Как «продаться» с достоинством
иллюстрации:
Аня Лысяк
Коронавирус поставил на паузу множество рынков, включая модный; последствия этого уже ощутили музыканты, организаторы фестивалей, фотографы, модели и стилисты. Проекты больше не «идут в руки», и скоро многим придется искать работу с утроенной силой. Самое время стряхнуть пыль с резюме и посмотреть на него критически. Наем сегодня идет не только на специализированных порталах, но и в соцсетях, а CV, мотивационные письма и портфолио изучают и директора по персоналу, и руководители образовательных программ, и модные дизайнеры. Как преподнести себя с лучшей стороны? Как «продаться» с достоинством и максимальной выгодой? Попахивает строительством персонального бренда, но наша инструкция поможет обойтись без услуг инстаграм-коучей. The Blueprint попросил составить ее Анастасию Ландер — специалистку по коммуникациям, создательницу онлайн-курса о деловой переписке «Пишем сами».
![](/upload/15380/7f3f0017e3b42068a9941800784ee203.png)
1.
Изучите, что хочет увидеть в кандидате «принимающая сторона»
Вывод любого продукта на рынок по-хорошему должен сопровождаться анализом этого самого рынка. В вашем случае часть анализа уже есть — это описание вакансии. Позиции часто описываются очень пространно, но потрудитесь внимательно прочесть список требований к кандидату. Отметьте название вакансии, ключевые слова и формулировки, которыми описан идеальный кандидат, — все это придется включить в ваш текст. Многие западные компании сейчас принимают резюме только через форму на своем сайте: так они скармливают их ботам ATS (Applicant Tracking System), которые ведут проверку по ключевым словам вакансии и фильтруют поток резюме, мчащийся в сторону рекрутеров. Нет ключевых слов — ваше письмо просто не допустят до живого человека.
![](/upload/15380/1ce99d239413a400648f8cec49d7d00d.png)
![](/upload/15380/3f2ba7cf891785f63d0348600fc3faf7.png)
![](/upload/15380/545ebbd1255748651910a5cfeab1365b.png)
2.
Посмотрите на себя со стороны
Продавать себя сложно. Нас (особенно женщин) учили, что надо быть скромнее, не бахвалиться попусту, сначала научиться чему-то, а потом уже заявлять о том, что мы умеем. В итоге мужчины претендуют на вакансию, когда они соответствуют требованиям на 60%, а женщины — только когда на все 100%. Мы не призываем вас лгать в письме работодателю, но попробуйте оценить со стороны весь свой опыт и навыки, отбросив сомнения формата «Да, я год работала стилисткой в магазине, но я не сделала из этого карьеры, не буду об этом писать». Писать обязательно надо, если такой опыт прямо или косвенно соответствует требованиям вакансии.
Хедхантер и соосновательница обувного бренда Nearly Naked Елизавета Буйнова говорит: «Ни в коем случае нельзя врать, потому что мир моды очень маленький, и я могу проверить (и проверяю) каждый ваш опыт работы. При этом мне интересны все должности, которые когда-то занимал человек. Даже если он подрабатывал продажей телефонов, учась в университете: это значит, что он хоть немного, но понимает в ретейле». Поэтому, обдумывая мотивационное письмо или резюме, мысленно представьте ту самую лучшую версию себя, со всеми навыками, которые вы так или иначе приобрели к сегодняшнему дню, даже если ваша последняя руководящая позиция — это староста курса в институте. При этом Буйнова говорит, что подать опыт под нужным углом можно, если вы делаете это аккуратно и с умом. Высшая точка вашей карьеры сегодня — пришить пуговицу к костюму Рианны? Бог с вами, пишите в шапке резюме celebrity dressing, но на личной встрече готовьтесь продемонстрировать профессионализм и ответственность.
![](/upload/15380/76332d9c18f0c914c36734c4c65a629b.png)
![](/upload/15380/019cfd5312629a1c4fd00dcbcb397c2a.png)
![](/upload/15380/50811f7b3885a24ce6fe6cfe04ad3eaa.png)
![](/upload/15380/a382dd253d68dd12afa4640ba84d22de.png)
![](/upload/15380/39b5f5e7e7e174966a3d2289ae676df4.png)
![](/upload/15380/1f5ce5ad1d26c72914163e2bc7c68f64.png)
![](/upload/15380/eed808da6fb9d012bab6573c2b4ddb76.png)
3.
Демонстрируйте измеримые успехи
Говоря о своих достижениях, оцифруйте их и задайте точку отсчета. Не пишите, что вы добились ошеломительного роста продаж за три года работы на позиции старшего продавца. Лучше скажите, что с вашим приходом на предыдущую должность продажи росли на 20 процентных пунктов за год, а у конкурентов в среднем всего на 12 пунктов. При этом не забывайте, что любые данные можно проверить. Елизавета Буйнова объясняет предельно конкретно: «Мне важно знать, как зовут кандидата и как с ним связаться, где он работал, сколько человек у него было в подчинении, какие у него были обязанности и чего он добился за время работы».
