Марка с большим будущим: Razumno
Делать свой модный бренд в России сложно. Свой обувной бренд — еще сложнее, о чем нам не раз рассказывали основательницы N.early N.aked, например. Тем не менее модные качественные обувные локальные марки продолжают появляться — Razumno как раз из таких новичков. Им нет и месяца, а Насте Сотник уже есть что про них рассказать.
марка:
RazUmno
основатель:
Алена Лозовская
Любимый показ
Любимый бренд
Коллаборация мечты
Любимый модный фильм
Самый модный человек прямо сейчас
Соосновательница бренда Razumno Алена Лозовская в редакции The Blueprint была бы на своем месте, ведь вся ее жизнь связана с модой и медиа. До того как плотно заняться обувью, она была фоторедактором нескольких интернет-изданий — Hopes & Fears, The Village и «Секрет фирмы». Карьеру в медиа она строила до 2017 года, пока работа в редакции ей не наскучила и она не начала помогать в работе своему папе, опытному обувщику Михаилу Лозовскому.
Папа Алены занимается обувью с 1970-х — он выпускник 17-го профессионального училища города Фрунзе (сегодня Бишкек). Позже, работая обувщиком на киргизской фабрике «Люкс», он познакомился с мамой Алены — Ларисой. «Так как они были талантливыми мастерами, то часто выполняли индивидуальные заказы для высокопоставленных советских служащих. В 1990-е фабрика развалилась, родители выкупили часть оборудования у государства себе и открыли дома мастерскую. Папа тогда часто мотался в Италию, чтобы смотреть, как там работают над обувью, что-то перенимал. Потом, в 1995-м, на рынок пришел Китай, с которым конкурировать просто нереально. У нас в семье начались серьезные финансовые сложности», — вспоминает Лозовская. Мама периодически брала заказы небольших брендов, папа занялся «вообще другим делом». «Но что они еще умеют делать в жизни, как не шить обувь?» — задает вопрос Лозовская, объясняя, что рано или поздно и папа, и мама должны были к обуви вернуться. Вернулись к делу жизни они уже в Москве в 2014 году, попав в беспок-ателье Сергея Аверьянова Per Nobile, где уже работал портным троюродный брат Лозовской. Сперва за старое взялся Михаил, потом мастерство заготовщицы вспомнила Лариса — сейчас она изготавливает верхнюю часть обуви Per Nobile. В 2017-м в компанию пришла и Алена, как оказалось, чтобы вдохнуть в стагнирующее производство новую жизнь.
«Все получилось, не могу тут себя не похвалить. С семнадцатого года по двадцатый я сделала так, что мы перешли на совершенно другое по уровню сырье: у нас иные колодки, я нашла самые лучшие дубильни Annonay и Tanneries du Puy, которые недавно купили Hermès. Они не дали им обанкротиться во Франции», — рассказывает Алена. Сейчас обувное направление Per Nobile приносит достаточную прибыль как бизнес: в месяц ателье выпускает до 25 мужских пар с ценником от 60 тысяч рублей — больше при имеющемся подходе к пошиву мастера делать не могут — по словам Михаила Лозовского, не хватает мастеров с хорошей школой, воспитывать их приходится внутри производства. Такое устойчивое, но бесперспективное положение дел вкупе со свалившимся на голову карантином 2020-го вдохновило Алену на мысли о том, как можно развить бренд. Ответом стал запуск женской линии, который с одобрения Сергея Аверьянова случился меньше месяца назад. «Я пришла к нему с таким запросом: давайте делать женскую обувь, но так, как нашу мужскую: хорошего качества. Мы ее будем прошивать, будем использовать только натуральные материалы», — рассказывает Лозовская. Аверьянов, по его словам, не сомневался в решении: «Как не доверять ей, если я вижу, что она проходит ровно тот же путь по поиску качественного сырья, мастеров, как и я в 1990-е? Так что я ей верю на 100%».
К настоящему времени Razumno выпустили первые четыре модели. Алена назвала их в честь известных российских художниц: Делоне, Гончарова, Экстер и Попова. Кроме их творчества Алену вдохновили обувные экспонаты Кимрского краеведческого музея, но в целом эти четыре модели — «база», доведенная до идеала в практичности. «Пальчики должны быть закрыты, поскольку в городе мы пальцы не открываем. Обувь должна быть полезна, она не должна провоцировать плоскостопие, всякие грибки и прочее, поэтому мы по максимуму используем кожу во всем. Мы ставим натуральный каблук 20 миллиметров, даже в моделях для осени и зимы он не превысит 40 миллиметров, потому что каблук не должен вредить осанке, здоровью. И колодки у нас, кстати, чуть шире в носочной части, чем у европейской обуви», — уточняет Алена.
Все элементы туфель в Razumno делают из французской кожи, которую Алена и Михаил Лозовские выбирают лично. «Мы приезжаем с папой на дубильни [во Франции], видим палеты с кожей, которую тут же отбирают на Birkin, например, а нам же достается сток. То, что Hermès не надо, они нам продают. Но хороший сток надо хорошенько поискать. Например, шестьдесят шкур мы выбирали с папой целый день», — рассказывает Алена. То есть, по сути, Razumno сделаны из той же кожи, что и Hermès, только на владимирской фабрике Per Nobile, по лекалам, придуманным Аленой вместе с папой.
Целиком из кожи сделан и каблук Razumno. Доказательство — гвоздик, вбитый ровно посередине внешней стороны каблука. «Сейчас как многие обувные бренды делают: берется болванка либо деревянная, либо пластиковая, просто обтягивается кожей — и дизайнеры делают вид, что это все из кожи. Как доказать, что каблук кожаный? Мы с папой решили это сделать, как раз вбив гвоздь. В принципе, при желании его можно вбить и в деревянную, и в пластиковую болванку, но это намного сложнее», — уточняет Алена. Еще один фирменный знак бренда — логотип в виде круга и прямоугольника, который отсылает к эстетике Баухауса. Название бренда тоже не просто так прописано венским шрифтом 1930-х годов. «Мы образно вернулись на сто лет назад с точки зрения простоты дизайна, внимания к ремеслу и восприятия обуви», — говорит Алена.
Каждая пара упакована в белую коробку из обычного картона, которую Алена тоже долго доводила до идеала. Внутри — по отдельному, правому и левому, пыльнику из ивановских тканей. «Здесь все ХБ, нет полиэстера. Я пыталась по максимуму привлекать локальные производства сырья, чтобы сделать ее», — рассказывает она. Пока обувь Razumno стоит более чем разумных денег: в среднем 21 000 за пару. «Справедливая цена этому — 40 тысяч, честно скажу, но мы продаем пары с минимальной маржой, чтобы хоть как-то их продавать, потому что и 21 000 — это дорого. Мне вот вчера написали две девочки, что копят деньги на нашу обувь. Это очень ценно, конечно, но очень страшно не оправдать их доверие», — говорит Алена. Но, кажется, с таким подходом ей нечего бояться.