонк и Дирк ван Саен преподают в академии (Вальтер руководит факультетом моды), управляют магазином Walter, курируют выставки и выпускают небольшие коллекции одежды, а по вечерам, как можно предположить, ругают Верджила Абло. Дирк также делает керамику.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CDnxw8dnXjt/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="12" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CDnxw8dnXjt/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> View this post on Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CDnxw8dnXjt/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">A post shared by LUCENTEMENT (@lucentement)</a> on <time style=" font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px;" datetime="2020-08-08T08:24:53+00:00">Aug 8, 2020 at 1:24am PDT</time></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Дирк Биккембергс еще в 1990-х увлекся футбольной эстетикой и сосредоточился на спортивной одежде. Он сотрудничал с миланским клубом «Интер», а позже купил собственную футбольную команду — F.C. Fossombrone. Впрочем, к футболу он быстро охладел и клуб вылетел даже из итальянской серии D. В 2011 году Дирк продал бренд итальянской компании Zeis Excelsa, а в 2015 году контрольный пакет у итальянцев приобрела китайская Guangzhou Canudilo Fashion & Accessories. Последние годы авангардный некогда бренд выпускает повседневную и спортивную одежду, которую сложно назвать дизайнерской: имя Dirk Bikkembergs проще встретить на резинке трусов, чем на подкладке пальто.


Марина Йи с 2003 года работает в своем антверпенском ателье и дает мастер-классы по устойчивой моде. По ее словам, молодые студенты ничего о ней не знают: об «Антверпенской шестерке» им рассказывают либо мамы, либо Google.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}