![](/upload/15380/9e4104d3e14fe9d3285fa75fd4ff2701.png)
4.
Готовьте документы для каждого конкретного случая
Это очень утомительно, но необходимо, шаблонные письма видно издалека. Резюме и уж тем более мотивационное письмо нужно если не переписывать с нуля, то как минимум переформатировать под каждую конкретную позицию. В CV как минимум меняйте заголовок с учетом вакансии, на которую подаетесь. Мотивационное письмо требует большей переработки. Излагайте как на духу, почему вы хотите работать на предлагаемой должности, почему именно вы достойны места в команде этого дизайнера. Приводите примеры, ссылайтесь на опыт, суммированный в резюме. По сути, сопроводительное письмо — это сочинение по мотивам вашего резюме и вакансии, это возможность рассказать, с каким опытом и навыками вы приходите на позицию и как будете на ней работать. То же касается и портфолио для дизайнеров, стилистов, фотографов, иллюстраторов. При подаче на вакансию, премию или при отправке «холодного» письма в издание, с которым вы мечтаете сотрудничать, составьте кастомную версию своего портфолио, релевантную именно заявленной позиции. Покажите не все проекты, которые вы успели сделать, а те, что в духе бренда, в стиле издания, те, что отвечают требованиям приза или гранта.
![](/upload/15380/52469086751f05ec1187810bd27984ce.png)
5.
Не забывайте о работодателе
Говоря о том, как вам нравится вакансия, не забудьте показать работодателю, что вы понимаете, куда идете. Изучите сайт компании, социальные сети, почитайте интервью ключевых спикеров, посмотрите как можно больше показов, лукбуков — там найдется самый важный контекст. Какие ценности исповедует дизайнер? Какие отзывы команда оставляет на Glassdoor? Сошлитесь на важную для контекста информацию и подкрепите примером то, как вы вписываетесь в профиль искомого кандидата.
Если у бренда вашей мечты нет открытых вакансий, следите за новостями! Елизавета Буйнова говорит, что всегда можно попасть в компанию мечты, если грамотно анализировать перемены в ее жизненном цикле. «Для стартовой позиции нужно отправить резюме в нужное время и нужному человеку, поэтому стоит мониторить, кто откуда уходит и кто куда приходит. Пришел новый глава департамента? Значит, он собирает команду, потому что наверняка с предыдущим ушли несколько человек», — объясняет логику рынка Буйнова.
Также всегда полезно проиллюстрировать примером, как именно вы будете решать задачи работодателя. Если ищут классного креативного директора, упомяните, например, о том, какой уникальный подход вы используете для создания креативных брифов и что именно этот подход качественно изменит в работе агентства. В конечном итоге вы стремитесь заключить с работодателем контракт, а контракт хорош тогда, когда в нем соблюдены интересы обеих сторон. Поэтому покажите на старте, что вы уважаете и учитываете потребности второй стороны.
![](/upload/15380/878b26b6d3fbfee978d69c120ec14dd2.png)
![](/upload/15380/d676f7a136ab1e66664f2d936f34e0a5.png)
6.
Не бойтесь хвалить и себя
Важно не перегнуть палку с нахваливанием работодателя и не заниматься грубой лестью, замалчивая собственные достижения и амбиции. Адресату вашего письма важно понимать, какие цели вы преследуете, претендуя на вакансию. Понятно, что всем важна зарплата и приятный соцпакет, но что насчет профессиональных устремлений? Может быть, дизайнер именно этого бренда — ваш кумир с института? Возможно, вы много лет управляли проектами, а новая вакансия даст вам возможность попробовать себя и в роли арт-директора? Вы всегда занимались только собственной художественной практикой, а в резиденции мечтаете курировать групповую выставку? Обозначайте свои устремления, не бойтесь говорить о них: это то, ради чего вы будете работать, потому что новая зарплата перестанет мотивировать вас довольно быстро.
Учитывайте культурный контекст
В разных странах требования к резюме и мотивационным письмам сильно отличаются, а порой и совершенно противоположны. Елизавета Буйнова комментирует: «В зависимости от страны, где вы находитесь или куда вы хотите отправлять свое резюме, нужно помнить о нескольких ключевых деталях оформления CV. В резюме для американского и британского рынков не рекомендуется упоминать возраст, семейное положение, наличие и возраст детей, гражданство и прочую информацию, которая может так или иначе повлиять на решение работодателя и нарушить ваше право на объективность в оценке вас как кандидата. Фотография — еще одно большое «нет» для американского или британского резюме.
