JENЁК
Женя Петрова
«Женьки» большие и маленькие
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Этим летом петербургскому бренду сумок JENЁК исполняется год. 31-летняя финалистка списка The Blueprint 100 Женя Петрова хотела стать пианисткой, училась на дизайнера обуви, а в итоге придумала яркие кисеты, клатчи и шоперы из натуральной кожи. Теперь их носят среди прочих стилистка и инфлюенсер Вероника Коренблюм и фотограф Анастасия Рябцова. Редактор The Blueprint Полина Садовникова отправилась на производство JENЁК в Петербург — и расспросила Женю Петрову про цех, дизайн сумок и бизнес-план.
марка:
основательница:
Женя Петрова
анкета:
Любимый бренд
любимый показ
Коллаборация мечты
Любимый модный фильм
Самый модный человек прямо сейчас
Фото: Евгения Парфенова
Автобус Екатеринбург—Краснотурьинск отходит от Северного автовокзала несколько раз в день. Семь с лишним часов — и вы на берегу реки Турьи, в маленьком (чуть больше 60 тысяч человек) городе с гигантским алюминиевым заводом, крохотной часовней в честь отмены крепостного права и бесконечными ампировскими фасадами, за которые Краснотурьинск с советских времен зовут «маленьким Ленинградом». В этом маленьком Ленинграде Женя Петрова выросла, окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и начала готовиться к поступлению в музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Там же передумала — и в 17 укатила в большой Петербург — учиться на модельера-конструктора.
«Мама переехала на Урал из Казахстана. Когда она уходила с работы, ей вместо зарплаты вручили швейную машинку Brother. На ней я училась шить, по выкройкам из журнала Burda, — вспоминает Женя Петрова. — Когда я призналась себе в том, что великого музыкального таланта у меня нет, начала думать в сторону дизайна. А потом где-то прочитала, что можно выучиться на конструктора обуви, — и загорелась этим».
Фото: Альбина Назмиева
Кисти в тубусе от чипсов
В найме Женя Петрова работала ровно два дня — на петербургской фабрике ортопедической обуви в 2012-м (по иронии судьбы здание располагалось на улице Римского-Корсакова). Энтузиазм к карьере на предприятии быстро поугас. «Я рассчитывала, что меня научат конструировать на современной программе, а она оказалась похожа на Corel, который я уже освоила во время учебы, — говорит Женя. После трех лет в колледже при Санкт-Петербургском госуниверситете промышленных технологий и дизайна она поступила в „Промтехдизайн“, но так там и не доучилась. — Какую-то теоретическую базу я получила, но в техническом плане обучение очень устарело. Всему пришлось учиться на практике. В 20 я стала предпринимателем: появился Artskill».
Artskill — бренд кожаных косметичек, картхолдеров и чехлов всевозможных форм, цветов и размеров — Женя Петрова запустила в 2012 году. Эта бизнес-идея пришла ей в голову в петербургской Академии художеств («Я пришла туда учиться зарисовкам и увидела, что девчонки таскают кисти в картонных тубусах от чипсов»). Первые пеналы Женя делала на коленке: вырезала кожу, добавляла тиснения. Первые клиенты приходили с рекламы в арт-пабликах «ВКонтакте» («В 2012 году там можно было купить рекламу за 500 рублей»). Следующую партию — из 80 штук — Женя заказывала в колледже технологий и дизайна, откуда потом переманила к себе швею Ольгу. Сейчас та работает в бренде JENЁК.
Artskill. Фото: Полина Твердая
«Женьки»
Фото: Антонина Золотникова
Фото: Антонина Золотникова
Фото: Евгения Парфенова
Первые кисеты, «багеты», сумки на широком ремне, клатчи и шоперы Женя Петрова выпустила в конце июня 2022-го — под новым брендом.
«Название Artskill мне, честно говоря, разонравилось, — объясняет Женя. — Этот бренд продолжает жить и в общем-то отлично себя чувствует, но я думаю над тем, чтобы его переименовать. Плюс Artskill ассоциируется с чехлами и косметичками. Сумки — это уже совсем другой уровень. Мне хотелось экспериментировать с цветами и толщиной кожи, лучше обрабатывать края, использовать более сложную технологию обработки и сборки. А еще запариваться с подкладкой: на нее мы пускаем очень качественную кожу со стоков, иногда — Prada и Valentino».