Во Франции и Италии все наоборот: возраст, адрес, семейное положение, дети, гражданство и даже фотография — стандартная информация, которую необходимо упомянуть в резюме. Европейцы не скрывают, что наличие несовершеннолетних детей может так или иначе повлиять на их решение: при переезде детям потребуется школа, что означает лишние затраты для работодателя. При этом сокрытие такой информации может повлечь за собой отказ в приеме на работу.
Для Скандинавии, Германии и прочих европейских стран существует третий тип резюме, где указываются возраст, дата окончания университета и, возможно, адрес».
7.
![](/upload/15380/8ef17e20440713e84eaa88579a4802ac.png)
![](/upload/15380/9890b136d808c5c244e30974e822ad36.png)
![](/upload/15380/c350569450f88b3914a1dcba2058eda7.png)
![](/upload/15380/e220e0319e3a691b15541ce448cbf60c.png)
8.
«Причешите» свои соцсети
Это банальность, но мы подчеркнем: работодатели пристально смотрят на соцсети кандидатов, даже если не во всех странах такой скрининг законодательно разрешен. Перед большим раундом рассылки резюме и мотивационных писем проверьте свои соцсети: не многовато ли там фотографий с веселых вечеринок? Не склонны ли вы к регулярным хейтерским постам в адрес таксистов, бывших коллег, чужих детей или продажных политиков? Безусловно, свобода высказывания — это святое право каждого, просто помните, что работодатель может поддерживать ваши взгляды, а может их и решительно не разделять.
Еще одна простая, но немаловажная истина касается почтовых адресов формата sweetkitten2813_XXX@gmail.com. Если вы принимаетесь всерьез продавать себя, зарегистрируйте имейл, который будет удобоваримой версией ваших имени и фамилии — пусть даже вы используете его только для целей рекрутинга.
![](/upload/15380/ba0a4a9fee64f4317fb3bf8f6a755bcc.png)
9.
Проверяйте ошибки и уважайте формат
Даже если у вас стопроцентная грамотность, пятерка по английскому в четверти и в году и вы печатаете как профессиональная машинистка, не поленитесь прогнать финальные документы через встроенный в текстовый редактор спеллчекер или специализированный сервис проверки стилистики. Например, через англоязычный Grammarly с хорошим функционалом бесплатной версии. Обязательно посмотрите на требования к форматированию документов, если они есть. «Идеальное резюме — то, в котором информация легко находится и считывается. Чем проще формат, тем лучше. Если честно, то порой я готова отдать работу первому кандидату, который пришлет мне резюме, где есть его имя, телефон, почта, нет миллиона картиночек, фона под мрамор и написано оно самым простым шрифтом, даже Arial подойдет», — признается Буйнова.
![](/upload/15380/770b2ab19b44dc4908d308ea9f368d9c.png)
Учтите все требования
Читая описание вакансии, уделите особенное внимание требованиям к подаче документов. Надо ли залить файлы на сайт? Отправить на выделенный почтовый адрес и указать определенную тему письма? Сохранить документы в PDF, а не в Word? Сделать тестовое задание? Проследить, чтобы вес приложенных к письму документов не превышал, например, 8 мегабайтов? Залить файлы в облако? Лучше потратить больше времени и скрупулезно выполнить требования вакансии. Это не капризы, а проверка вашей внимательности и адекватности. Если на этапе соискания вакансии вы не можете выполнить определенный набор требований, где гарантия, что вы будете в состоянии справиться с рабочими задачами?
10.
![](/upload/15380/dc171e607ff935bbb0bb075fa0ecd3f9.png)
11.
Bonus-трек. Не бойтесь напомнить о себе
Скорее всего, если вам не ответили, значит, вы по каким-то причинам не подходите. Но не спешите сбрасывать со счетов человеческий фактор: ваше письмо могло упасть в спам (смотрите пункт про профессионально выглядящий адрес электронной почты), про вас могли забыть, письмо, наконец, могли нечаянно стереть. Подождите 7–10 рабочих дней и, если вы отправляли письмо не через веб-форму, а на чью-то почту, вежливо осведомитесь, не потерялись ли случайно ваши документы. В худшем случае вам снова не ответят.
Стопроцентно работающего рецепта идеального письма и CV не существует, это всегда сочетание многих факторов, включающих в себя и настроение рекрутера, и адекватную работу почтового сервиса, и внутренние механизмы компании, куда вы стремитесь попасть. При этом всегда будут лучше работать письма, составленные так, чтобы в них было легко ориентироваться, чтобы по ним можно было понять, что вы за человек и кандидат. Конечно, мы все знаем истории, когда людей нанимают на классные позиции по итогам быстрой неформальной переписки в соцсетях. Но если вы находитесь на том уровне, когда ваши мессенджеры трещат от сообщений потенциальных работодателей, эта инструкция вам попросту не нужна. Всем остальным мы желаем удачи.