Макеты сумок были готовы зимой 2022-го. Над названием думали долго. «Мой парень, [основатель обувного бренда Homies] Витал Поляков, который давно подбивал меня сделать сумки, предложил Ashes. Мы даже набросали логотип». В конце февраля от этого названия отказались. Запуск бренда решили отложить.
«Хорошо, что именно отложить, а не забросить, — говорит Женя. — Альбина Назмиева, которая недолго работала в Artskill стилистом, согласилась присоединиться к бренду в качестве арт-директора. Мы захотели сделать название на французский манер. Начали копаться в словарях, а потом я в шутку предложила „Женек“ — так меня называют близкие. За одиннадцать лет многие так и не смогли запомнить название Artskill, а вот JENЁК сразу прижился».
Фото: Евгения Парфенова
«ЖенькИ» — так в бренде ласково называют сумки JENЁК — изготавливает вручную команда из десяти человек. «Найти хорошую швею или конструктора — целая проблема. Некоторые пришли к нам с 30-летним стажем работы на больших производствах вроде фабрик детской обуви «Скороход» и «Тотто».
В ассортименте — только сумки из натуральной кожи. «Не вижу смысла пускать на сумки кожзам, который прослужит только пару сезонов, — считает Женя Петрова. — Это уж точно не экологичный подход». У каждой сумки JENЁК есть свой паспорт и идентификационный номер (в течение первых трех лет после покупки ее можно сдать на бесплатную чистку и восстановление).
Фото: Евгения Парфенова
Небольшое помещение со швейными машинками Durkopp Adler и Pfaff, вырубным прессом и редкой итальянской двоильной машиной для кожи Camoga, которую Женя Петрова удачно отхватила «не за полтора миллиона, а всего за 50 тысяч рублей», арендуют на Петроградке — в двух шагах от студии Homies и бистро «Футура». К производству она тоже периодически подключается: например, замешивает краски для новой коллекции («Точно будут канареечно-желтые сумки») и помогает собирать макеты.
Самый ходовой цвет — светло-шоколадный Toffee, размер — маленький. «То ли потому, что наши маленькие сумки дешевле, то ли потому, что они выглядят необычнее», — пожимает плечами Женя.
Фото: Евгения Парфенова
Маленькие и правда дешевле: от 15 тысяч рублей за крошечную MI MI MI JOIN на кожаном шнурке, в которую поместится пара чехлов от эйрподсов, за вместительный тоут 04EDGE размером 56×40 см придется отдать уже до 65 тысяч.
«Первые модели мы сшили из кожи со стоков. Сейчас приходится заказывать материалы по каталогам, что выходит дороже, — говорит Женя Петрова. — А когда я в последний раз покупала молнии, мне сказали, что следующая поставка будет дороже — мол, потому что „цены на электричество в Европе подскочили“. Не знаю, во сколько обойдутся молнии, но цены на кожу действительно подняли — в среднем на 15%. Мы закупаем ее в Италии — в прошлом году я специально ездила на выставку Lineapple».
Фото: Антонина Золотникова
Бизнес без бизнес-плана
«Когда меня позвали в подкаст про бизнес, я рассмеялась. У меня до сих пор нет никакого бизнес-плана, — рассказывает Женя Петрова. — Я не мыслю цифрами. Мне важно подобрать самые качественные материалы и лучшую фурнитуру. Сколько это будет стоить — дело десятое. Я думала найти партнера, который возьмет на себя развитие бизнеса, но серьезными поисками пока не занималась. Всеми документами и налогами занимается бухгалтер, а зарплату я до сих считаю самостоятельно. Во сколько раз мы выросли за год? Без понятия».
Фото: Евгения Парфенова
Фото: Евгения Парфенова
Собственную обувную линейку Женя Петрова запускать не планирует («В нашей семье за нее отвечает Витал»). Но против коллабораций не возражает: в июне JENЁК презентовала в московском пространстве «Рихтер» первые кеды на плоской каучуковой подошве, сделанные в коллаборации с Homies. Расширяться или переезжать из Петербурга JENЁК тоже не собирается. Сейчас сумки можно заказать только на сайте бренда («На нас выходили байеры из Москвы, но производство огромных партий мы пока не потянем»).
Так что же в планах? «Поиск новых материалов и фурнитуры, разработка новых моделей. В сентябре планирую снова посетить выставку Lineapelle, — говорит Женя. — Еще хочу поднабраться опыта на серьезном производстве и попасть на экскурсию в мастерскую Hermès».